Медлительные дети
М.М. Кольцова
СПб.: Речь, 2003
Проблемы, которые приходится решать педагогу и
практическому психологу, во многом определяются
особенностями образовательного учреждения и,
как следствие, контингентом детей.
Одной из проблем, типичных для любого детского
коллектива, посвящена книга «Медлительные дети».
В ней речь идет о детях-«копушах», отличающихся
некоторой заторможенностью действий.
М.М. Кольцова, много лет занимающаяся изучением
адаптации детей с разными типами нервной системы
к процессу обучения, подробно рассказывает о
физиологических и психологических особенностях
медлительных детей и о секретах общения с ними.
В книге предпринята попытка показать, что
медлительные дети не хуже и не лучше своих быстро
соображающих сверстников. Это дети с другим
типом нервной системы, но при этом по уровню
общего психического развития они нисколько не
отстают от подвижных детей. Свойственная им от
природы низкая подвижность нервных процессов
накладывает отпечаток прежде всего на их
работоспособность: они могут справиться с теми
же заданиями, что и импульсивные одноклассники,
но при этом быстрее устают. У них меньше скорость
и точность работы.
Медлительные дети отличаются не только темпом
выполнения учебных и иных заданий, но и
выраженными чертами характера. В силу отмеченных
особенностей они часто бывают необщительными,
замыкаются в себе, иначе говоря — становятся
интровертами.
Все это обусловливает появление у медлительных
детей стрессов и неврозов, связанных с
необходимостью приспосабливаться к постоянно
возрастающему темпу жизни. Конечно, медлительным
людям всегда было нелегко вписываться в заданный
обществом ритм, но особую актуальность эта
задача приобрела в последнее время, когда
приходится постоянно перестраиваться в
соответствии с изменяющимися условиями.
Возникает вопрос: медлительность — особенность,
с которой только следует считаться, или можно
как-то исправить ее нежелательные последствия?
По мнению автора, некоторые коррективы поведения
все же возможны. Однако медлительные дети
нуждаются в специальной тренировке подвижности,
в то время как тренировка посредством
постоянного ускорения движений мало успешна.
Автор книги перечисляет условия, соблюдение
которых будет способствовать естественной
тренировке и воспитанию подвижности, а также
предлагает специальные приемы тренировки
скорости движений.
Книга рассчитана на педагогов, работающих с
дошкольниками и младшими школьниками. Однако
многие выводы носят принципиальный характер и
могут быть распространены на медлительных детей
более старшего возраста.
Например, чрезмерная опека, равно как и система
чрезвычайно жестких требований, не только не
способствуют преодолению медлительным ребенком
своей особенности, но, наоборот, приводят к
ослаблению его подвижности.
Эта небольшая по объему книга, скорее брошюра
(менее 100 страниц), имеет не только узко
практическое, но и широкое профессиональное
значение. Она лишний раз убеждает в
продуктивности индивидуальных, а не одинаковых
для всех детей форм общения.
Марина СТЕПАНОВА |