Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2003


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ЛИНИИ КОНФЛИКТА

Арт-терапевтическое упражнение

Святая наука — расслышать друг друга...

Булат Окуджава

Пожалуй, у каждого есть память душевной боли.

На ветке шрам и на стволе —
обидные отметины.
Как хорошо, что на душе
шрам менее заметен.

Таково эмоциональное прочтение проблемы.
В научном понимании источником душевных травм является нарушенное общение и, соответственно, конфликты как результат отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Стороны могут быть представлены людьми, группами, социальными общностями, а также мыслями, чувствами и взглядами отдельно взятой личности.
Это отражается в различных типах конфликтов: межличностном, между личностью и группой, межгрупповом, социальном или внутриличностном.
Неразрешенные конфликты остаются в нашем бессознательном и могут оказывать негативное влияние на личность. Снижается эмпатия, нарушаются контакты, неудовлетворенность поглощает весь внутренний мир человека.
Моделирование конфликтной ситуации позволяет если не решить, то, по крайней мере, взглянуть на нее по-новому.

Цель: помочь человеку актуализировать конфликтную ситуацию, исследовать свое поведение в ней, осознать собственные чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.
Условия проведения: арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Методика подходит для индивидуальных занятий и работы в группе до 12–15 человек.
Материалы: листы белой бумаги формата А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), которые легко скользят по поверхности бумаги.

Основные этапы

1. Индивидуальная работа
Участники работают самостоятельно и не имеют возможности наблюдать за работой других.
Инструкция
Вспомните субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию, участником которой вы являлись. Выберите два фломастера (карандаша, мелка), обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). Возьмите лист и поставьте на нем цифру 1. В рабочую руку возьмите фломастер (карандаш, мелок), обозначающий вас, в нерабочую — фломастер (карандаш, мелок), обозначающий вашего оппонента. Изобразите конфликтную ситуацию с помощью линий, не отрывая фломастеров (карандашей, мелков) от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его.
На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры (карандаши, мелки) в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука рисует линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука — линии вашего собственного поведения.
Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ от лица каждой линии, а затем какого-либо элемента: петли, закорючки, точки и др. О чем говорят вам получившиеся образы? Какой символический смысл они несут? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?

Примечание. Листы бумаги необходимо закрепить так, чтобы они не скользили в процессе работы.

2. Этап вербализации
Участники садятся в круг, по желанию показывают свои рисунки и рассказывают об изображенных на них конфликтных ситуациях. Остальные могут задавать вопросы:
— Что ты чувствовал (а) в процессе рисования?
— Что ты чувствуешь сейчас?
— Как развивался конфликт и разрешился ли он?
— Изменилось ли твое понимание причин и последствий конфликтной ситуации? Как ты теперь видишь свою роль и роль твоего оппонента в конфликте?

Этот этап ставит клиента в активную позицию, он берет на себя ответственность, пытаясь понять природу своих переживаний, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.
Важно создать атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

3. Заключительный этап
Психолог предлагает участникам занятия поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.
Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, сжечь, смять рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе.

Комментарии

По мнению известного американского арт-терапевта М. Бетенски, линия — один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду с формой и цветом. С ее помощью человек может выразить свои переживания, отобразить внутренний мир.
Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или сущностях, не просто создавая образ или картинку, а выражая свои эмоции и чувства. Большую роль здесь играет бессознательное. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий.
Линия может символизировать жизненный путь в целом или определенный его этап.
В упражнении «Линии конфликта» участники рисуют одну и ту же ситуацию дважды. С чем это связано?
Многие психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что нерабочая рука ассоциируется с бессознательным. Поэтому, когда человек рисует нерабочей (как правило, левой) рукой, он менее подвержен контролю со стороны сознания, а значит, более импульсивен, эмоционален, «правдив». Правая рука ассоциируется с сознанием. По мнению Аммана, левая рука представляет внутренний мир, а правая — внешний мир, реальность и жизненные цели человека.
Следовательно, меняя положение фломастеров (карандашей, мелков) на первом и втором рисунках, мы имеем возможность сравнить реальное (бессознательное) с желаемым (сознание).

Иллюстрации

При интерпретации важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта.
Петляющие, многократно пересекающиеся линии, возможно, указывают на запутанность ситуации, многочисленные попытки решения конфликта. Такие линии особенно часто встречаются на рисунках внутрисемейных конфликтов (на одной территории).
Например, на рис. 1 линии расположены близко друг к другу, что может свидетельствовать о родственных отношениях между участниками конфликта. Из беседы выяснилось, что автор (черная линия) конфликтует со своей мамой (красная линия). Оба участника активны. Они «нападают» друг на друга и в эти моменты ведут себя агрессивно (большое количество острых углов, направленных на оппонента). Вероятно, участники конфликта возбуждены и испытывают большое напряжение. При этом петли напоминают «передышки» между «стычками». Возникает чувство, что они не могут отпустить друг друга, но и не хотят уступать.
Обратим внимание на характер красной линии (на рис. 1В эта линия справа). Она имеет большее количество острых углов, то есть автор сознательно рисует своего соперника более агрессивным.
Анализируя ситуацию в целом, можно отметить, что на рис. 1А конфликт протекает довольно ровно. В то время как рис. 1В свидетельствует о его нарастающей силе.
Можно предположить, что автор изобразил типичный для семейной ситуации конфликт.
Линии, образующие «клубок», характерны для людей, имеющих внутриличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью и отсутствием порядка.
Автор рис. 2 изобразил зигзагообразные плавные и мягкие линии. Они многократно пересекаются, образуя «клубок». Это может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен. Гармония личности нарушена. Черты характера вступили в борьбу друг с другом. Понятно, что эти черты появились не вдруг. Вероятно, они были всегда, но в какой-то момент их противоборство достигло предела.
Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекаются и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений.
На рис. 3 синяя линия, от лица автора, носит оборонительный характер. Она, как видно, почти не содержит острых углов (рис. 3А справа), либо они отсутствуют вовсе (рис. 3В слева). Коричневая линия более импульсивна. Многочисленные ее «выпады» в сторону синей линии (соперника) особенно заметны после точки соприкосновения, которая, возможно, символизирует кульминацию конфликта. Прослеживается постепенный внутренний, вероятно еще не до конца осознаваемый автором, разрыв отношений. Судя по характеру линий, можно предположить, что сам автор в конфликте ведет себя менее агрессивно, нежели его оппонент.
Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга линии с большой долей вероятности означают, что человек не смог вспомнить или отрефлексировать конфликтную ситуацию.
Рассмотрим, например, рис. 4. Линии находятся на некотором расстоянии друг от друга, не соприкасаются, не пересекаются, что говорит об отсутствии какого-либо взаимодействия между визуализированными персонажами конфликта.
Информативны внешние признаки линий. Однако при интерпретации важно иметь в виду, что характер и толщина линий могут зависеть не только от индивидуальных особенностей автора, но и от качества бумаги, карандашей, фломастеров.
Так, объективно тонкая линия расценивается как индикатор неблагоприятного эмоционального самочувствия, нерешительности, беспокойства, страха проиграть в конфликтной ситуации.
Толстые линии, с одной стороны, указывают на активность, энергичность, уверенность, с другой — на тревожность и напряженность.
Значимым диагностическим признаком является направление линий. Линии, идущие вверх, символизируют развитие конфликта. Движение в обратном направлении, как правило, признак угасания, сглаживания, ухода или разрешения конфликтной ситуации.
Точки (места, в которых автор замедлял и останавливал движение фломастера) могут свидетельствовать о спонтанной реакции сильного внутреннего переживания; отражать моменты осознания или сознательного обдумывания «театра конфликтных действий».
По характеру завершения линий можно судить о стратегии поведения в ситуации конфликта.
Стратегию ухода (уклонения) можно увидеть на рис. 3 (расходящиеся линии). Автор рисунка рассказала такую историю.
«Я — синяя линия. Я сама во всем виновата. Если бы я не требовала от него так много, мы бы и сейчас были счастливы. А теперь только ругаемся. А он хороший, он любит меня. Он все делает, чтобы мне угодить. Я такая неблагодарная. Вот и вчера мы поругались. И он снова ушел. Почему я его не остановила? Мне так больно. Надеюсь, он вернется, и все будет по-прежнему».
Конфронтация хорошо заметна на рис. 1. Здесь нет понимания и принятия друг друга. В итоге конфликт остается, что подтверждается образным рассказом автора.
«Я — красная линия, я старше, мудрее. Я смогу уберечь тебя от ошибок, ты должна следовать моему примеру, слушаться меня. Ты еще не можешь решать за себя.
Я — черная линия, я уважаю тебя и люблю, но у меня своя ЖИЗНЬ, и пусть в ней будут ошибки, но я не хочу жить ТВОЕЙ жизнью».
По рис. 2 нельзя точно сказать, пришли ли стороны к компромиссу (приемлемое решение путем взаимных уступок), или одна сторона уступила другой (сглаживание). Однако из рассказа автора следует, что он отказывается от собственной точки зрения и таким образом пытается разрешить конфликт, то есть он выбрал стратегию приспособления.
«Я — зеленая линия. Ты — черная линия. Но некоторые черты твоего характера меня раздражают. Я хочу изменить их, хотя понимаю, что это почти невозможно. Человека так трудно изменить.
Черная линия:
— Ишь чего захотела! Я и не собиралась становиться другой. А не измениться ли тебе самой?
Зеленая линия:
— Иногда я тоже думаю об этом, даже предпринимаю некоторые попытки, а потом все возвращается на круги своя и нарастает, нарастает. Но когда-то терпению приходит конец. Я не могу так больше жить! Что же мне делать? Может, принять черты твоего характера и научиться жить с ними?»

В рисунках встречаются и такие стили разрешения конфликтов, как настойчивость (принуждение) и сотрудничество (решение проблемы).
Таким образом, диагностические возможности арт-терапевтического упражнения «Линии конфликта» позволяют приблизиться к пониманию эмоционального и поведенческого паттерна личности в условиях нарушенного общения, а значит — найти способы конструктивной помощи и поддержки.

Наталья ТАРАКАНОВА,
Юлия ПЕТРОВИЧЕВА,
аспиранты
Ульяновского
государственного
педагогического университета,
Людмила ЛЕБЕДЕВА,
доктор педагогических наук

Публикация статьи произведена при поддержке медицинского центра «МедиКлаб». В широкий спектр предложений медицинского центра «МедиКлаб» входит такая услуга, как лазерное удаление шрамов и рубцов. Использование инновационных технологий и оборудования, опыт и профессионализм работников медицинского центра «МедиКлаб» обеспечат быстрое, эффективное и безопасное удаление стрий, растяжек и шрамов различной формы и степени давности. Узнать больше о предоставляемых услугах и записаться на прием on-line можно на официальном сайте медицинского центра «МедиКлаб», который располагается по адресу http://medi-club.ru