ГЛАВНЫЙ ВОПРОС СЪЕЗДА
Номер «Школьного психолога», который вы
держите в руках, по всей логике должен был стать
предсъездовским. Однако к тому времени, когда о
проведении съезда практических психологов было
официально объявлено, в номере уже не осталось
свободного места. Да и времени для написания
каких-то специальных материалов тоже уже нет.
Поэтому нам ничего не остается, как выпустить
самый обычный номер, отдав дань предстоящему
важнейшему событию только в редакторской
колонке. Что я и делаю.
Самое интересное, что ничего нового я сказать не
могу. Надеюсь, читатели помнят прошлогодний
майский «Школьный психолог» № 17, в котором была
опубликована подборка статей «Навстречу
коллегии» Министерства образования РФ. К
сожалению, за год совершенно ничего не
изменилось, так что все опубликованное можно
было бы повторить слово в слово. Вот только
неписаные журналистские законы не позволяют
печатать дважды одно и то же.
Но все же одну фразу мне хотелось бы
воспроизвести. Если на сакраментальный вопрос
«зачем психолог в школе?» существует множество
различных ответов, то это означает, что ответа
нет вовсе. Согласны? А теперь переведите вопрос
на более высокий уровень и спросите «зачем
системе образования психологическая служба?»
Вариантов будет не меньше, а значит, и здесь ответ
отсутствует.
Отсюда, на мой взгляд, основная сегодняшняя
проблема развития психологической службы — это
подмена содержания организационными приемами.
Все обсуждают и даже пытаются фиксировать в
немногочисленных документах только одно: как
строиться. А в ответ на вопросы: что делать,
построившись, и уже тем более зачем это делать, —
фигура полного умолчания.
Министерству такой подход, пожалуй, простителен
— ведь все мы знаем, что бывает, когда оно
начинает заниматься содержанием образования. А
вот профессиональному сообществу размытое
содержание собственной деятельности как-то не к
лицу. И если предстоящий съезд внесет ясность в
этот вопрос, то сможет претендовать на звание
исторического.
Марк САРТАН |