СПЛОТИМСЯ, ДАМЫ И ГОСПОДА!
Тот, кто полагает,
что может обойтись без других, —
сильно заблуждается;
но тот, кто считает,
что другие не могут без него обойтись, —
заблуждается еще сильнее.
Франсуа де Ларошфуко
КОЛЛЕКТИВ (от лат. colligere — собирать) —
группа объединенных общими целями и задачами
людей, достигшая в процессе социально ценной
совместной деятельности высокого уровня
развития. Явление и термин, упорно
превозносившиеся в советской социальной
психологии и столь же упорно игнорируемые
психологией современной. И то и другое, по всей
вероятности, представляет собой неоправданные
крайности, требующие непредвзятого анализа ради
нахождения «золотой середины».
В 70–80-е годы явлениям коллективистского
самоопределения, социально-психологического
климата коллектива, социалистического
коллективизма в противовес буржуазному
конформизму были посвящены десятки и сотни
работ, которые сегодня нельзя читать без горькой
иронии.
В самом деле, мэтры отечественной психологии в
советские годы успели наговорить на эту тему
массу велеречивого вздора — ради обретения
научного и общественного статуса, которым они
без тени смущения пользуются и поныне. К их
счастью, сегодня мало кто помнит, за что в свое
время присуждались степени и звания тем, кто
сегодня упивается подброшенными с Запада идеями
на подброшенные с Запада гранты. А те, кто помнит,
предпочитают помалкивать — у самих «рыльце в
пушку», просто по тогдашней молодости не успели
себя сильно замарать и теперь могут мараться в
свежем заморском пуху с почти чистой совестью.
Сколь
безоглядно и поспешно мы сегодня заимствуем
заморские идеи и непонятные слова, столь же
безоглядно поспешили отречься от коллектива.
Достаточно сказать, что в вышедшем недавно
«Большом психологическом словаре», который
издатель претенциозно окрестил «главной книгой
по психологии», понятие «коллектив» даже не
упоминается (сразу вслед за «кокаином» идет
«коматозное состояние») — вероятно, как
безнадежно устаревшее и исключенное из
употребления.
Такое отношение отчасти можно понять. Слишком
опостылел нам всем казенный социалистический
коллективизм, на деле оборачивавшийся тотальным
обезличиванием и уравниловкой. Слишком много
глупости, пошлости и даже жестокости творилось
именем коллектива, чтобы спокойно относиться к
самому этому термину. Однако попытаться все же
стоит — ведь термин ни в чем не виноват. Более
того, и явление как таковое существует, причем
явление объективно положительное. А негативные
явления — не оттого ли проистекают многие из них,
что поспешили отказаться от позитивных,
выплеснув ребенка вместе с водой?
Отечественная социальная психология — наука
довольно молодая. Долгие годы считалось, что
социальные явления вполне исчерпывающе
объясняются законами диалектического и
исторического материализма, и любая
психологизация тут представлялась не только
излишней, но даже вредной. В 60-е годы прошлого
столетия, когда западная социальная психология
(зародившаяся на полвека раньше) переживала
настоящий расцвет, нашей только едва позволили
робко оформиться. Причем — на условии
категоричного противопоставления западной.
Ядром такого противопоставления и выступило
понятие коллектива и коллективизма. Было
провозглашено, что коллектив — это особое
социальное образование, возникновение которого
невозможно в условиях классового антагонизма
капиталистического общества. По определению
академика А.В. Петровского, коллектив является
«порождением социалистического общества, плотью
от плоти его социальной структуры».
В обыденной речи в силу сложившихся
социально-политических условий слово
«коллектив» стало укореняться еще в 20-х.
Достаточно вспомнить, с каким рвением
«освобожденных» земледельцев загоняли в
коллективные хозяйства, как упорно насаждалось
коллективное соревнование (в противовес
капиталистической конкуренции), какую огромную
роль в перевоспитании малолетних уголовников
отводили коллективу основоположники советской
педагогики.
Вылилось это в то, что коллективом без разбора
стали именовать любую группу, объединенную по
каким-то формальным основаниям. Коллективом
стали называть личный состав воинского
подразделения, рабочей бригады, школьного класса
или научной лаборатории, причем независимо от
того, в каких отношениях между собой реально
находились члены этой группы. Даже если
сотрудники одной кафедры ладили друг с другом не
лучше, чем пауки в банке, или единственным
сплачивающим фактором рабочей бригады выступали
коллективные пьянки.
Дошло до того, что коллективами стали
именоваться группы детского сада или классы
вспомогательной школы (хотя можно ли вести речь о
зрелых социальных отношениях незрелых
личностей?).
Однако по сравнению с такой огульной бытовой
трактовкой социально-психологическому явлению
придавался иной, более конкретный и позитивный
смысл.
Если абстрагироваться от идеологического
пафоса, коллектив предстает не порождением
большевистской утопии, а группой, достигшей по
ряду параметров высокого уровня сплоченности
вкупе с позитивной социальной ориентацией
(понятно, что сплоченная шайка коллективом не
является).
В 1979 г. болгарский психолог Любен Десев писал: «В
буржуазной социологии, психологии и педагогике
фетишизируются психологические аспекты
человеческих отношений, в результате чего
понятие «коллектив», как правило, подменяется
понятием «группа».
Сегодня совершенно очевидно, что в наших
условиях имела место обратная тенденция —
избыточная социологизация человеческих
отношений и подмена «группы» «коллективом» без
достаточных оснований. Что само по себе не
обязательно дискредитирует понятие коллектива.
Освобождаясь от «родимых пятен» прошлого, мы
поспешили отказаться от многих навязших в зубах
формул. Например, исчезло из официального
обихода обращение «товарищ». А что, скажите,
дурного в этом старом русском слове? Вспомним:
«Мужайтесь, товарищи, все по местам, последний
парад наступает...» (а на геройском «Варяге»,
кстати, ни одного большевика не было).
Не стало слова — потихоньку начал истончаться
дух товарищества. Совсем как у индейцев навахо: в
их языке нет слова для обозначения зеленого
цвета, так они его и не отличают от оттенков
голубого. Не потому ли нам сегодня приходится
жаловаться на всеобщую разобщенность, что
поспешили отречься от коллектива и даже
вычеркнули это слово из своего лексикона?
Впрочем, во многих собраниях — отнюдь не только
политически левых — обращение «товарищи»
продолжает по старинке звучать. Оно и понятно:
трудно привыкнуть к «господам» в стоптанных
ботинках и «дамам» с пудовыми авоськами. А может,
и нет ничего страшного в этом слове, и мы его
потихоньку реабилитируем?
А там дойдет очередь и до коллектива. Ведь помимо
идеологических заклинаний, без которых было
просто не прожить, советские психологи, в том
числе и социальные, проводили интересные
исследования, выявляли объективные
закономерности, то есть в меру дозволенного
занимались полезным и важным делом.
И выяснили, каким образом группа переходит на
высокую степень своего развития, какие условия
следует создать, чтобы добиться позитивной
социальной ориентации и высокой сплоченности
людей в их совместной деятельности и общении.
Разве плохо, когда школьный класс можно с полным
основанием назвать коллективом?
Обобщая данные разных источников, можно выделить
следующие особенности группы, которые
характеризуют ее как коллектив.
1) Контактность — постоянное прямое и
непосредственное общение. Воспитательная
функция коллектива связана прежде всего с этой
его особенностью.
2) Контагиозность (от лат. contagiosus — заразительный)
— взаимовлияние, способность к
«взаимозаражению». Коллектив представляет собой
динамическую живую систему, в которой происходит
обмен информацией между ее отдельными
элементами, индивидами, передаются желания и
стремления, переживания и мысли. В коллективе
создаются суггестивные связи, не всегда
осознаваемые субъектом общения.
3) Внутренняя природа коллектива характеризуется
товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью
при решении конкретных задач. Деятельность
членов коллектива осуществляется на основе
принципов добровольности, равноправия и
демократичности. Реальным руководящим органом
коллектива выступает общее собрание — основная
форма создания коллективного мнения.
Регуляторами общественной жизни в коллективе
выступают не столько формальные правовые нормы,
сколько нравственные правила, традиции, обычаи,
привычки, чувства.
4) Социально-психологическая интеграция. Эта
черта выражается в единой социальной
направленности деятельности и согласованности
действий в коллективе, в общих устремлениях и
усилиях, единстве личных, коллективных и
общественных интересов. Для характеристики
сплоченности коллектива в отечественной
психологии использовался термин
«ценностно-ориентационное единство», он
отражает высокую степень позиций и оценок членов
группы по отношению к целям деятельности и
ценностям, наиболее значимым для группы в целом.
Подчеркивается, что ценностно-ориентационное
единство не приводит к нивелировке личности в
группе, так как не препятствует разнообразию
вкусов, интересов и привычек ее членов. Это
единство не предполагает также обязательного
совпадения в понимании способов достижения
общих для всех членов группы целей.
5) Коллектив является относительно устойчивым
социально-психологическим образованием с ярко
выраженными перспективными линиями развития, в
том числе и весьма отдаленными. В отличие от
самых разнообразных видов групп, которые могут
поддерживаться короткое время общими целями,
коллектив живет сравнительно долго и отличается
более стабильной структурой и нормами поведения.
Совершенно очевидно, что указанные
характеристики группы, наличие которых ставит ее
на уровень коллектива, являются позитивными
качествами, и их достижение весьма желательно.
Когда в силу определенных
общественно-политических условий данные
качества лишь декларируются, но реально не
соблюдаются, это приводит к извращению
позитивных принципов коллективизма и конечной
дискредитации самого явления и понятия.
Характерно, что, отказавшись от
дискредитированного общественной практикой
термина, сегодня никто и не думает игнорировать
позитивное содержание идей групповой
сплоченности и ценностно-ориентационного
единства. Только вместо «коллектива» сегодня
чаще принято говорить о «команде», «командном
духе» и т.п. Однако этой позитивной идеологии
трудно придерживаться, если противопоставлять
принципам коллективизма идеи превратно понятой
самодостаточности личности. Вероятно,
последующие социально-психологические
изыскания будут направлены на смягчение
эмоциональных крайностей в оценке этих явлений,
что приведет к нахождению разумного и
конструктивного компромисса.
Сергей СТЕПАНОВ |