Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2003


ИГРОТЕКА

СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ

Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими. Правильно построенные отношения с ребенком помогают родителям успешно решать сложные внутренние проблемы, волнующие их и ребенка в переходный период.
Предлагаю методику тренинга детско-родительских отношений из цикла занятий родительского клуба. Занятие проводилось с детьми девятого класса и родителями. Предварительно классный руководитель попросил учащихся написать сочинения-миниатюры на темы детских воспоминаний, истории семейных фотографий.

Цели
Коррекция взаимоотношений, формирование взаимопонимания, толерантности, положительного эмоционального настроя.

Условия проведения
Упражнения (кроме первого) не должны носить соревновательного характера.
Ребята оформляют кабинет, готовят пригласительные билеты для родителей, устраивают чаепитие.

Материалы
Листы плотной бумаги большого формата (длина листа соответствует длине школьного стола), краски, фломастеры, гуашь, кисти, емкости с водой, листы для групповой работы, визитки для каждого.

ХОД ЗАНЯТИЯ
По периметру класса расставлены стулья, ребята и родители рассаживаются группами.

1. Энергизатор «Вспомни...»
Между группами проводится игра на знание стихотворений из школьной программы.

2. Пресс-конференция
Группы готовят вопросы: дети — родителям, родители — детям. Вопросы могут касаться межличностных отношений, ценностных ориентаций, воспитания, здорового образа жизни. Каждая команда поочередно отвечает на вопросы «журналистов».

3. Блиц-турнир на тему «Отцы и дети»
Каждая группа, посовещавшись, заканчивает предложения:
— Я чувствую себя счастливым...
— У меня улучшается настроение...
— Я не прав, когда...
— Культура начинается...
— Любовь значит...
— Семейное счастье...
— Воспитывать значит...
— Путь к сердцу (родителя, ребенка)...

4. Групповая работа «Причины конфликтов отцов и детей»
Группы делятся на подгруппы. В каждой подгруппе под управлением ведущего проводится обсуждение темы по плану:
Назвать существующие причины конфликтов отношений.
Выбрать из них наиболее существенные.
Продумать пути выхода из конфликта (на примере одного).
Это задание является ключевым во всем занятии, и ведущему необходимо создать все условия для работы, а именно: достаточное количество времени, комфорт, возможность высказаться каждому желающему.
Начинается работа с распределения в каждой подгруппе (например, по цвету волос, глаз, высоте каблука) ролей ведущего, докладчика и секретаря.
После обсуждения ведущий каждой подгруппы сообщает мнение.

5. Ролевая игра
Из каждой подгруппы берется по 2 участника и формируются четыре пары родитель — ребенок. По жребию каждой паре предлагается ситуация, которую нужно обыграть. Причем родителю предлагается роль ребенка, а ребенку — родителя. Ситуации предлагаются на отдельных листочках.
Варианты ситуаций:
«Объясни, почему...»
«Опять двойка...»
«Я виноват...»
«Мама, нас вызывают к директору...»

6. Упражнение «Комплимент»
Это самый волнующий момент занятия, так как родителям и детям необходимо обменяться комплиментами. Например, каждый заканчивает предложение:
«Моя мама (мой папа)...» или «Моя дочь (мой сын)...».

7. Рисунок «Счастье»
Заключительным этапом работы является совместное рисование на тему «СЧАСТЬЕ». Для удобства вокруг столов рассаживаются по 6—8 участников. Всех необходимо настроить на получение удовольствия от работы, на возможность реализовать свои чувства и мысли в рисунке. Далее каждая группа представляет то, что она сделала, подводит итог совместной работы, отмечает эффективность всего занятия.
Для большей результативности желательно, чтобы высказался каждый участник, заканчивая фразу:
«Спасибо за то, что сегодня...»
Завершается встреча чаепитием, во время которого можно предложить участникам вспомнить и рассказать интересные истории из детства.

Пригласительный билет

Елена ЗАХАРОВА,
педагог-психолог,
директор муниципального образовательного
учреждения для детей,
нуждающихся
в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи
центра
психолого-педагогической
реабилитации и коррекции «Диалог»,
г. Шимановск, Амурская обл.