СОТРУДНИЧЕСТВО
Чтобы решать серьезные школьные проблемы
учащихся, мне, как педагогу-психологу, всегда
необходимо работать вместе с классным
руководителем и родителями, мы все вовлечены в
общую программу действий. Психологическая
работа в школе нуждается в серьезной
педагогической поддержке: это и развитие или
коррекция межличностных отношений в классе, и
индивидуальные проблемы детей, и
психологическое обучение.
В течение многих лет у нас существует тесное
сотрудничество с учителями младших классов
Натальей Гудковой, Ириной Колесниковой и
другими, очень помогает в работе зам. директора
по начальной школе Наталья Дутная.
Мы каждый раз убеждаемся в том, что при таком
сотрудничестве обогащается методический багаж и
родителей, и учителя, и психолога.
Учитель знает о работе психолога не понаслышке, а
из непосредственного участия в психологических
занятиях, тренингах, классных часах,
родительских клубах, собраниях.
Мы с удовольствием вовлекаем в свою орбиту также
и родителей. Они приходят на игровые уроки,
тренинги, собрания и не просто пассивно
наблюдают, а активно во всем участвуют. Они
стараются усвоить правила тренинговой группы,
приемы психологической работы.
И тянутся к нам молодые мамы и умудренные опытом
бабушки то с вопросом, то с предложением, то с
новыми идеями. Значит, мы нужны и интересны!
День за днем мы видим и чувствуем, как тяжелы
первые месяцы в школе для первоклассников. Поэтому
на первом занятии родительского клуба на тему
«От поддержки к самоподдержке» мы учим родителей
использовать в повседневном общении приветливые
фразы:
«Мне хорошо с тобой».
«Я рада тебя видеть».
«Мне нравится, как ты...»
«Хорошо, что ты у меня есть».
«Давай посидим вместе».
Для родителей 1-го класса был оформлен стенд
«Детству следует оказывать величайшее
уважение».
Есть две базовые человеческие способности:
умение устанавливать отношения с людьми и умение
эти отношения сохранять. Нормальный человек
решает эти задачи всю свою жизнь.
Мы провели диспут на тему «Как устанавливать и
сохранять отношения». Вот вопросы, которые мы
обсуждали во время диспута:
— Как вы поступаете, если между вами и ребенком
произошла ссора?
— Что вы делаете, когда ваш ребенок рядом, а вам
хочется поговорить о его недостатках со своими
знакомыми?
— Что вы будете делать, если узнаете, что вашему
ребенку нравится ходить в школу, но он плохо
успевает?
— Злитесь ли вы на своего ребенка?
— Что вы будете делать, если узнаете, что вашего
ребенка обижают в школе?
В конце диспута предложили родителям памятку:
Признайте право детей
— на ошибку, и они с радостью станут исправлять
ее;
— на тайну, и тогда они сами признаются в самом
серьезном проступке;
— на ложь, и наказание будет излишним;
— на непохожесть, и тогда у них станет меньше
недостатков.
Учитель, психолог, родители, работая над темами
«Моя семья», «Мой класс», «Мой город», «Моя
страна», формируют «гражданина мира», учат детей
по-человечески относиться друг к другу.
Очень интересно прошло родительское
собрание-тренинг на тему «Родительская любовь».
Эмоции, чувства, взгляды, стихи — все говорило о
заинтересованности присутствующих.
Тематическое собрание «для отцов» родителям
учащихся запомнилось надолго. С огромным
интересом папы составляли портрет своего
ребенка: отмечали яркие качества детей, говорили
о роли ребенка в семье, о совместной
деятельности, психологическом климате.
Вот рассказ учительницы одного из младших
классов:
«В моем классе много ребят воспитывается в
неполных семьях. А так важно, чтобы папы
участвовали в воспитании мальчиков! Я решила
сплотить коллектив пап в классе. Пригласила пап и
дедушек на собрание, которое мы готовили вместе с
психологом. Мы обсудили проблемы, возникающие
между родителями и детьми в семье, прочитали
анкеты, на которые отвечали дети.
Проанализировали ответы пап и их детей. Многое
родители узнали о своих детях, задумались о том,
как мало времени проводят с ними.
На собрании мы решили организовать совместные
дела: изготовление поделок, коллективный выход
на природу, проведение уроков в присутствии
родителей.
Вскоре на один из уроков пришли папы со своими
армейскими фотографиями, рассказывали о службе в
армии. Запомнился урок природоведения по теме
«Полезные ископаемые», который подготовил один
из пап, геолог-геодезист.
Папы приняли участие в оформлении классного
уголка.
Мальчики в моем классе стали больше рассказывать
о папах, чаще проявлять свои мужские качества.
Папы стали приходить в школу на индивидуальные
беседы с классным руководителем и с психологом.
Все вместе: родители, учитель, психолог — мы
подготовим наших мальчишек к службе в армии, к
трудностям в жизни, закалим их волю, передадим
опыт отцов».
И все благодаря сотрудничеству!
Галина ФИЛОСОФОВА,
педагог-психолог школы № 2,
г. Свободный,
Амурская обл. |