Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2003

Хвала труду

У человека есть здоровая потребность что-то значить; тут главное, чтобы она была в меру и не переросла в тщеславие. Каждое человеческое существо как энергийный центр и как духовный индивид имеет, не без права, притязание себя испытать в жизни и как-то проявить: только проявивший себя человек чего-то стоит! Значит, надо трудиться, в труде себя и показать! Труд и есть то самое жизненное испытание, где уж точно покажешь себя! Здесь мало слова «мочь», оно проблематично; здесь надо реально отдаваться труду, а там глядишь — успех, и ты на деле показал себя.
Каждый из нас должен выдержать такое испытание. Каждый из нас должен быть признан, должен обрести уверенность в себе, самоутвердиться, обеспечить своим трудом себя и свою семью. Так развертывается у людей то инстинктивное самоуважение, которое перерастает затем в чувство собственного духовного достоинства. Так что поистине всякий успех на земле есть успех труда.
С того и начинается счастье труда; начинается, но далеко не исчерпывается. В дальнейшем счастье — в общении с природой. Это равно касается крестьянина и лабораторного исследователя, железнодорожника и художника, матроса и врача, фабричного рабочего и священника. У каждого с природой свой язык. Всяк учится у нее, всяк пытается приноровиться к ней, всяк учится у нее, всяк пытается приноровиться к ней, всяк прибегает к ней в своих целях, как бы желая склонить ее. И этот чуткий уговор с природой, это обучение у нее мастерству, это покорение ее является для каждого духовно бодрствующего человека одной из земных его радостей.
Осторожно и внимательно входит он в соприкосновение с обступающей его материализованной мудростью, пытается угадать всевозможные комбинации ее и повернуть их себе на пользу. А природа то наказует его, то увещевает, то платит ему сторицею.
В труде природа и культура соединяются тесными узами, и человеку выпадает радость быть посредником в этом вечном процессе. Мир вертится не зря, не без смысла: он борется за совершенство хотя бы в том, что позволяет человеку заглянуть в свое устройство и в какой-то мере управлять своим ходом. Человеку дано счастье все с большим результатом и все в больших размерах вкладывать свои трудовые и творческие силы в этот страдающий, борющийся мир, где все еще дремлют необозримые, непредсказуемые возможности культурного повиновения.
Таким образом, труд позволяет будущему человеку не только брать, но и давать. Каждый человек берет: берет у природы и у других — с рождения и до последнего вздоха. Каждый нравственно тонкий человек знает об этом и ощущает это всю свою жизнь. Вот почему живет в нем потребность как-то отплатить за эти дары, превратить одностороннее «взимание» в благодарный обмен.
Получение обязывает, отдача облегчает. Но интенсивнее всего человек отдается в любви и в труде. Недаром же говорится: «в поте лица своего». Духовный труд изнуряет человека не меньше, чем физический. Каждый благородный человек, получая, старается оправдаться перед природой и своими ближними. И тут он прав. Он «вкладывает себя» в свою ниву, в свой ткацкий станок, в свою книгу — уже не ощущает себя среди людей «мироедом». Вот где искупительная благодать труда.

1945

Иван ИЛЬИН
Перевод с немецкого З.Г. Антипенко