Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Методика получения обратной связи
от учителей и администрации школы

См. материалы В. Кореневской«Нарисуй, ответь, напиши» (№ 15, 2002) и «Свет в окошке»
(№ 3,2003) о методиках получения обратной связи от учащихся

При формировании психологического пространства школы обратная связь от учителей и администраторов как субъектов, управляющих процессом образования, очень важна. Она позволяет каждому члену педагогического коллектива выразить свои чувства и мысли в приемлемой форме, высказать предложения по актуальным с точки зрения каждого вопросам, лучше понять ценности, установки, настроение коллектива. Подобная информация является значимой для директора, заместителей директора — всех, кто управляет процессом личностного и профессионального роста учителя. В свою очередь, обратная связь от заместителей директора оказывается важной для первого руководителя, управляющего профессиональным ростом.
Для того чтобы процесс получения обратной связи и работа с ее результатами были действительно эффективными, важно соблюдать следующие условия.
Обратную связь целесообразно получать по действительно актуальным для школы проблемам, так как, во-первых, результаты обратной связи дают серьезную информацию для решения обозначенных проблем, а во-вторых, только при актуальной проблематике возможно быстрое обсуждение и внедрение в образовательный процесс высказанных предложений.
Получение обратной связи по тем вопросам, для решения которых не созрела ситуация, формальный подход к предмету обратной связи скорее всего не вызовут серьезной заинтересованности, а отсутствие условий для внедрения высказанных предложений в перспективе может сформировать негативное отношение к обратной связи вообще. Это вполне объяснимо, так как человек, который не видит реальной пользы в обратной связи, сам процесс ее получения воспринимает как пустую трату времени.
Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность получения обратной связи от педагогов и администраторов, является естественное присоединение, которое предполагает решить следующие задачи:
— вызвать интерес к затронутой проблеме;
— пробудить желание поделиться своими чувствами и мыслями;
— настроить на предстоящую деятельность;
— войти в эмоциональный контакт;
— создать безопасную атмосферу.
На этапе присоединения цели и мотивы получения обратной связи четко обозначаются. Причем предлагаемая информация организуется строго логично и является достаточно объемной, чтобы успеть осуществить процесс воздействия и создать комфортную атмосферу. В эту информацию можно включить элементы просветительской работы.
В целях установления эмоционального контакта обязательным требованием к тому, кто осуществляет получение обратной связи, — психологу, является искренность, открытость, уважительное отношение к человеку, к его чувствам, взглядам, ценностям.
Например, при получении обратной связи от педагогов школы по вопросу, касающемуся существующего типа отношений «администратор—учитель», «учитель—учитель», на этапе присоединения используется следующая примерная информация.

ИНФОРМАЦИЯ

Школа — живой организм, который постоянно изменяется. Мы стремимся повышать эффективность образовательного процесса. Важно, чтобы изменения соответствовали интересам всех его участников: учащихся, учителей, администрации. Для этого необходимо знакомиться с их чувствами и взглядами.
На педсоветах, семинарах мы много говорим о психологической комфортности взаимоотношений учителя и ученика, о коммуникативном аспекте их взаимодействия. Чтобы почувствовать мироощущение учащегося, особенности восприятия им учителя и отношение к учителю, мы стараемся получать от ученика обратную связь. Обратная связь, как вам известно, берется у всех учеников, даже у первоклассников. Из ответов ребят учитель получает интересную и полезную для себя информацию: смотрит на себя глазами учеников, обращает внимание на какие-то позитивные или негативные стороны, присущие ему, понимает, над чем работать, что в себе изменять. Результаты обратной связи позволяют учителю и ученику почувствовать друг друга и улучшают их взаимоотношения.
По этой причине у администрации школы возникло естественное желание получить подобную обратную связь от учителей.
Хочется знать, как чувствует себя учитель в школе, как он оценивает взаимоотношения учителей разных звеньев, каким ему видится стиль управления.
Хочется познакомиться с позицией учителя по некоторым вопросам. Возможно, удастся понять, например, почему все-таки некоторые учителя уходят из нашей школы.
Есть надежда, что педагоги выскажут конструктивные предложения, которые помогут каким-то образом повлиять на психологический климат в коллективе.


Инструкция, которая предваряет вопросы, продолжает решать задачи присоединения к человеку и объясняет, как работать с предложенной информацией. Лист с инструкцией (для каждого готовится персональный экземпляр) очень важен, так как создает оптимальные условия для работы учителя с учетом его индивидуальных особенностей:
— позволяет работать в присущем ему ритме и темпе, обдумывать ответы столько времени, сколько потребуется;
— быть наедине с собой при поиске ответов на все вопросы;
— не отвлекать других вопросами по содержанию анкет или форме ответов.
Кроме того, в инструкции предлагается эффективная тактика работы с вопросами анкеты.
Важным обстоятельством является и то, что в инструкции оговаривается право человека на выбор в соответствии со своими чувствами и установками, высказывается мысль о том, что любой выбор человека имеет право на уважение. (Особо говорится о том, что выбор человека не оценивается).
Такой подход формирует у человека ощущение свободы, доверия, снимает напряжение и позволяет более спокойно делать свой выбор.
В инструкции приводятся разные способы защиты, которые может выбрать человек, испытывающий в этом потребность. Каждый тезис инструкции отвечает на вопрос, почему предлагается выполнять те или иные условия. В целом вся информация, содержащаяся в инструкции, лишена директивности и предлагается человеку в уважительной форме.
Ниже приводится текст инструкции для получения обратной связи от педагогов по поводу существующего типа отношений «учитель—администратор», «учитель—учитель».

ИНСТРУКЦИЯ

Уважаемые коллеги!

Вы заинтересованы в улучшении психологического климата в коллективе? Если да, то, пожалуйста, проанализируйте ситуацию и постарайтесь открыто, серьезно и искренне ответить на предложенные вопросы.
Лист с ответами не подписывайте, ибо в данном случае важна не столько фамилия автора, сколько его мысли, чувства, мнение.
Все вы — разные люди и по-разному отнесетесь к подобной просьбе. Это понятно и объяснимо. Кто-то станет отвечать с большой готовностью, радуясь возможности выразить накопившиеся эмоции, улучшить ситуацию, веря в перемены. А кто-то будет волноваться, опасаться... Значит, для этого есть основания.
Если вы действительно ощущаете тревогу или испытываете недоверие, измените почерк, пишите печатными буквами или найдите еще какой-то, безопасный с вашей точки зрения, способ. Сделайте так, как для вас спокойнее. Главное — постарайтесь избежать внутреннего конфликта и выразите те мысли и чувства, которые в вас живут и имеют право на уважение.
Пожалуйста, аргументируйте свою позицию, так как односложные ответы не дадут возможности почувствовать и понять какие-то важные моменты.
Старайтесь читать каждый очередной вопрос и сразу давать на него ответ. Это займет гораздо меньше времени, чем чтение всех вопросов, затем формулирование ответа на каждый из них.
Не забывайте указывать номера вопросов и подвопросов на Листе ответов. Это внесет порядок и поможет быстрее познакомиться с полученной информацией.
Посмотрите на образец:
I.
1)
II.
1)
2)
Старайтесь работать индивидуально, не влияя на ответы других своими реакциями и установками.
Удачи вам!


Важным условием эффективности процесса получения обратной связи являются грамотно составленные вопросы, помещенные в Листе вопросов. Чаще всего вопросы состоят из двух частей:
— первой части, которую условно можно назвать метамоделированием;
— второй части, которая является собственно вопросом.
В первой части уточняется значение тех понятий, которые будут употреблены в вопросной части, дается информация просветительского характера. В целом информация в первой части способствует постепенному погружению и естественному бесконфликтному сосредоточению на проблеме.
Вторая часть содержит собственно вопрос, который является ясным и понятным, ибо предполагается, что к его восприятию учитель подготовлен первой частью.
Приведу для примера Листы вопросов к двум анкетам, исследующим тип отношений «администратор—учитель», «учитель—учитель», а также состояние воспитательной работы в школе.

ЛИСТ ВОПРОСОВ 1

Уважаемые коллеги!

I. Стиль взаимодействия с учащимися определяется ценностями школы. Он показывает, какое отношение к личности ребенка в школе преобладает: уважительное или неуважительное. Это важно, ибо только уважительное отношение способствует позитивному развитию личности.
Вопрос. Могли бы вы согласиться с утверждением, что администрация, учителя начальной школы, эстетического цикла и предметники уважительно относятся к личности ученика и его достоинству, соблюдая во взаимодействии с ним педагогический такт и профессиональную этику?
Порассуждайте, пожалуйста, на эту тему и опишите показательные, на ваш взгляд, ситуации.
II. Настроение учителя часто отражается на эффективности общения с учащимися, на успешности его профессиональной деятельности. А зависит оно во многом от психологического климата школы, от стиля взаимодействия коллег в коллективе, от их потребности замечать друг друга и вступать в эмоциональный контакт.
Вопрос 1. Скажите, пожалуйста, возникает ли у вас лично ощущение психологической комфортности и чувство удовлетворения в общении с коллегами? Как вы думаете, от чего это зависит?
Вопрос 2. Как вы считаете, можно назвать отношение друг к другу учителей разных звеньев (начальной школы, эстетического цикла, учителей-предметников) уважительными и теплыми?
Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями и мыслями.
III. Ценности, которые формируются в школе, безусловно, исходят из ценностей, сложившихся у администрации. Это касается всех аспектов, в том числе и стиля взаимодействия с учителями. Демократический стиль предполагает совещательную позицию, уважительное отношение к личности и достоинству каждого члена педколлектива. Авторитарный стиль, вероятнее всего, ведет к подавлению личности, к решению проблем силовым способом.
Вопрос 1. Какие чувства и состояния возникают лично у вас при общении с администрацией школы, в особенности с вашим непосредственным руководителем — заместителем директора? Опишите, пожалуйста, свои чувства и то отношение, которое у вас чаще всего возникает к своему руководителю.
Вопрос 2. Можете ли вы сказать, что характер взаимоотношений с непосредственным руководителем, заместителем директора, способствует вашему творческому или профессиональному росту? Объясните, пожалуйста, почему вы так считаете.
IV. Учитель, заинтересованный в улучшении психологического климата школы, может реально повлиять на ситуацию.
Конечно, если вы всем довольны, то вам можно только позавидовать. А если нет? У вас появилась возможность внести какие-то конструктивные предложения.
Вопрос. Скажите, пожалуйста, что нужно изменить в стиле взаимодействия, чтобы лично вы могли получать удовлетворение от контактов с коллегами и руководителем и ощущали свой личностный и профессиональный рост?
Если можно, изложите свои предложения подробно. Спасибо вам за доверие, заинтересованное участие и искренние ответы.

ЛИСТ ВОПРОСОВ 2

Уважаемые коллеги!

Возникла необходимость познакомиться с вашим мнением по очень важной проблеме.
Прочтите, пожалуйста, вопросы и, если можно, поделитесь своими мыслями и чувствами.
I. Образовательный процесс обязательно включает в себя два компонента: воспитание и обучение. С обучением все как будто ясно: этому компоненту справедливо уделяется большое внимание. А как быть с воспитанием? Ведь учитель еще и педагог, а следовательно, не только учит ребенка, но и воспитывает его.
Что такое воспитание? Воспитание всегда означает изменение: отрицание одних форм поведения ребенка во имя выработки и торжества других.
Как же осуществляется процесс воспитания? И какую роль в нем играет педагог?
С точки зрения психологии учитель не влияет непосредственно на изменение характера ребенка. «Непосредственное воздействие воспитателя на образование характера было бы также нелепо и смешно, как если бы садовник вздумал содействовать росту дерева тем, что стал бы его механически тащить из земли вверх. Но садовник влияет на прорастание растения не непосредственно, вытаскивая его за верхушку из земли, а косвенно — через соответствующие изменения среды. Он увлажняет почву, удобряет ее, организует соседнее окружение, меняет температуру, свет, воздух и т.д. и через это действительно достигает нужных результатов. Так и воспитатель, влияя на окружающую среду, организуя ее соответствующим образом, приобретает возможность влияния на выработку детского характера» (Л.С. Выготский).
То есть педагог создает условия для изменения характера ребенка, его поведения. Именно так и происходит управление развитием личности, или воспитание.
Вопрос. Как вы думаете, какое место в образовательном процессе нашей школы занимает аспект воспитания в сравнении с аспектом обучения?
II. В нашей школе, как и во всех школах района, города, области, страны, ведется воспитательная работа, которую возглавляет заместитель директора по воспитательной работе.
Вопрос. С вашей точки зрения, каковы цели и содержание воспитательной работы в нашей школе?
III. Каждый творческий педагогический коллектив стремится к движению вперед, к позитивному развитию. С этой целью он постоянно анализирует меняющуюся ситуацию, учитывает мнение всех субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей, администрации), приветствует и по возможности внедряет новые интересные идеи и предложения.
Вопрос. Если бы воспитательный аспект образовательного процесса в нашей школе захотелось возродить или развить, с чего, по-вашему, стоит начать или как продолжить? Что бы вы могли предложить или посоветовать? И кому вам хотелось бы адресовать свои советы, предложения, идеи?

Спасибо!


Процедура получения обратной связи соответствует требованиям психологической этики:
— анкетирование обязательно анонимное;
— ответы даются на одинаковых стандартных листах;
— Листы ответов опускаются в общий ящик (или коробку), который находится рядом.
Обработка результатов обратной связи осуществляется исключительно психологом, который несет ответственность за соблюдение профессиональной этики. Психолог при обработке результатов обратной связи в обязательном порядке распечатывает ответы анкетируемых (или переписывает своей рукой) и в таком варианте знакомит кого-либо с полученной информацией.
Результаты обратной связи выдаются исключительно психологом на большом или малом педсовете, заседании кафедры, методобъединении и т.д., что позволяет почувствовать настрой коллектива, осознать существующие проблемы и обсудить предлагаемые пути и способы их решения.
Очень важным этапом в работе является выдача результатов обратной связи педагогическому коллективу.
В процессе деятельности определился опыт создания условий для бесконфликтного (по возможности) принятия обратной связи теми субъектами, которым она адресована. Речь идет о том, как выдать результаты обратной связи (например, классному руководителю по поводу восприятия его родителями или администратору по поводу восприятия его учителями), то есть как сообщить результаты так, чтобы они были приняты, не вызывали серьезных барьеров в общении с родителями, учителями и психологом и способствовали личностному и профессиональному росту и классного руководителя, и администратора.
Технологию можно увидеть на примере исследования психологического климата в педагогическом коллективе.
Данная технология состоит из четырех этапов: два этапа — получение обратной связи, два этапа — выдача ее результатов.
I этап представляет собой анкетирование коллектива, в процессе которого предполагается получить следующую информацию:
— узнать, как оценивают психологический климат в коллективе его члены, педагоги и администраторы;
— понять, с чем ассоциируется у членов коллектива понятие «психологический комфорт»;
— составить представление о том, как часто и почему фрустрируются желания и потребности членов коллектива; по возможности узнать, какие это желания и потребности;
— определить, какие вопросы воспринимаются педагогическим коллективом как проблемы и что предлагается для решения этих проблем.

АНКЕТА

Уважаемые коллеги!

Пожалуйста, прочтите внимательно вопросы и постарайтесь дать ответы на них.
I. Психологический климат — серьезная характеристика коллектива. От психологического климата во многом зависит состояние человека, его настроение. Для учителя это особенно важно, ибо его настроение влияет на эффективность деятельности. Если у учителя настроение хорошее, то оно обязательно скажется на атмосфере урока, на отношении к ученикам.
Психологический климат зависит от взаимоотношений коллег, от стиля управления.
Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным. Каждый член коллектива ощущает это по-своему. Причем ощущения одного человека могут существенно отличаться от ощущений другого.
Вопрос. Как вы оцениваете психологический климат в коллективе?
Оцените, пожалуйста, психологическую атмосферу в коллективе по 5-балльной системе. Укажите свой балл, имея в виду, что чем ближе к пяти, тем благоприятнее климат в коллективе.
Если можно, поразмышляйте над причинами своей оценки.
II. Сейчас много говорят и пишут о психологическом комфорте человека. В частности, ученика, учителя. Но понимается психологический комфорт по-разному. Для кого-то психологический комфорт связан с атмосферой взаимопонимания, уважительного отношения, со свободой самовыражения и с чувством ответственности. Выглядит это примерно так: я имею возможность делать то, что считаю нужным; но я несу ответственность за все, что делаю, то есть у меня наряду с правами есть и обязанности.
А у кого-то, может быть, психологический комфорт ассоциируется с креслом-качалкой, когда есть только права, но нет обязанностей. Вероятно, могут быть и какие-то другие ассоциации.
Вопрос. С чем ассоциируется психологический комфорт лично у вас? Когда, при каких условиях вы чувствуете себя в коллективе комфортно?
III. У человека всегда существуют какие-то потребности, желания, планы. Замечательно, когда они реализуются. Тогда человек переживает состояние успеха. Но иногда или часто возникают ситуации, когда потребности и желания остаются нереализованными. Возникает примерно следующее состояние: хочу, но невозможно. В психологии это состояние называется фрустрацией. В таком случае говорят, что потребности или желания человека фрустрированы.
Вопрос. Как часто ваши потребности и желания оказываются фрустрированными в школе?
Поразмышляйте, пожалуйста, почему ваши потребности и желания в школе не могут быть реализованы?
Может быть, вы захотите сказать, какие это потребности и желания.
IV. Настоящему руководителю всегда важно знать настроение коллектива: о чем люди думают, что чувствуют, какие проблемы хотят решить.
А члену коллектива, в свою очередь, всегда важно выразить себя: свои чувства, мысли. Хочется выговориться, чтобы услышали, поняли, учли...
Вопрос. О чем лично вам хочется сказать, поговорить, попросить? Что наболело? Что хотелось бы предложить, обсудить?

Спасибо!


В результате обратной связи часто определяется информация, которая касается исключительно администрации.
Возникает серьезная задача — создать условия для принятия полученной информации членами администрации.
На основе обратной связи, полученной на I этапе, создается анкета для II этапа — получения обратной связи непосредственно от администрации. В анкету вводятся те аспекты, которые предлагаются для обсуждения членами педагогического коллектива.
Причем вопрос для администрации составляется, даже если он был поднят всего одним членом коллектива.
Существенной оказывается следующая деталь: если для членов всего педагогического коллектива предлагается открытая анкета (отсутствие границ для выражения своих чувств и мыслей), то для администрации — закрытая (даются варианты ответов) и очень формализованная. Делается это для максимальной защищенности каждого члена администрации и самого психолога. С этой же целью создаются Лист вопросов (с инструкцией) и Лист ответов.
Информация, помещенная в Листе вопросов, способствует включению рефлексии и серьезному анализу предложенных ситуаций и самоанализу.
Тексты Листа вопросов и Листа ответов, с которыми необходимо работать непременно параллельно (одновременно), приводятся ниже.

ЛИСТ ВОПРОСОВ

Уважаемый коллега!

Прочтите, пожалуйста, внимательно вопросы и постарайтесь дать ответы на них.
I. Для обеспечения успеха в любом сложном деле всегда важна команда единомышленников, в том числе в таком деле, как управление учебно-воспитательным процессом гимназии. Если команда есть, то ее участники все вместе без внутреннего сопротивления делают общее дело. Причем все заинтересованы в общем успехе и успехе каждого.
Вопрос. Как Вы думаете, коллектив администрации гимназии № 25 является командой единомышленников?
Подчеркните свой вариант ответа.
II. Психологический климат — очень серьезная характеристика любого коллектива, в том числе такого маленького, как администрация школы. От психологического климата во многом зависит настроение и эффективность деятельности и директора, и его заместителей. Если настроение, например, у заместителя директора хорошее, то оно обязательно скажется на взаимоотношениях с коллегами по управленческой деятельности, с учителями и учащимися.
Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным. Каждый член коллектива ощущает это по-своему. Причем ощущения одного человека могут существенно или полярно отличаться от ощущений другого.
Вопрос. Каким является психологический климат коллектива администрации лично для Вас?
Оцените, пожалуйста, психологическую атмосферу в коллективе администрации по 5-балльной системе. Укажите свой балл, имея в виду следующее: чем ближе к пяти, тем благоприятнее климат в коллективе.
Подчеркните выбранный Вами балл.
III. На психологическую атмосферу в коллективе всегда влияет стиль управления, общения, отношения друг к другу.
Вопрос 1. Какие черты, с Вашей точки зрения, характерны для стиля общения и взаимодействия членов администрации гимназии № 25?
Подчеркните выбранные Вами варианты синим карандашом.
Если Вы хотите выбрать промежуточный вариант, тогда подчеркните синим карандашом оба крайних варианта.
Вопрос 2. Какие черты, по-вашему, должны быть присущи стилю общения и взаимодействия членов любой администрации?
Подчеркните выбранные Вами варианты красным карандашом.
IV. Поразмышляйте, пожалуйста, над особенностями стиля управления учебно-воспитательным процессом гимназии № 25 и ответьте по возможности искренне на предложенные вопросы.
Вопрос 1. Как Вы думаете, какие стили управления существуют в гимназии № 25 и в каком соотношении (в %).
Подчеркните выбранное Вами количество процентов для каждого из трех стилей.
Вопрос 2. В достаточной ли степени администрация, на Ваш взгляд, выполняет функции контроля?
Здесь и далее подчеркните свой вариант ответа.
Вопрос 3. Как Вы считаете, владеет ли администрация разными формами и видами контроля, в том числе недирективными?
Вопрос 4. Что Вы лично думаете по поводу того, как должны распределяться деньги, собранные за обучение в гимназии?
Вопрос 5. Как Вы думаете, есть ли в гимназии условия для того, чтобы составить удобное расписание для всех: администраторов, учителей, учащихся.
Вопрос 6. Как часто, с Вашей точки зрения, педагогический коллектив во главе с администрацией гимназии реализует принятые на педсоветах решения?
Вопрос 7. Как Вы считаете, какая дистанция существует между администрацией и коллективом учителей?
Вопрос 8. Как Вы полагаете, всегда ли администрация прислушивается к мнению педагогического коллектива при решении важных для педагогов проблем?
Вопрос 9. Как Вы полагаете, все ли учителя с их профессиональными недостатками, достоинствами и успехами находятся в поле зрения администрации?
Вопрос 10. Существует ли в гимназии, на Ваш взгляд, дифференцированный подход к учителю с учетом его ситуации (здоровья, семейной и т.д.), особенностей его личности и сферы профессиональных интересов?
Вопрос 11. Как Вы считаете, легко ли в гимназии № 25 учителю выделиться, быть замеченным и отмеченным администрацией?
Вопрос 12. С Вашей точки зрения, достаточно ли совершенна в гимназии система морального и материального поощрения учителей и администраторов?
Вопрос 13. Как Вы считаете, администрация гимназии всегда уважительно относится к личности учителя и неукоснительно соблюдает нормы этики и такта во взаимодействии с учителем: лексика, интонация, тон?..
V. Если бы Вы захотели внести какие-либо предложения по совершенствованию стиля управления, то к какой сфере относились бы ваши предложения? Подчеркните выбранные Вами варианты.
Если есть желание, можете вписать свои предложения и высказать пожелания.

Спасибо!

ЛИСТ ОТВЕТОВ

I.

Да;
нет;
затрудняюсь ответить.

II.

1, 2, 3, 4, 5.

III.

Добросовестность, ответственность в отношении к делу Недобросовестность, безответственность в отношении к делу
Инициативность Безынициативность
Систематичность встреч с целью обсуждения проблем Несистематичность встреч с целью обсуждения проблем
Организованность, пунктуальность при встречах Неорганизованность, непунктуальность при встречах
Умение обсуждать проблемы, владение приемами дискуссии Неумение обсуждать проблемы, вести дискуссию
Честность, искренность в подходах к решению проблем и в отношениях друг к другу Отсутствие честности, искренности в подходах
к решению проблем и в отношениях друг к другу
Уважительное отношение к личности своего коллеги, к его позиции Неуважительное отношение к личности своего коллеги, к его позиции
Умение слушать и слышать друг друга Неумение слушать и слышать друг друга
Открытость в общении и выражении своих чувств и мыслей Закрытость в общении, в выражении своих чувств и мыслей
Следование нормам этики в общении друг с другом Нарушение норм этики в общении друг с другом
Доброжелательное отношение друг к другу Недоброжелательное отношение друг к другу
Заинтересованный подход к делам своих коллег Незаинтересованный подход к делам своих коллег
Готовность в случае необходимости поддержать своего коллегу Отсутствие готовности в случае необходимости поддержать своего коллегу

IV.

1.

Авторитарный: 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100%
совещательный: 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100%
попустительский: 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100%

2.

Да, в достаточной степени;
нет, в недостаточной степени;
затрудняюсь ответить.

3.

Да, владеет разными формами;
нет, не владеет разными формами;
затрудняюсь ответить.

4.

Преимущественно не коллегиально;
преимущественно коллегиально;
затрудняюсь ответить.

5.

Да, есть условия;
нет, нет условий;
затрудняюсь ответить.

6.

Всегда реализует;
часто реализует;
редко реализует;
затрудняюсь ответить.

7.

Нет дистанции;
небольшая дистанция;
большая дистанция;
затрудняюсь ответить.

8.

Всегда прислушивается;
часто прислушивается;
редко прислушивается;
затрудняюсь ответить.

9.

Да, находятся;
нет, не находятся;
затрудняюсь ответить.

10.

Да, существует;
не всегда существует;
нет, не существует;
затрудняюсь ответить.

11.

Думаю, легко;
думаю, нелегко;
затрудняюсь ответить.

12.

Да, совершенна;
нет, несовершенна;
затрудняюсь ответить.

13.

Да, всегда уважительно;
нет, не всегда уважительно;
затрудняюсь ответить.

V.

Формировать команду единомышленников в администрации;
приобретать опыт коллегиального подхода к решению проблем;
совершенствовать систему управления через привлечение членов учительского коллектива к управленческой деятельности;
совершенствовать систему контроля, овладевать недирективными формами контроля;
формировать чувство ответственности у администрации и педагогического коллектива за выполнение принимаемых решений;
разнообразить формы проведения совещаний и педсоветов;
осуществлять дифференцированный подход к учителю;
совершенствовать систему поощрения и наказания;
совершенствовать навыки общения во взаимоотношениях с коллегами по административной деятельности, учителями, учащимися.


Результаты обратной связи, полученные от администрации, обрабатываются и оформляются следующим образом: обобщаются и сопоставляются ответы администрации на конкретный вопрос и мнение коллектива на тот же самый вопрос (полученное при анкетировании на I этапе).
Выдаются результаты обратной связи администрации — III этап — в таком же порядке: сначала ответы администрации на конкретный вопрос, а затем — мнение коллектива по тому же самому вопросу.
При таком предъявлении результатов обратной связи скорее всего не возникнет барьеров в восприятии информации и во взаимодействии с членами коллектива. Это связано с тем, что мнение администраторов обычно не бывает единодушным, значит, часть ответов (хотя бы один) будет постоянно совпадать с мнением педагогов. Именно это позволяет принимать информацию бесконфликтно, а адекватное напряжение и замешательство, вызванное результатами обратной связи, оказывается полезным, так как побуждает к личностному и профессиональному росту.
На IV (заключительном) этапе осуществляется сообщение результатов обратной связи всему педагогическому коллективу, например на педсовете. Причем информация, адресованная администрации, не выдается — она уже получена адресатом. И это оговаривается особо в процессе выдачи обратной связи коллективу и объясняется, почему это делается: для максимальной защищенности любого субъекта образовательного процесса, в данном случае — администратора, и в целях соблюдения психологической этики.
В качестве примеров приведены только некоторые анкеты по тем вопросам, которые являются для гимназии актуальными. Технология, думается, понятна. Целесообразно получить обратную связь от членов педагогического коллектива и по поводу характера их взаимодействия, и по содержанию образования.
Важно дать возможность педагогам и администраторам выразить свои чувства и мысли в адекватной форме — через «Я-высказывание»; вносить предложения по изменению ситуации, обсуждать эти предложения и в случае одобрения — реализовывать их.
Постоянное участие всех субъектов образовательного процесса в управлении школой способствует их личностному и профессиональному росту; дает возможность формировать субъект-субъектный тип отношений между ними как по горизонтали, так и по вертикали, а значит, создает условия для построения психологического пространства в гимназии.

Вера КОРЕНЕВСКАЯ,
психолог гимназии № 25,
г. Кемерово