Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2003


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ТРУДНА ЖИЗНЬ ПОДРОСТКА

Урок-тренинг для восьмиклассников

Это занятие в нашей школе является первым в цикле обязательных, включенных в расписание, встреч с детьми. Всего таких встреч — три. Периодичность — одно занятие в четверть (кроме четвертой). Тема второго занятия — «Я и моя роль в классе» (см. «Школьный психолог», № 38, 2002), тема третьего — «Законы, по которым живут люди, нормы и правила, по которым живем мы» (№ 32, 2002).
Кроме этих трех занятий реализуется дополнительная развивающая программа, базирующаяся на актуальных проблемах детского коллектива. Дополнительные занятия проводятся во внеурочное время. В подготовку и проведение таких встреч активно включается классный руководитель.
Разрабатывая программы, мы опираемся на научные представления о задачах развития в каждый возрастной период и особенностях организации жизнедеятельности учеников восьмых классов в рамках нашей школы. Основная цель деятельности психолога в этот возрастной период — развитие рефлексивной позиции учащихся, направленной не только на осознание себя, своих индивидуальных черт, но и на понимание особенностей коллектива, построения межличностных отношений.
Обозначим специфику организации жизни детей в нашей школе.
Первое. Начиная с восьмого класса резко возрастает учебная нагрузка учащихся. Для того чтобы не переутомлять детей, мы отказались от уроков психологии в 8—11 классах. Наше общение с учениками переходит в режим тренинговых занятий.
Второе. Цели, задачи и возможные направления дальнейшей работы с конкретным классом в обязательном порядке обсуждаются с педагогом — наставником этих детей. Хочется отметить, что для нас роль педагога становится наиболее актуальной именно на этом возрастном этапе. Педагог-наставник проводит много времени в детском коллективе, досконально знает особенности отдельных детей и характер их взаимодействия.
Часто программа видоизменяется нами с учетом актуального состояния детей. Таким образом появляются совместные психолого-педагогические задачи. В ходе тренингов мы создаем ситуации, «запускающие» определенные процессы в детском коллективе. Программа дальнейшей работы также обсуждается сообща психологом и педагогом. И конечно, педагог-наставник принимает обязательное участие во всех занятиях, наравне с детьми проживая все этапы.
Третье. Мы работаем с классом, поэтому при постановке задач прежде всего ориентируемся на особенности коллектива в целом. Хотя малая наполняемость классов дает нам возможность в некоторых ситуациях выводить на передний план отдельных учеников, все-таки основная задача — работа с коллективом.
Общая логика построения цикла занятий в восьмых классах такова: осознание возрастных особенностей — осознание структуры коллектива и своего места в нем — осознание законов взаимодействия и нравственной основы в коллективе.
Есть задачи, общие для всех трех встреч, это — создание условий для развития взаимодействия в классе. Есть и специфические задачи, решаемые в ходе конкретного тренинга.
Данное занятие направлено на решение следующих задач:
1. Предоставление учащимся информации об особенностях подросткового возраста.
2. Предоставление возможностей для развития самосознания учащихся.
3. Предоставление возможности для постановки конкретных, актуальных для данных участников задач и разработка возможных вариантов их решения.

Время проведения — 1,5 часа.
Необходимые материалы: индивидуальные бланки для учащихся, письменные принадлежности, школьная доска.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина натуральной косметики "ЭКО-Крым" в Екатеринбурге. Натуральное мыло с доставкой на дом, а также натуральные сливки для лица и тела, косметика для волос с растительными экстрактами и эфирными маслами, ароматерапевтические средства для малышей. Узнать подробную информацию о компании, посмотреть каталог товаров и цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://eco-krym.ru/.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с постановки задач перед участниками.

ВЕДУЩИЙ. Сегодня мы будем говорить об особенностях возраста, в котором вы сейчас находитесь, и о значении этого возрастного периода в жизни человека.
Первое упражнение (фантазия) призвано помочь участникам погрузиться в обсуждаемую проблематику. Для его выполнения предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себе то, о чем будет говорить ведущий. Для того чтобы участники могли воссоздать мысленный образ вслед за словами психолога, необходимо текст читать медленно, с небольшими паузами.
ВЕДУЩИЙ. Представьте себе линию времени, которая связывает первый и последний миг пребывания человека на земле. Линию времени можно условно разделить на разные возрастные отрезки. В каждом возрасте человек должен чему-то научиться, решить важные для собственного развития задачи. Я буду называть определенный возраст, а вы подумайте, какие задачи необходимо решить человеку, находящемуся на этом отрезке времени.
Итак, младенчество... дошкольное детство... начальная школа... средняя школа... старшая школа... молодость... зрелость... старость...

Для обсуждения дается минимальное время. Участников предупреждают, что основная задача данного действия — настроиться на разговор о значении каждого периода жизни. Возможность обменяться содержательной информацией появится позже. Но если среди участников оказались люди, очень глубоко и эмоционально погрузившиеся в переживание, им предоставляется возможность для отреагирования чувств.
Затем ребята разбиваются на четыре группы, каждой из которых предстоит проанализировать особенности определенного возраста.
С помощью этого задания мы хотим показать детям значение каждого возраста в жизни человека. Ответить необходимо на два вопроса. Первый — основные достижения возраста; второй — основные трудности, которые необходимо преодолевать в этот период.
Участникам предлагается подумать о таких временных отрезках, как детство, отрочество, молодость, зрелость. Такая периодизация, конечно, весьма условна и связана прежде всего с тем, что каждый период нам надо обсудить в мини-группе, а классы у нас маленькие, групп получается немного (минимальное количество участников — три человека).
То, над каким возрастным отрезком будет работать каждая группа, определяется с помощью жребия. Время обсуждения ограничено (10–15 минут). Каждая группа представляет результаты своей работы. После обсуждения участники могут дополнять высказывания товарищей.
Примеры работы учащихся на этом этапе приводятся в приложении 2. При этом мы сохранили формулировки, рожденные на занятии. Некоторые пункты ребятам помогал сформулировать взрослый, остальные формулировки — детские.
Хочется отметить, что изначально работа с задачами и проблемами различных возрастов рассматривалась нами как подготовительная, направленная на мотивирование дальнейшего разговора о подростковом возрасте. Однако результаты нас удивили и заставили по-иному посмотреть на значение этого этапа.
Участники глубоко и серьезно погрузились в анализ значения определенного возраста в логике всей жизни человека. При представлении результатов работы мини-группы нередко вспыхивали дискуссии. Так, класс, результаты работы которого приведены в данной статье, очень серьезно спорил по поводу существования таких проблем, как «Выбор между семьей и карьерой» и «Удержать или восстановить целостность семьи».
Суть дискуссии сводилась к тому, что для женщины не может существовать проблемы приоритетов. На первом месте, безусловно, семья. И женщина в ответе за благополучие детей (при этом ребята подчеркивали, что ответственность родителей особенно возрастает в тот период, когда их дети проживают очень тяжелый подростковый возраст).
Затем участники объединились в общий круг.
ВЕДУЩИЙ. Существует известная фраза «Трудна жизнь подростка». В чем же трудность подросткового периода? Как вы это чувствуете в своей собственной жизни?
Ответы участников фиксируются на доске в два столбика таким образом, чтобы в одном были представлены возрастные особенности, а в другом — возрастные проблемы.
Например, участники говорят, что появились проблемы с родителями. Этот ответ фиксируется в столбике «Проблемы». Реплики о том, что появились новые интересы и друзья, — в столбик «Особенности». Таким образом через некоторое время появляется портрет подростка, составленный самими подростками.
Далее ведущий предлагает детям заполнить бланк «Суждения взрослых о подростках» (Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1995).
В этом бланке (см. приложение 1) представлены характеристики, относящиеся к подросткам. Ребятам предстоит оценить, насколько данные суждения верны для них лично, для их друзей и сверстников. При этом ведущий заранее предупреждает о том, что результаты работы оглашаться не будут. Основная задача этого этапа — предоставление детям определенной информации.
От индивидуальной работы с опросником участникам вновь предстоит вернуться к портрету подростка. В случае необходимости этот портрет дополняется характеристиками, почерпнутыми из опросника.
Далее — вновь индивидуальная работа на бланке. Ведущий просит участников выписать из общего списка характеристик подросткового возраста только те, которые имеют отношение лично к нему. Затем дети записывают те индивидуальные особенности, которые им нравятся и которые хотелось бы сохранить навсегда.
ВЕДУЩИЙ. Биологические особенности возраста необходимо принять как данность, даже если это и доставляет нам огорчения. А вот с социальными проблемами, связанными с человеческими отношениями, можно и нужно работать.
Психолог обращает внимание ребят на список возрастных проблем. Обсудив его, надо переформулировать проблемы таким образом, чтобы стало ясно, чего же хотят подростки.
Так, на одном из занятий у ребят появились такие задачи: научиться по-новому общаться мальчикам и девочкам; договориться с родителями о расширении своих прав. Все остальные проблемы на фоне этих двух показались им незначительными.
Дальнейшая работа проходит вновь в группах. Участники делятся на группы произвольно. Основной принцип деления — над решением какой задачи сейчас хочется подумать. То есть количество групп определяется количеством поставленных участниками задач.
В результате этой работы должны появиться мини-проекты, направленные на решение конкретных задач. Степень конкретности во многом определяется и особенностями участников, и особенностями решаемых задач.
Так, в нашем примере группа, работавшая над задачей изменения взаимоотношений в классе, вышла на конкретную идею проведения вечеров, встреч и походов во внеучебное время. А группа «проблем с родителями» подготовила список рекомендаций для подростка.
Вот некоторые из рекомендаций ребят: «Вовлекайте родителей в свои интересы. Больше времени проводите вместе»; «Договоритесь с родителями о временных отрезках, в рамках которых вы можете самостоятельно планировать свою деятельность» и др.
Это занятие завершается представлением и обсуждением проектов. Но психолог может считать, что цель достигнута, лишь в том случае, если большинство заявленных идей удается воплотить в жизнь.

Татьяна БЕГЛОВА,
психолог негосударственного
образовательного учреждения
«Экономическая школа-лицей»,
г. Москва

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Суждения взрослых о подростках

Каждое суждение оцените по пятибалльной шкале трижды — справедливо ли оно применительно:
1) ко мне, 2) к моим близким друзьям, 3) к моим сверстникам.

Шкала для оценки:

5 — всегда верно
4 — очень часто верно
3 — верно наполовину
2 — редко, но бывает
1 — почти никогда
0 — никогда не верно

Приложение 2

Результаты работы учащихся на этапе
«Особенности различных возрастов»

ДЕТСТВО

Достижения:
мало ругают;
весело;
много свободного времени.
Задачи возраста:
освоить координацию движений;
научиться общаться со взрослыми и сверстниками;
подготовиться к школе (научиться писать, развить руку, научиться понимать взрослых).
Проблемы:
слабость позиции по отношению к взрослым;
неуверенность в собственных силах;
первые проблемы с родителями (заставляют делать то, что не хочется);
взрослые ругают;
не могут продумать свое решение.

ОТРОЧЕСТВО

Задачи:
познание себя, для того чтобы выбрать профессию;
более взрослый взгляд на жизнь;
общение с новыми людьми;
общение мальчиков и девочек;
новые интересы;
формирование своего «Я».
Проблемы:
формирование характера и личности, интересов;
отношения с друзьями и родными;
обучение и накопление знаний (все перечисленные процессы чаще всего сопровождаются конфликтами);
более явственное разделение на девушек и парней, первая любовь;
ответственность;
напряженные отношения с родителями.
Преимущества:
единственная обязанность — обучение;
относительная свобода действий.

ЮНОСТЬ

Задачи возраста:
выбор жизненного пути;
научиться общаться во взрослом обществе;
изменение положения в обществе.
Проблемы:
ответственность за собственные решения;
выбор жизненного пути;
работа;
семья;
интимная жизнь;
получение высшего образования.

ЗРЕЛОСТЬ

Задачи возраста:
вырастить детей;
продвижение в карьере;
подготовить «почву» для детей.
Проблемы:
выбор между семьей и карьерой;
удержать или восстановить целостность семьи;
ответственность за личную жизнь;
обеспечение своей семьи и помощь стареющим родителям;
ответственность за других.