Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2003


КОЛЛЕГИ

РАСТЕМ?

Наше психологическое сообщество постепенно взрослеет, превращаясь из неуклюжего подростка во вполне сформировавшегося молодого человека. Динамика его роста наглядно прослеживается на ежегодных московских конкурсах «Психолог года».
Мы уже писали о том, что в этом году конкурсная программа состоит из двух номинаций — «Учитель психологии» и «Педагог-психолог» (см. «Школьный психолог», № 14, 2003).

А КОНКУРС ПЕЛ И ПЛЯСАЛ...

Светлане Шулаковой удалось установить хороший контакт с залом
Светлане Шулаковой
удалось установить
хороший контакт
с залом

Среди преподавателей психологии наметилось два победителя — Элина Шохина (учитель психологии школы № 2001 Южного округа) и Елизавета Скворцова (учитель психологии УВК № 60 Восточного округа), которым предстоит вступить в нелегкое соревнование с лучшими учителями-предметниками. Остальные психологи, участвующие в этой номинации, продолжили состязание вместе с претендентами из номинации «Педагог-психолог».
На этот смелый шаг решились два человека — Марина Григорьева (учитель психологии школы
№ 1913 г. Зеленограда) и Аэлита Разинькова (учитель психологии школы № 1517 Северо-Западного округа). Они в составе одиннадцати претендентов приняли участие в финале конкурса на звание лучшего педагога-психолога, который прошел 16 марта в стенах Психологического института РАО.
Признаюсь, что впечатление от увиденного было неоднозначным.
Когда конкурс делал только первые шаги, каждый поднимающийся на сцену психолог считал своим долгом продемонстрировать творческие способности: пел, плясал и читал стихи собственного сочинения. Сцена почтенного Психологического института превращалась в некое подобие летней эстрады, где выступали радостные девушки в ярких костюмах. Все это было интересно и весело, но к психологии, на мой взгляд, не имело никакого отношения.
За три последних года профессиональная планка выступлений поднялась, хотя зрелищность и исчезла. Вслед за ней пропали и «болельщики», которые заполняли ярусы большой аудитории института — в этом году зал был полупустой.

СТИХИ И ПРОЗА

Елена Абдуллаева:
радость победы

Теперь о самом конкурсе. Традиционно он проходит несколько стадий. «На публику» выносится только заключительный этап, хотя главным и решающим в оценке работы претендентов считается проведение показательных уроков. Но их видят только члены жюри. Зрители делают свои выводы по тому, как психолог представляет себя и свою работу на сцене.
Судя по тому, что мы увидели, наш конкурс хотя и «подрос», но выглядит еще порой угловатым и не вполне зрелым. Другими словами, одни конкурсанты демонстрировали на сцене замечательную работу, а другие (к великому сожалению) — откровенно низкий профессиональный уровень.
Программа заключительного конкурса традиционно состояла из нескольких творческих заданий: краткое представление (девиз), самопредставление, профессиональная самопрезентация (фрагмент работы) и экспромт по заданию жюри.
Среди ставших уже обычными форм самопрезентации — стихотворный рассказ о себе, любимом, или эссе с обязательным перечислением своих достоинств, выделялись более живые выступления. Наталью Жильцову (педагога-психолога МПК городского подчинения) представляли ее воспитанники, и делали они это с такой искренностью, что становилось понятно: в этом профессиональном колледже психолога любят и уважают.
Необычно представила себя и Елена Абдуллаева (педагог-психолог центра «Малыш» Центрального округа). Обладая прекрасным голосом и сценическими данными, она пением колыбельной песни выразила всю теплоту, которую может испытывать мама к своему маленькому ребенку. А среди презентаций-рефлексий, отвечающих на сокровенный вопрос «Кто я?», своей неординарностью отличилась метафорическая зарисовка Ольги Лямкиной (педагог-психолог школы № 1951 Северного округа).

ЗРИТЕЛИ ОСТАЛИСЬ ДОВОЛЬНЫ

Во время выступления Ольги Лямкиной весь зал затаил дыхание
Во время выступления
Ольги Лямкиной
весь зал
затаил дыхание

Как всегда, наиболее зрелищными стали профессиональные презентации, к которым психологи готовились долго и старательно. В этом году было гораздо больше смельчаков, построивших свое выступление в форме общения со зрительным залом.
Удачно прошла презентация Светланы Лупаниной (педагога-психолога школы № 96 Центрального округа), которая показала фрагмент развивающего занятия с маленькими детьми. Зрители были очень довольны и живо участвовали в предлагаемой игре, а самые активные даже получили призы.
Другая Светлана — Шулакова (педагог-психолог школы № 1223 Северного округа) рискнула заняться развитием творческих способностей присутствующих. А Марина Григорьева учила зрителей находить точки, стимулирующие творческие способности. Интересную работу с родителями на собрании показала Аэлита Разинькова. Обращались к залу и другие конкурсанты.
Часть соревнующихся пошла по более привычному пути — они представляли фрагменты тренингов и развивающих занятий. Здесь, как и на первом задании, профессиональную работу и хороший контакт с детьми продемонстрировала Наталья Жильцова. Необычным было выступление Светланы Романцевой (учителя психологии школы № 368 городского подчинения), которая провела на сцене серьезную работу с детьми по выполнению учебной задачи с использованием методики В.В. Давыдова.
Своей неординарностью покорила профессиональная самопрезентация Елены Абдуллаевой с фрагментом, построенным на использовании песенного фольклора и народных игр в работе с родителями маленьких детей.
Прекрасный, умный моноспектакль-размышление о нелегком пути становления психолога-профессионала представила зрителям Ольга Лямкина.
К сожалению, некоторые выступления показались мне рискованными, а другие просто невыразительными. Не совсем экологичной была демонстрация одной из участниц групповой работы с тяжелыми состояниями у подростков.
Завершающим заданием конкурса стал экспромт. Участникам предлагалось показать, как бы они начали работу с родителями, оказавшись на родительском собрании. К чести конкурсантов хочется отметить, что практически все справились с заданием достойно.

НАКОНЕЦ — ГЛАВНОЕ

Начало конкурса: все рвутся в бой
Начало конкурса: все рвутся в бой

Но зрелище — зрелищем, а собравшиеся ожидали самого главного — решения жюри. Надо отметить, что оценивать конкурсантов было нелегко, поскольку даже на сцене была продемонстрирована временами яркая и интересная, но все же разная по направлениям работа.
Я думаю, что уроки учителей-предметников оценивать намного легче. Существующие формы и приемы их работы складывались десятилетиями, а психологи находятся в постоянном поиске, и их разработки часто трудно сравнивать как по форме, так и по содержанию.

Подопечные Натальи Жильцовой прекрасно знают, для чего нужен психолог
Подопечные
Натальи Жильцовой
прекрасно знают,
для чего нужен психолог

В этом году члены жюри отошли от традиционной оценки конкурсантов. Напомню, что раньше все участники (кроме главного победителя — лучшего педагога-психолога года) становились победителями в одной из номинаций. Сейчас номинаций не было. Приз зрительских симпатий (среди зрителей проводился специальный опрос) заслуженно получила Ольга Лямкина.
Первое место заняла Елена Абдуллаева, а второе поделили между собой Светлана Романцева и Илона Новинкина (педагог-психолог школы № 1907 Юго-Восточного округа). Остальным (как, впрочем, и победителям) достались цветы, книги и симпатичные игрушки.
Как всегда после завершения напряженного соревнования, было много радости, но много и разочарований. К победе стремились все. И даже я уходила с этого конкурса с ощущением легкой досады: оценки часто бывают субъективны, и я бы распределила некоторые награды иначе...
Но это всего лишь мое частное мнение.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Департамент образования
г. Москвы
Тел.: (095) 366-97-22