Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2003


ГИЛЬДИЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР

С развитием электронных средств связи виртуальные способы взаимодействия получили самое широкое распространение. Выйдя в Интернет, можно легко найти собеседников в любом уголке земного шара.
Подростково-молодежная аудитория, составляющая подавляющее большинство посетителей разнообразных Интернет-чатов, потребность в виртуальном общении друг с другом может удовлетворить достаточно полно (был бы доступ в Интернет).
Характерной особенностью виртуального общения является то, что оно, как правило, спонтанное, лишь иногда (часто стихийно) направляемое в определенное тематическое русло.
Но Интернет открывает много и других возможностей для общения — не только развлекательного, но и серьезного, дающего возможность сориентироваться в жизни, разобраться со своим будущим, обсудить важные вопросы не только со сверстниками, но и с взрослыми людьми. А ведь именно дефицит такого общения существует в современной подростковой среде. Не каждый молодой человек имеет «значимого взрослого», к которому он мог бы обратиться за советом в решении той или иной проблемы.
К сожалению, и школьный психолог не всегда может стать таким «значимым взрослым», поскольку действительно имеющий проблемы ребенок может не захотеть пойти за советом к человеку, представляющему «школьных» взрослых, а уж о консультации в психологическом центре и говорить не приходится.

НЕ ТОЛЬКО ПРО ЭТО

В современном виртуальном пространстве встречаются попытки организовать доверительное общение молодежи и взрослых, правда, на мой взгляд, не совсем удачные.
Так, на одном из подростковых сайтов я нашла многообещающий призыв — задавать любые вопросы психологу и при этом не бояться спрашивать про самое сокровенное.
Стало интересно — что же современные дети хотят узнать у представителей психологической науки анонимно? То есть о чем хотят, но стесняются спросить при личном общении?
Оказалось, что подавляющее большинство писем содержит один и тот же сакраментальный вопрос: «Как увеличить половой член в домашних условиях?» Проблема, безусловно, животрепещущая для отроков, но непонятно, почему ее решение ожидалось именно от психолога? (Кстати, эти и другие мольбы подростков организаторы сайта вообще оставили без внимания.)
Все это заставило задуматься. О том, что наши подростки (по крайней мере, та их часть, которая «обитает» в Интернете) совершенно не представляют, чем на самом деле может помочь психолог. А также о том, что к организации виртуального общения детей и взрослых надо относиться достаточно серьезно. То есть следует быть готовым не только к лавине подобных вопросов, но и к тому, чтобы направлять размышления подрастающего поколения в нужное и полезное для них русло.

ОБЩАТЬСЯ, СПРАШИВАТЬ, УЗНАВАТЬ

Такую возможность предоставил всем желающим телекоммуникационный клуб «Социальный навигатор». Он создан специалистами ярославского центра «Ресурс» совместно с Областным центром телекоммуникации и информационных систем в образовании при поддержке Института «Открытое общество». Клуб открылся в рамках проекта «Региональная система управления качеством образования».
Его создатели рассматривают свой виртуальный клуб как «возможность общаться, узнавать, высказывать свое мнение, спрашивать». Продумывая его содержание, специалисты центра «Ресурс» решили остановиться на трех значимых для молодежи проблемах: учеба, работа и общение.
Две первых странички — «Учиться» и «Работать» — вполне могут заменить ребятам не только общение с психологом или педагогом у себя в школе, но и посещение специализированного профориентационного центра.
Для тех, кто решил продолжить образование и стоит перед проблемой выбора учебного заведения, предлагается целый арсенал средств, позволяющих сориентироваться в разнообразии учебных заведений и реально оценить свои возможности. Здесь не только есть список высших учебных заведений Ярославля, негосударственных образовательных учреждений и филиалов московских вузов, но и продумана система поиска, которая позволит найти любое учебное заведение и полную информацию о нем.
Блок «Приемная комиссия» содержит сведения о правилах, порядке приема в вуз и сдаче вступительных экзаменов. Здесь можно узнать, какие льготы предоставляются абитуриентам, ознакомиться с положением о платном обучении, прочесть перечень вступительных экзаменов, а также получить другую полезную информацию.
Рубрика «Помощь в выборе профессии» позволит всем желающим самостоятельно провести диагностику профессиональных качеств по методикам ведущих специалистов-психологов.
Крайне полезен и раздел «On-line курсы», где можно узнать, как самостоятельно подготовиться к вступительным испытаниям по физике, химии, литературе, биологии, проверить свои знания по всем предметам, ознакомиться с критериями оценки и требованиями, предъявляемыми на экзамене.
Тем, кто в будущем планирует начать трудовую деятельность, адресована страничка «Работать». Она знакомит с организациями Ярославской области, оказывающими помощь в трудоустройстве и выборе профессии.
Обратившись к рубрике «Помощь в выборе профессии», посетители сайта узнают, как самостоятельно провести диагностику своих профессиональных качеств, используя специальные тесты. Раздел, посвященный службе занятости, подскажет, какие услуги и программы будут полезны для трудоустройства.

КЛУБНОЕ ОБЩЕНИЕ

Возможность общения как со своими сверстниками, так и со взрослыми предоставлена на страничке «Клуб «Социальный навигатор». Здесь молодые люди могут высказать свое мнение по актуальной проблеме (рубрика «Обсуждаем тему»), задать вопрос специалисту («Вопросы и ответы») и лучше узнать себя («Кто я?»)
Тем, кто «открыл» страничку рубрики «Обсуждаем тему», предлагается принять участие в двух проектах: «Молодежь против наркотиков» и «Что такое хорошая школа?»
Свое отношение к названным проблемам предлагается выразить несколькими способами: ответив на вопросы анкеты, приняв участие в конкурсе творческих работ «Мои способы пропаганды здорового образа жизни» и непосредственно на форуме.
Если судить по тем итогам, которые подвели организаторы обсуждения, предложенный вариант общения вызвал большой интерес у молодых людей.
К примеру, в виртуальном опросе «Молодежь против наркотиков» приняли участие 1210 человек из самых разных городов России и ближнего зарубежья: Ярославля, Москвы, Екатеринбурга, Тутаева, Трехгорного, Владивостока, Семибратово, Гаврилов-Яма, Калининграда, Баку, Барабинска, Снежинска, Воронежа, Риги, Новоуральска и Тюмени. Из них подавляющее большинство — 1170 человек — учащиеся школ, студенты средних профессиональных и высших учебных заведений.
Большинство участвующих в опросе — молодежь в возрасте до 20 лет (1163 человека). Интерес к проблеме профилактики наркомании проявили некоторые родители и учителя (31 человек).
Данные опроса позволили специалистам провести интересный анализ его результатов с последующим обсуждением итогов на сайте.
Я узнала, что по мнению 44% респондентов люди начинают употреблять наркотики в первую очередь в дружеской компании, особенно если в ней уже есть наркоманы. Среди причин приобщения к наркотикам отмечены также любопытство — 41,7%, стремление отвлечься от реальности — 29,6%, решить собственные проблемы — 26,6%. И только 9,8% принявших участие в опросе считают, что это происходит насильственным путем.
Что касается распространения наркотических веществ, то чаще всего их можно приобрести в местах массового скопления молодежи — в дискотеках, клубах, барах, кинотеатрах (21%). Правда, около 20% опрошенных высказали мнение, что за наркотиками далеко ходить не надо: их можно купить прямо на улице и даже в учебных заведениях.
Наиболее эффективными способами противостоять соблазну участники опроса считают избегание общения с наркоманами и тщательный выбор друзей.
Интересны и творческие работы — плакаты, рисунки и даже анимационные фильмы, с которыми также можно познакомиться на сайте.
Обсуждение другой проблемы: «Что такое хорошая школа?», которое завершилось два года назад, уже позволило организаторам сделать необходимые выводы о качестве и формах образования.

СПРОСИ — УЗНАЕШЬ

Страничка вопросов и ответов в «Социальном навигаторе» также выглядит весьма солидно. Причем желающих задать вопросы нашлось довольно много среди не только молодых людей, но и их родителей. Большинство затрагивают конкретные проблемы, связанные с выбором будущей специальности или места обучения. Реже обращаются за консультацией психологического плана.
Но главное — ни один из вопросов не остается без подробного и компетентного ответа с указанием адресов и телефонов, где может быть оказана реальная помощь.
Те из молодых людей, кто хочет больше узнать о себе, своих психологических особенностях, могут обратиться к разделу «Кто я», где размещены несколько популярных тестов и ссылки на молодежные странички психологических сайтов.
Конечно, не все в этом начинании пока еще доведено до совершенства, но знакомство с проектом говорит о перспективности такой формы общения.
Может быть, именно виртуальное пространство позволит продвинуться на пути конструктивного обмена мнениями между поколениями детей и взрослых, где первым может быть оказана ненавязчивая помощь и поддержка.
Хочется отметить, что сайт Ярославского областного центра телекоммуникации и информационных систем в образовании, составной частью которого является телекоммуникационный клуб «Социальный навигатор», выдвинут Российской академией Интернета на получение Национальной премии Интернета за 2003 год в номинации «Сайты для аудитории в возрасте до 18 лет».

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Телекоммуникационный клуб
«Социальный навигатор»
www.edu.yar.ru/russian/projects/socnav