Введение в школьную жизнь
Г.А Цукерман, К.Н. Поливанова
М.: Генезис, 2003
Проблема психологической готовности детей к
обучению в школе активно обсуждается и
психологами, и педагогами. Специфика данного
издания состоит в том, что авторы обращают
внимание не на диагностику, а на воспитание
готовности в ходе специально организованных
занятий. Авторы предлагают десятидневный курс,
направленный на построение ребенком образа
«настоящего школьника».
Такой курс строится на материале дидактических
игр, хорошо знакомых детям дошкольного возраста,
но в своеобразной форме обучения навыкам
учебного сотрудничества. В ходе этих занятий
дети учатся не конструировать и
классифицировать, а договариваться,
обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг
друга. Курс соответствует душевному состоянию
ребенка, который уже не дошкольник, но еще не
школьник. Он проводится учителем, в идеале —
весной, в привычной дошкольной среде, но можно и в
начале учебного года.
За практическими рекомендациями авторов курса
видна обоснованная теоретическая позиция. Они
разделяют принципы гуманистической педагогики,
уважающей детскую индивидуальность. Поэтому
целью курса является создание у ребенка
представления о школе как о месте, где он принят
весь целиком — со всеми его чувствами, мыслями и
проблемами.
Школьные правила — это не то, что установлено раз
и навсегда и к чему надо готовить будущих
учеников. Правила школьной жизни создаются здесь
и теперь, учителем вместе с детьми.
В качестве целей и ценностей начального
образования авторы называют душевное здоровье и
эмоциональное благополучие, умение учиться и
воспитание навыков общения. Выбор именно такого
направления развития ребенка определяет
содержание подготовки детей к школьной жизни.
При этом главной выступает задача сохранения
душевного здоровья и душевного благополучия. В
качестве основных средств ее решения авторы
предлагают принятие (в смысле разделение) чувств
ребенка и предоставление детям возможностей для
личного выбора.
Особое внимание в книге уделено проблеме
отношения семьи и школы, так как тревожное
состояние ребенка в немалой степени объясняется
позицией родителей. По мнению авторов, родителям
следует помогать детям в выполнении домашних
заданий курса; кроме того, на уроках по адаптации
детей к школе присутствие родителей не только
допустимо, но и желательно.
Однако было бы большой ошибкой думать, что
знакомства с книгой вполне достаточно для
успешного преподавания рекомендуемого авторами
курса адаптации детей. Не менее важным является
психологическая готовность учителя к работе по
данной программе. В то же время, если учитель
готов договариваться с детьми, предоставлять им
возможность выбирать, сообща вырабатывать
средства разрешения конфликтов, то и детям будет
значительно легче перейти к новой для них форме
жизни. Думаю, что большую помощь учителю в данном
случае может оказать школьный психолог, причем
как содержательную — по организации занятий, так
и эмоционально-личностную, поддерживая его в
новом деле.
Марина СТЕПАНОВА |