Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2003


ИГРОТЕКА

МЕЖЗВЕЗДНЫЙ СКИТАЛЕЦ

Психологическая игра для учащихся 6–7 классов

Цели:
— способствовать формированию у ребят умения строить свои отношения с окружающими людьми на принципах терпимости, принятия другого человека, его мнения, мыслей, чувств;
— стимулировать развитие эмпатии;
— дать детям опыт личного проживания ситуации выбора, принятия ответственности за него, поиска способа конструктивного взаимодействия и выхода из конфликтов.
Оборудование:
плакаты с планетами различных цветов (красный, синий, желтый, зеленый); флажки разных цветов на английской булавке; фломастеры или цветочные мелки; аудиокассеты с «космической музыкой».

ХОД ЗАНЯТИЙ

Инструкция

Ведущий. Сегодня мы с вами отправляемся в далекое космическое путешествие, из которого каждый из вас вынесет свой личный опыт, свои мысли и ощущения...
Итак, отправляемся... (звучит музыка). Представьте себе, что вы превратились в мельчайшие частички, которые носятся в межзвездном пространстве. Вы — межзвездные скитальцы, не имеющие тела.
Вы попадаете в звездный водоворот. Перед вами миллиарды звезд, планет. Мимо вас проносятся хвостатые кометы. Вас переносит с одной планеты на другую. То вы оказываетесь на красной планете, будто покрытой багровым заревом, то переноситесь на синюю, мерцающую в звездном небе, то попадаете на зеленую, манящую своей свежестью, то на желтую, дарящую тепло.
Вы можете остановиться на одной и только на одной из планет и здесь обрести свое тело, душу, мысли. Какими они будут — зависит от вашего выбора планеты.
Итак, вы осуществили свой выбор. А теперь представьте свой внешний образ, свои внутренние качества, способности, мысли, чувства. Какие они? Ощутите себя в этом теле, с этими внутренними качествами, способностями.
Как вы себя чувствуете? Хотели бы вы что-то изменить, или вас устраивает то, что вы обрели?
Вы еще можете что-то изменить. А теперь откройте глаза и нарисуйте свой новый образ, опишите те качества, способности, чувства, мысли, которые вы теперь имеете, отметьте ту планету, на которой вы проживаете.

Объединение в группы

Дети объединяются в группы в соответствии с избранной планетой. Условие: на планете могут жить не более 6 существ. Если планета заселена, то последнему участнику необходимо определить, на какой планете он мог бы еще поселиться.
Ведущий. Выберите флажок любого цвета и приколите его в том месте вашей планеты, которая вам больше всего нравится.
Определите границы своего проживания. Проведите мелком того же цвета, что и флажок, границы своего проживания, они могут соприкасаться или нет с границами других жителей планеты, могут их пересекать.

Вопросы для обсуждения
Чьи границы пересекаются с жизненными пространствами других обитателей планеты?
Как вы себя чувствуете при этом? Нравится вам это или нет?
Кто на планете живет обособленно, чьи границы не пересекаются с другими территориями?
Как вы себя при этом чувствуете? Нравится вам это или нет?
Что бы вам хотелось изменить?

Задания группам

Ведущий. Вы живете на одной планете, поэтому вам приходится как-то взаимодействовать друг с другом, решать общие проблемы. Сейчас каждая группа получит задание, которое необходимо обсудить, найти выход и обыграть.
1. Жители вашей планеты жили очень дружно, но среди вас был один, который вносил напряжение в ваши отношения. Он все время спорил, не соглашался с общими решениями, придумывал обидные прозвища, мешал в делах, часто из-за этого между жителями возникали споры.
И вот однажды планете стала угрожать смертельная опасность. Спасти себя и планету можно было бы только объединившись. Ваши действия...
2. Жители вашей планеты разделены на два враждующих лагеря, которые не очень часто общаются друг с другом, в общении же вы не находите общего языка, ссоритесь. Но вот пришел день, когда над планетой нависла угроза уничтожения. Спасти ее вы можете только вместе. Но вот проблема: опять трудно найти общий язык, чтобы определить пути к спасению планеты. Ваши действия...
3. Жители вашей планеты часто спорили между собой по различным важным вопросам. Чаще всего при этом возникали группы по 2—3 человека. Каждая имела свое мнение и не хотела уступать другим, желала, чтобы только ее мнение было принято. Споры возникали не только при решении важных вопросов, но и по разным мелким поводам. Ситуация так обострилась, что это уже угрожало существованию вашего общества, так как вы ничего не делали, только спорили.
4. Жители вашей планеты когда-то говорили на одном языке, но однажды вмешались космические силы, и все заговорили на разных языках. Стало трудно понимать друг друга. Вскоре, чтобы не утруждать себя, каждый обособился, люди перестали общаться между собой. Все стали друг другу чужими. Но наступил день, когда возникла необходимость объединиться, чтобы спасти себя и свою планету. Что вы предприняли для своего спасения?

Представление результатов работы в группах

Выход из игровой ситуации

Ведущий. Теперь все закрыли глаза и вернулись в свое тело, в свой класс.

Рефлексия
Подростки письменно отвечают на вопросы:
а) что я понял (а) в ходе игры;
б) что я почувствовал (а);
в) что мне понравилось в игре;
г) что мне не понравилось;
д) чему меня научила эта игра.

Завершение игры.
"Вселенский мирный конгресс"

Этот этап логически завершает этап поисков выхода из проблемной ситуации, сопровождающийся эмоциональным подъемом.
Ведущий. Внимание! Внимание! Впервые во Вселенной проводится всеобщий конкурс мира и дружбы. Приглашаются жители всех планет. Просим прибывших на конгресс собраться в центре комнаты. Вам необходимо в течение двух минут поприветствовать как можно большее число участников конгресса. Приветствия могут быть разными: рукопожатие, похлопывание по плечу, объятия.

Светлана ПАНЧЕНКО,
педагог-психолог,
г. Тихорецк,
Краснодарский край