Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Тест личностных акцентуаций

В.П. Дворщенко
СПб.: Речь, 2002

В книге представлен модифицированный вариант патохарактерологического диагностического опросника для подростков (ПДО) А.Е. Личко.
Автор — медицинский психолог с многолетним стажем работы с подростками в условиях клиники — пришел к выводу, что этот «лучший на сегодняшний момент характерологический опросник» практически не применяется в консультативной практике из-за его низкой валидности.
Причины этого он видит в недостатках построения самого опросника. Работая с ним, подросток должен делать выбор наиболее и наименее подходящих утверждений из достаточно длинного их перечня (от 12 до 19 утверждений по 25 темам).
С такой работой, по мнению В.П. Дворщенко, могут справиться лишь подростки с большим объемом оперативной памяти, поскольку предлагаемое в опроснике количество утверждений, которые нужно оценить и ранжировать, значительно превышает объем кратковременной памяти. Получается, что многие опрашиваемые просто не в состоянии следовать инструкции и непроизвольно допускают ошибки. Поэтому и результаты часто являются недостоверными.
Недостатком ПДО Валерий Павлович считает и то, что «принудительный характер выбора утверждений по каждой теме вносит путаницу»: предлагаемый набор утверждений может не соответствовать реальным представлениям подростка.
Для того чтобы «упростить процедуру выполнения теста без изменения его сути», В.П.Дворщенко предложил отказаться от ранжирования утверждений в пределах темы. В модифицированном варианте каждый вопрос автономен. Отвечая на него, подросток выбирает одно из семи утверждений, отражающих различную степень их соответствия своему характеру.
Некоторые утверждения ПДО автор модификации посчитал лишними, поэтому опросник стал почти в два раза меньше по объему.
Данный вариант теста прошел серьезную проверку на 110 испытуемых в возрасте 14—23 лет.
По мнению автора, упрощение процедуры проведения теста и повышение его валидности значительно расширяет возможности его применения. В качестве психодиагностического инструментария его можно широко использовать не только в клинической практике, но и при диагностике личностных расстройств и изменений личности в «воспитательных, учебных, профилактических, спортивных, военных» и других учреждениях, а также при профориентации, профконсультации и профотборе.
Для удобства использования текст опросника сопровождается подробным описанием процедуры обследования, обработки и интерпретации полученных результатов, бланками регистрационных листов и ключами по каждому типу акцентуации.
Читатели найдут в книге краткое описание типов личностных акцентуаций, а также рекомендации для родителей и учителей по установлению оптимального контакта с подростками-акцентуантами и коррекции их негативных личностных черт. Кроме того, приводятся ролевые упражнения для самих подростков, направленные на развитие их способности самим управлять своим характером.

Ольга РЕШЕТНИКОВА