Психология общения
Рудольф Вердербер, Кэтлин Вердербер
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, Издательский дом «Нева»;
М.: Олма-Пресс, 2003
Нам предложен очередной «самый главный» и
«самый лучший» международный учебник. На этот
раз — по психологии общения в 11-м (!) издании.
Очевидно, что книга с такой завидной судьбой не
может не привлечь внимания, тем более что
посвящена она теме принципиально важной для
становления психолога-профессионала:
коммуникация в ее различных ипостасях.
Книга включает четыре части. Первая — «Основы
коммуникации» — излагает важнейшие положения
теории психологической коммуникации,
рассматривает ее виды (вербальную и
невербальную), принципы и психологию личности в
контексте коммуникации («Восприятие себя и
других»).
Вторая часть посвящена проблемам и тонкостям
межличностной коммуникации — ведение беседы и
умение слушать, обратная связь и самораскрытие,
построение отношений в процессе коммуникации и
др. Сюда же по причудливой логике авторов попали
главы, посвященные разрешению конфликтов и
интервьюированию.
Третья часть рассматривает коммуникацию в
контексте группового взаимодействия: роли,
лидерство, групповое принятие решений и прочие
составляющие классического набора психологии
малых групп.
Наконец, четвертая часть, центральная (хотя и
последняя), посвящена проблемам публичного
выступления. Этому отдана почти половина текста
учебника. И в этом смысле рецензируемый труд —
фундаментальный источник информации по
проблемам проектирования и реализации различных
публичных выступлений.
Нам неизвестно, как выглядели первые издания
учебника, но его последний вариант в плане
структуры и технологичности изложения доведен
до совершенства, местами переходящего в
занудство.
В желании совместить научно-теоретическую и
практическую составляющие проблемы в «одном
флаконе» авторы создали особый стиль,
опирающийся на четкую структуру (местами
доминирующую над содержанием):
А) теоретическое понимание излагаемой проблемы,
закладывающее фундамент специальных навыков; Б)
примеры, предоставляющие читателю возможность
оценить эффективность применения данных навыков
другими людьми; В) шаги, связанные с реализацией
данных навыков; Г) практическое использование
навыков; Д) оценка слушателем себя в контексте
усваиваемых навыков; Е) обзор всего
вышеизложенного.
И так — по каждой обсуждаемой теме. Все
определения выделены, каждое слово на своем
месте, фотографии иллюстрируют, примеры
объясняют, советы помогают.
Но что-то смущает... Четкость, возведенная в ранг
догмы, как ни странно, мешает осмыслить
содержание.
Кроме того, очень плохо усваиваются все эти
примеры про Мегги, Дальтона и Сьюзи, экзотические
для нас истории, привязанные к американскому
образу жизни — абсолютно чужой нам
коммуникативной реальности.
Рубрика «Как бы вы поступили? Вопрос этики» —
замечательная по задумке — это почти 100%-ное
непопадание в этические проблемы нашей культуры.
Еще что-то смущает... Для меня без ответа остался
вопрос: а если бы я не имела высшего
социально-психологического образования и не
читала на эту тему лекции уже полтора десятка
лет, смогла бы я усвоить материал этой книги и
разобраться в проблеме общения? Не знаю. Не
уверена.
Марина БИТЯНОВА |