РАСТЕМ?
Наше психологическое сообщество постепенно
взрослеет, превращаясь из неуклюжего подростка
во вполне сформировавшегося молодого человека.
Динамика его роста наглядно прослеживается на
ежегодных московских конкурсах «Психолог года».
Мы уже писали о том, что в этом году конкурсная
программа состоит из двух номинаций — «Учитель
психологии» и «Педагог-психолог» (см. «Школьный
психолог», № 14, 2003).
А КОНКУРС ПЕЛ И ПЛЯСАЛ...
|
Светлане Шулаковой
удалось установить
хороший контакт
с залом
|
Среди преподавателей психологии наметилось
два победителя — Элина Шохина (учитель
психологии школы № 2001 Южного округа) и Елизавета
Скворцова (учитель психологии УВК № 60 Восточного
округа), которым предстоит вступить в нелегкое
соревнование с лучшими учителями-предметниками.
Остальные психологи, участвующие в этой
номинации, продолжили состязание вместе с
претендентами из номинации «Педагог-психолог».
На этот смелый шаг решились два человека —
Марина Григорьева (учитель психологии школы
№ 1913 г. Зеленограда) и Аэлита Разинькова (учитель
психологии школы № 1517 Северо-Западного округа).
Они в составе одиннадцати претендентов приняли
участие в финале конкурса на звание лучшего
педагога-психолога, который прошел 16 марта в
стенах Психологического института РАО.
Признаюсь, что впечатление от увиденного было
неоднозначным.
Когда конкурс делал только первые шаги, каждый
поднимающийся на сцену психолог считал своим
долгом продемонстрировать творческие
способности: пел, плясал и читал стихи
собственного сочинения. Сцена почтенного
Психологического института превращалась в некое
подобие летней эстрады, где выступали радостные
девушки в ярких костюмах. Все это было интересно
и весело, но к психологии, на мой взгляд, не имело
никакого отношения.
За три последних года профессиональная планка
выступлений поднялась, хотя зрелищность и
исчезла. Вслед за ней пропали и «болельщики»,
которые заполняли ярусы большой аудитории
института — в этом году зал был полупустой.
СТИХИ И ПРОЗА
|
Елена Абдуллаева:
радость победы
|
Теперь о самом конкурсе. Традиционно он
проходит несколько стадий. «На публику»
выносится только заключительный этап, хотя
главным и решающим в оценке работы претендентов
считается проведение показательных уроков. Но их
видят только члены жюри. Зрители делают свои
выводы по тому, как психолог представляет себя и
свою работу на сцене.
Судя по тому, что мы увидели, наш конкурс хотя и
«подрос», но выглядит еще порой угловатым и не
вполне зрелым. Другими словами, одни конкурсанты
демонстрировали на сцене замечательную работу, а
другие (к великому сожалению) — откровенно
низкий профессиональный уровень.
Программа заключительного конкурса традиционно
состояла из нескольких творческих заданий:
краткое представление (девиз),
самопредставление, профессиональная
самопрезентация (фрагмент работы) и экспромт по
заданию жюри.
Среди ставших уже обычными форм самопрезентации
— стихотворный рассказ о себе, любимом, или эссе
с обязательным перечислением своих достоинств,
выделялись более живые выступления. Наталью
Жильцову (педагога-психолога МПК городского
подчинения) представляли ее воспитанники, и
делали они это с такой искренностью, что
становилось понятно: в этом профессиональном
колледже психолога любят и уважают.
Необычно представила себя и Елена Абдуллаева
(педагог-психолог центра «Малыш» Центрального
округа). Обладая прекрасным голосом и
сценическими данными, она пением колыбельной
песни выразила всю теплоту, которую может
испытывать мама к своему маленькому ребенку. А
среди презентаций-рефлексий, отвечающих на
сокровенный вопрос «Кто я?», своей
неординарностью отличилась метафорическая
зарисовка Ольги Лямкиной (педагог-психолог школы
№ 1951 Северного округа).
ЗРИТЕЛИ ОСТАЛИСЬ ДОВОЛЬНЫ
|
Во время выступления
Ольги Лямкиной
весь зал
затаил дыхание
|
Как всегда, наиболее зрелищными стали
профессиональные презентации, к которым
психологи готовились долго и старательно. В этом
году было гораздо больше смельчаков, построивших
свое выступление в форме общения со зрительным
залом.
Удачно прошла презентация Светланы Лупаниной
(педагога-психолога школы № 96 Центрального
округа), которая показала фрагмент развивающего
занятия с маленькими детьми. Зрители были очень
довольны и живо участвовали в предлагаемой игре,
а самые активные даже получили призы.
Другая Светлана — Шулакова (педагог-психолог
школы № 1223 Северного округа) рискнула заняться
развитием творческих способностей
присутствующих. А Марина Григорьева учила
зрителей находить точки, стимулирующие
творческие способности. Интересную работу с
родителями на собрании показала Аэлита
Разинькова. Обращались к залу и другие
конкурсанты.
Часть соревнующихся пошла по более привычному
пути — они представляли фрагменты тренингов и
развивающих занятий. Здесь, как и на первом
задании, профессиональную работу и хороший
контакт с детьми продемонстрировала Наталья
Жильцова. Необычным было выступление Светланы
Романцевой (учителя психологии школы № 368
городского подчинения), которая провела на сцене
серьезную работу с детьми по выполнению учебной
задачи с использованием методики В.В. Давыдова.
Своей неординарностью покорила
профессиональная самопрезентация Елены
Абдуллаевой с фрагментом, построенным на
использовании песенного фольклора и народных
игр в работе с родителями маленьких детей.
Прекрасный, умный моноспектакль-размышление о
нелегком пути становления
психолога-профессионала представила зрителям
Ольга Лямкина.
К сожалению, некоторые выступления показались
мне рискованными, а другие просто
невыразительными. Не совсем экологичной была
демонстрация одной из участниц групповой работы
с тяжелыми состояниями у подростков.
Завершающим заданием конкурса стал экспромт.
Участникам предлагалось показать, как бы они
начали работу с родителями, оказавшись на
родительском собрании. К чести конкурсантов
хочется отметить, что практически все справились
с заданием достойно.
НАКОНЕЦ — ГЛАВНОЕ
|
Начало конкурса: все рвутся в бой
|
Но зрелище — зрелищем, а собравшиеся
ожидали самого главного — решения жюри. Надо
отметить, что оценивать конкурсантов было
нелегко, поскольку даже на сцене была
продемонстрирована временами яркая и
интересная, но все же разная по направлениям
работа.
Я думаю, что уроки учителей-предметников
оценивать намного легче. Существующие формы и
приемы их работы складывались десятилетиями, а
психологи находятся в постоянном поиске, и их
разработки часто трудно сравнивать как по форме,
так и по содержанию.
|
Подопечные
Натальи Жильцовой
прекрасно знают,
для чего нужен психолог
|
В этом году члены жюри отошли от
традиционной оценки конкурсантов. Напомню, что
раньше все участники (кроме главного победителя
— лучшего педагога-психолога года) становились
победителями в одной из номинаций. Сейчас
номинаций не было. Приз зрительских симпатий
(среди зрителей проводился специальный опрос)
заслуженно получила Ольга Лямкина.
Первое место заняла Елена Абдуллаева, а второе
поделили между собой Светлана Романцева и Илона
Новинкина (педагог-психолог школы № 1907
Юго-Восточного округа). Остальным (как, впрочем, и
победителям) достались цветы, книги и
симпатичные игрушки.
Как всегда после завершения напряженного
соревнования, было много радости, но много и
разочарований. К победе стремились все. И даже я
уходила с этого конкурса с ощущением легкой
досады: оценки часто бывают субъективны, и я бы
распределила некоторые награды иначе...
Но это всего лишь мое частное мнение.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Департамент образования
г. Москвы
Тел.: (095) 366-97-22 |