Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Введение в школьную жизнь

Г.А Цукерман, К.Н. Поливанова
М.: Генезис, 2003

Проблема психологической готовности детей к обучению в школе активно обсуждается и психологами, и педагогами. Специфика данного издания состоит в том, что авторы обращают внимание не на диагностику, а на воспитание готовности в ходе специально организованных занятий. Авторы предлагают десятидневный курс, направленный на построение ребенком образа «настоящего школьника».
Такой курс строится на материале дидактических игр, хорошо знакомых детям дошкольного возраста, но в своеобразной форме обучения навыкам учебного сотрудничества. В ходе этих занятий дети учатся не конструировать и классифицировать, а договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга. Курс соответствует душевному состоянию ребенка, который уже не дошкольник, но еще не школьник. Он проводится учителем, в идеале — весной, в привычной дошкольной среде, но можно и в начале учебного года.
За практическими рекомендациями авторов курса видна обоснованная теоретическая позиция. Они разделяют принципы гуманистической педагогики, уважающей детскую индивидуальность. Поэтому целью курса является создание у ребенка представления о школе как о месте, где он принят весь целиком — со всеми его чувствами, мыслями и проблемами.
Школьные правила — это не то, что установлено раз и навсегда и к чему надо готовить будущих учеников. Правила школьной жизни создаются здесь и теперь, учителем вместе с детьми.
В качестве целей и ценностей начального образования авторы называют душевное здоровье и эмоциональное благополучие, умение учиться и воспитание навыков общения. Выбор именно такого направления развития ребенка определяет содержание подготовки детей к школьной жизни. При этом главной выступает задача сохранения душевного здоровья и душевного благополучия. В качестве основных средств ее решения авторы предлагают принятие (в смысле разделение) чувств ребенка и предоставление детям возможностей для личного выбора.
Особое внимание в книге уделено проблеме отношения семьи и школы, так как тревожное состояние ребенка в немалой степени объясняется позицией родителей. По мнению авторов, родителям следует помогать детям в выполнении домашних заданий курса; кроме того, на уроках по адаптации детей к школе присутствие родителей не только допустимо, но и желательно.
Однако было бы большой ошибкой думать, что знакомства с книгой вполне достаточно для успешного преподавания рекомендуемого авторами курса адаптации детей. Не менее важным является психологическая готовность учителя к работе по данной программе. В то же время, если учитель готов договариваться с детьми, предоставлять им возможность выбирать, сообща вырабатывать средства разрешения конфликтов, то и детям будет значительно легче перейти к новой для них форме жизни. Думаю, что большую помощь учителю в данном случае может оказать школьный психолог, причем как содержательную — по организации занятий, так и эмоционально-личностную, поддерживая его в новом деле.

Марина СТЕПАНОВА