Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Уроки психологического развития

Н.П. Локалова
М.: Ось-89, 2001

Новая книга Н.П. Локаловой содержит детализированное изложение программы для младших подростков (5–6 классы), которая является продолжением популярной развивающей программы для младших школьников.
В постулированных автором теоретических принципах явно чувствуется влияние концепции Наталии Ивановны Чуприковой, в которой «умственное развитие понимается как целенаправленное формирование у субъекта под влиянием обучения когнитивных и метакогнитивных репрезентативных структур».
Первая часть книги написана — как это видно из цитаты — серьезным научным языком, и ее содержание подтверждает глубокую обоснованность предлагаемой технологии. Автор признается, что придерживается несколько отличного от общепринятого понимания проблемы соотношения обучения и развития.
Н.П. Локалова полагает, что, несмотря на ведущую роль обучения в психическом развитии, необходимо проводить опережающую развивающую работу. Содержанием этой работы является как прямое стимулирующее воздействие на непосредственно воспринимающие системы, так и формирование у учащихся метакогнитивных умений и навыков, то есть общих представлений о содержании, структуре и принципах осуществления различных познавательных действий.
Проще говоря, психологическое развитие понимается автором прежде всего как формирование отвлеченных форм мыслительной деятельности. Поэтому именно такое формирование становится главной задачей программы.
На мой взгляд, это понимание психологического развития является слишком узким и воспроизводит уже не раз подвергавшийся критике тезис о сведении задач развития в процессе обучения к формированию абстрактного мышления. Справедливости ради надо признать, что автор включает в занятия работу над развитием и других психологических процессов — воображения, внимания, внутреннего плана действия, пространственных представлений.
Составляющей основной части урока выступает и развитие личностных характеристик подростков: осознание ими разных видов поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях. Однако складывается впечатление, что упражнения, связанные с личностным развитием, являются несколько чужеродными в общей — достаточно стройной и логичной — системе.
Отличает эту книгу и четкая структура изложения материала. Помимо подробного научного обоснования содержания программы, собственно сценариев уроков психологического развития и списка использованной литературы, в книге имеется поурочный указатель содержания занятий, указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов, и раздаточные материалы к урокам.
Думается, романтичным и эмоциональным натурам содержание программы может показаться несколько суховатым. Однако можно быть уверенным, что разработанная Н.П. Локаловой программа придется по душе практическим психологам, тяготеющим к систематичности и педантичности в работе, нацеленным на развитие именно познавательной сферы подростков. Мне кажется, многие упражнения программы можно рекомендовать учителям-дефектологам.

Игорь ВАЧКОВ