Хвала труду
У человека есть здоровая потребность что-то
значить; тут главное, чтобы она была в меру и не
переросла в тщеславие. Каждое человеческое
существо как энергийный центр и как духовный
индивид имеет, не без права, притязание себя
испытать в жизни и как-то проявить: только
проявивший себя человек чего-то стоит! Значит,
надо трудиться, в труде себя и показать! Труд и
есть то самое жизненное испытание, где уж точно
покажешь себя! Здесь мало слова «мочь», оно
проблематично; здесь надо реально отдаваться
труду, а там глядишь — успех, и ты на деле показал
себя.
Каждый из нас должен выдержать такое испытание.
Каждый из нас должен быть признан, должен обрести
уверенность в себе, самоутвердиться, обеспечить
своим трудом себя и свою семью. Так
развертывается у людей то инстинктивное
самоуважение, которое перерастает затем в
чувство собственного духовного достоинства. Так
что поистине всякий успех на земле есть успех
труда.
С того и начинается счастье труда;
начинается, но далеко не исчерпывается. В
дальнейшем счастье — в общении с природой. Это
равно касается крестьянина и лабораторного
исследователя, железнодорожника и художника,
матроса и врача, фабричного рабочего и
священника. У каждого с природой свой язык. Всяк
учится у нее, всяк пытается приноровиться к ней,
всяк учится у нее, всяк пытается приноровиться к
ней, всяк прибегает к ней в своих целях, как бы
желая склонить ее. И этот чуткий уговор с
природой, это обучение у нее мастерству, это
покорение ее является для каждого духовно
бодрствующего человека одной из земных его
радостей.
Осторожно и внимательно входит он в
соприкосновение с обступающей его
материализованной мудростью, пытается угадать
всевозможные комбинации ее и повернуть их себе
на пользу. А природа то наказует его, то
увещевает, то платит ему сторицею.
В труде природа и культура соединяются тесными
узами, и человеку выпадает радость быть
посредником в этом вечном процессе. Мир вертится
не зря, не без смысла: он борется за совершенство
хотя бы в том, что позволяет человеку заглянуть в
свое устройство и в какой-то мере управлять своим
ходом. Человеку дано счастье все с большим
результатом и все в больших размерах вкладывать
свои трудовые и творческие силы в этот
страдающий, борющийся мир, где все еще дремлют
необозримые, непредсказуемые возможности
культурного повиновения.
Таким образом, труд позволяет будущему
человеку не только брать, но и давать. Каждый
человек берет: берет у природы и у других — с
рождения и до последнего вздоха. Каждый
нравственно тонкий человек знает об этом и
ощущает это всю свою жизнь. Вот почему живет в нем
потребность как-то отплатить за эти дары,
превратить одностороннее «взимание» в
благодарный обмен.
Получение обязывает, отдача облегчает. Но
интенсивнее всего человек отдается в любви и в
труде. Недаром же говорится: «в поте лица
своего». Духовный труд изнуряет человека не
меньше, чем физический. Каждый благородный
человек, получая, старается оправдаться перед
природой и своими ближними. И тут он прав. Он
«вкладывает себя» в свою ниву, в свой ткацкий
станок, в свою книгу — уже не ощущает себя среди
людей «мироедом». Вот где искупительная
благодать труда.
1945
Иван ИЛЬИН
Перевод с немецкого З.Г. Антипенко |