Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Поведенческая психотерапия

В.Г. Ромек
М.: Академия, 2002

В тематическом номере, посвященном психологии поведения, рубрику «Арсенал» пришлось собирать «с миру по нитке» — книги, представляющие это направление, в нашей стране можно пересчитать по пальцам. Важнейшая прикладная отрасль бихевиоризма — поведенческая терапия — оказалась представлена скромным переводом английской работы тридцатилетней давности.
Как нередко бывает, самый ценный источник появился в редакции, когда тематический номер уже был подписан в печать.
Автор, один из немногих в нашей стране специалистов по поведенческой терапии, подготовил уникальную книгу, в которой, как сказано в аннотации, «впервые в нашей стране представлены теоретические и экспериментальные основы применения в психотерапии одного из ведущих направлений современной психологии — бихевиоризма».
В этих строках преувеличение допущено, наверное, лишь в отношении бихевиоризма — к ведущим направлениям его можно отнести разве что по старой памяти, ныне он ведущие позиции фактически сдал. Что, впрочем, не мешает поведенческой парадигме оставаться весьма влиятельной в психологии. И, добавим, на удивление недооцененной у нас. В.Г. Ромек с исключительным профессионализмом заполняет этот пробел.
Книга, созданная как учебник, может быть рекомендована широкому кругу читателей-психологов, в том числе и тех, чьи профессиональные интересы не связаны непосредственно с психотерапией. Так уж сложилось, что с классическими теориями поведения большинство отечественных психологов знакомо недостаточно. Сказалось и отсутствие литературы (большая часть упоминаемых автором работ на русский язык не переведены), и интуитивное недоверие практиков к каким бы то ни было теориям.
Однако поведенческие теории изначально были практически ориентированы, а практика бихевиоральной терапии всегда опиралась на психологические теории и экспериментальные исследования. Поэтому автор уделяет большое внимание последовательному изложению классических поведенческих теорий во взаимосвязи с возникшими на их основе методами психотерапии.
Разумеется, не обойдены вниманием и методические вопросы. Сказался и специфический авторский интерес к проблемам социальной компетентности и, как принято сегодня говорить, ассертивности (сам автор этого термина, правда, избегает) — особое место уделено описанию тренинга уверенности в себе. Нечто подобное сегодня с энтузиазмом практикуют десятки и сотни психологов по всей стране — часто по наитию, в отсутствие необходимого методического обеспечения. Им новая книга послужит надежной опорой.
Признаюсь, сам я всегда относился скептически как к понятию ассертивности, так и вообще к тренинговым методикам. Наверное, оттого, что слишком часто сталкивался с извращенным пониманием первого и топорным исполнением второго. В.Г. Ромек меня не то чтобы переубедил, но по крайней мере заставил поубавить категоричности в суждениях.
По прочтении книги мне стало ясно: когда за дело берется профессионал, у него есть чему поучиться, даже если ты не полностью разделяешь его идеологию и методологию. Тем более что не разделяешь порой в силу неведения. Трудно сказать, станет ли у нас больше бихевиористов после выхода этой книги, но несведущих точно станет меньше.

Сергей СТЕПАНОВ