Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Учитель: проблема выбора
и формирование ценностей

Н.А. Асташова
М. — Воронеж: Московский
психолого-социальный институт, 2000

Книга увидела свет в серии «Библиотека педагога-практика». Думается, это очень хорошее решение, так как знакомство с ее содержанием (а по возможности, и глубокое, целенаправленное изучение) может быть чрезвычайно полезно современному учителю, управленцу, педагогу-психологу.
Ценности педагогической деятельности, ценностный аспект образования вообще — эта тема была по совершенно понятным причинам забыта и отброшена на периферию педагогической практики в последние десятилетия. И столь же закономерно она сейчас возвращается в круг самых острых, самых актуальных ее проблем.
Педагогическая деятельность ценностна по определению, педагог — носитель и выразитель своей системы ценностных ориентаций даже в том случае, если он этого факта не осознает. Эта книга помогает читателю подняться на уровень понимания, анализа смысловых устремлений собственной личности, соотнести их с научными представлениями о ценностях педагогической профессии и наметить пути самосовершенствования.
Здесь рассматриваются три блока вопросов. Первый — ценности как таковые в структуре личности конкретного человека. Второй — ценности педагогической деятельности. Третий — подходы к целенаправленному развитию ценностной сферы человека (в частности — будущего учителя). В этом разделе приводятся конкретные образовательные технологии, методы и приемы, позволяющие обращаться к ценностям ученика, развивать и совершенствовать систему его ценностных ориентаций.
В приложении к основному тексту дается программа спецкурса «Педагогическая аксиология», приводится список довольно новой литературы по проблеме ценностей (что ценно само по себе!). Там же содержится несколько интереснейших таблиц, которые будут особенно полезны методисту и психологу, желающим донести основные идеи книги до педагогического коллектива.
Н.А. Асташова смогла очень органично и естественно соединить научность изложения и его доступность, лаконичность и некоторую «педагогическую романтику», без которой вести разговор с практиком о ценностях было бы очень трудно.
Говорить о ценностях на «человеческом» языке — вообще задача не из легких. Автору это в значительной мере удалось, хотя опыт обсуждения материала книги с педагогами-практиками показывает: им непросто подниматься на заданный автором уровень рассмотрения проблемы. Практики отвыкли говорить о философских аспектах собственной деятельности. Относится это и к педагогам, и к психологам, работающим в школе.
Книга Н.А. Асташовой позволяет подняться над узкопрофессиональными проблемами сегодняшнего дня и задуматься о смыслах собственной деятельности.

Марина БИТЯНОВА