Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ «ОБЩЕНИЕ»

Все аспекты процесса общения, указанные в схеме, могут быть отнесены к любому акту коммуникации. Их нельзя считать специфичными именно для общения психолога с клиентом. Однако в профессиональном психологическом общении эти аспекты приобретают некоторые особенности.
Выделяемые Г.М. Андреевой три взаимосвязанные стороны (они же характеристики) общения — информационная, интерактивная и перцептивная — связаны с функциями, которые выполняет общение.
Во-первых, оно несет информацию партнерам по коммуникации, то есть может быть рассмотрено как процесс приема–передачи сообщений. Этот процесс обоюдный. В нашем случае и психолог, и клиент являются активными субъектами. И тот и другой в результате обмена информацией оказывают воздействие на мысли, чувства и поведение партнера. Но при этом именно психолог в первую очередь заботится об оптимальности обмена информацией, поскольку заинтересован в получении максимума важных сведений о клиенте и дозировании предоставляемой им самим информации.
Еще одной его заботой является совпадение кодов шифровки/дешифровки сообщений, чтобы информация была правильно понята обоими партнерами.
Кроме того, при рассмотрении информационной стороны общения необходимо учитывать, что именно она реализуется еще и через функцию самопрезентации. Ведь и психолог, и клиент в процесс общения открывают себя, свою личность партнеру. Такое самопредъявление обязательно должно быть конгруэнтным (по К. Роджерсу), по крайней мере — со стороны психолога. Лишь тогда акт коммуникации будет эффективным.
Во-вторых, в общении выделяют интерактивную сторону, которая реализуется в регуляторной и организационной функциях. Если первая сторона общения была связана с обменом информацией, то вторая — с взаимодействием как процессом взаимной социальной активности.
Иными словами, в процессе общения психолог воздействует на мотивы, убеждения, программы, способы принятия решений и выполнение действий клиента (это делает и его партнер, но, как правило, в меньшей степени).
В обычном деловом общении такое воздействие может быть ярко выраженным, открыто демонстрируемым. В психологическом общении оно проявляется чаще в форме сознательной регуляции психологом своего поведения, в оказании помощи и создании условий для изменений партнера и не носит директивного характера.
Организационная функция психологического общения заключается в непосредственной организации взаимодействия психолога с клиентом.
В-третьих, следует рассмотреть перцептивную сторону общения, понимаемую как процесс взаимовосприятия партнерами друг друга, во время которого складываются эмоционально насыщенные межличностные отношения.
Аффективная функция общения при этом заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчении, психологическом комфорте и контроле эмоций, коррекции или создании социально значимого аффективного отношения. Очевидно, что эта функция должна быть дополнена эмпатийной, то есть функцией взаимного сопереживания, — лишь тогда становится реальным глубокое взаимопонимание.
Положительно эмоциональное, комфортное общение создает условия для совместной творческой деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей уважение, благодарность, симпатию.
В процессе такого общения две личности — психолог и клиент — начинают образовывать некое общее эмоционально-психологическое пространство, в котором возникает возможность для разворачивания полисубъектного взаимодействия.
Названные стороны и функции общения находят свое выражение с помощью средств, образующих две важнейшие знаковые системы — вербальную (речевую) и невербальную (неречевую).
В вербальной системе различают устную и письменную речь. В невербальной — такие формы, как кинесика (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистика (системы вокализации: высота голоса, тембр, громкость, паузы, покашливания и т.п.), проксемика (организация пространства и времени общения) и визуальные сигналы (система контакта глазами).
Исследователями выделяется довольно большое число так называемых эффектов общения — особых психологических механизмов, одни из которых помогают нам лучше адаптироваться к ситуациям общения, а другие, наоборот, искажают адекватность представлений о партнере.
Часть изучаемых феноменов представлена в схеме, однако список нельзя считать исчерпывающим. Психологу в ситуациях профессионального общения необходимо учитывать действие этих эффектов, стараться использовать их возможности и избегать негативных последствий.
Эффект первого впечатления заключается в том факте, что первичный контакт очень существенно влияет на последующее формирование образа партнера. Некоторые из психологов (см., например, книгу В. Ясвина и С. Дерябо) даже говорят о «правиле пятнадцати секунд», согласно которому главнейшие и довольно устойчивые представления о человеке складываются у нас в течение именно такого количества времени с начала общения.
Вместе с тем глубина ориентировочного рефлекса по отношению к партнеру постепенно увеличивается в период девяти недель общения. По мнению А.А. Бодалева, более правильное понимание человека возникает у общающихся людей при не очень длительном и, главное, не очень тесном знакомстве.

Статья опубликована при поддержке "Новой Психиатрической Службы". Психиатрическое освидетельствование, консультации, госпитализация, перевозка психических больных. Лечение шизофрении, депрессии, алкогольных психозов, деменции, тревог, биополярного аффективного расстройства анонимно. Вызов частного врача на дом в Москве и Московской области. Узнать подробнее о службе, услугах и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://newpsyhelp.ru/.

С указанным эффектом тесно связан эффект ореола, или «гало-эффект». Он убедительно подтверждает популярную поговорку о том, что встречают по одежке. В «Маленьком принце» А. Сент-Экзюпери рассказывается, как турецкому астроному, открывшему астероид В-612 и доложившему об этом на международном конгрессе, никто не поверил, потому что ученый был одет... по-турецки. Когда же через несколько лет он слово в слово повторил свое сообщение в европейском костюме — все с ним согласились.
Эффект ореола базируется на индуктивном методе рассуждения, когда на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей класса делается вывод о наличии этих качеств у всех объектов данного класса. Происходит классификация форм поведения и интерпретация (часто без каких-либо серьезных оснований) причин этого поведения в соответствии с уже известными явлениями, отвечающими социальным стереотипам.
Так, например, специальные исследования свидетельствует о широкой распространенности стереотипных представлений об однозначных связях между внешностью человека и чертами его характера (стереотипизация). В одном социально-психологическом опросе из 72 человек семнадцать утверждали, что люди с высоким лбом — умные, девять заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей. Пятеро считали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, желанием всеми командовать. Еще пятеро полагали, что красивые люди или глупцы, или себялюбцы.
Суть механизма упрощения — в неосознаваемом стремлении иметь четкие, непротиворечивые, упорядоченные представления о партнерах по общению, что приводит к «сглаживанию» реальных психологических характеристик и преувеличению однородности воспринимаемых личностей.
Этому стремлению отвечают схематизированные образы многих «легких» фильмов: есть герой, смелый и решительный, и его противник — конченый злодей.
К сожалению, и у многих психологов можно обнаружить тенденцию предельно упрощенно определять своих клиентов как «астенических интровертов» или, скажем, «циклоидов».
Проекция определяется как перенос на партнеров по общению психических особенностей самого субъекта восприятия. Происходит приписывание и положительных, и отрицательных черт. Например, в одном эксперименте испытуемые, у которых были ярко выражены желчность, упрямство и подозрительность, фиксировали названные особенности у оцениваемого человека значительно выше, чем те, кто не обладал такими чертами. Как указывает А.А. Бодалев, у людей, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность, механизм проекции выражен более сильно.
Еще один эффект, который может проявиться и в профессиональном общении психолога с клиентом, — этноцентризм. В случае принадлежности психолога и клиента к одной и той же национальной группе может произойти завышение положительных особенностей воспринимаемого, а в случае принадлежности к другому этносу — занижение или объективная оценка. Такая «этническая предвзятость» может оказаться характерной и для клиента, и для самого психолога.
Каузальная атрибуция означает буквально причинную интерпретацию. Объяснение причин поступков и слов другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мотивов, мыслей происходит чаще всего неосознанно. При этом большое значение имеет та информация, которую получил субъект восприятия. В известном психологическом эксперименте двум группам студентов показывали фотографию одного и того же человека, но в одном случае его представили как видного ученого, а в другом — как преступника. Первая группа испытуемых дала его характеристику как человека, напряженно работающего, доброго, отзывчивого, с умными и ласковыми глазами. Вторая утверждала, что перед ними портрет жесткого, решительного и коварного человека, в глазах которого — злость и беспощадность. Так что психологу надо опасаться ошибочной каузальной атрибуции в общении с клиентом.
Рефлексия трактуется в психологии двояко. В общей психологии обычно речь идет о рефлексии как особом механизме самосознания. В социальной психологии, в сферу которой попадает категория общения, рефлексия — это осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению. Самая точная метафора для описания рефлексии — удвоенное зеркальное отражение.
Как тут не вспомнить описание многократно отраженной рефлексии в стихотворном переводе С.Я. Маршака:
— Он целовал вас, кажется?
— Боюсь, что это так.
— Но как же вы позволили?
— Ах, он такой чудак!
Он думал, что уснула я
И все во сне стерплю,
Иль думал, что я думала,
Что думал он: я сплю.

Идентификация — последний из названных в схеме механизмов — это понимание другого человека через отождествление с ним. «Встать на место» другого человека — непростое искусство, в котором важная роль принадлежит воображению. Психологу такая способность может быть очень полезна. Что происходит с психологом, не обладающим способностью к идентификации и «застрявшим» в неправильно понятой профессиональной роли, поведано в притче-анекдоте, рассказанном Р.М. Грановской.
Зайцы пришли к сове посоветоваться по жизненно важной проблеме. «Ты такая мудрая, — сказали они. — Помоги нам. Нас преследуют и едят волки. Вот на прошлой неделе еще двух съели. Что нам делать?» «Хорошо, у меня есть идея, — сказала сова. — Вам надо превратиться в ежиков, волк попробует, наколется и больше пробовать не станет». «Прекрасно!» — воскликнули зайчики и побежали рассказывать об этом выходе из трудного положения другим. Потом остановились, призадумались и вернулись к сове уточнить, как превратиться в ежиков. А сова им и говорит: «Вы что, я ведь специалист по стратегии, тактика не моя сфера!»

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
3. Грановская Р.М. Психология в примерах. СПб., 2002.
4. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1998.
6. Современная психология: справочное руководство. М., 1999.