Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ОДИН ДЕНЬ

Здравствуй, дорогая редакция газеты «Школьный психолог»!
Я работаю педагогом-психологом в сельской школе Кагальницкого района Ростовский области. Стаж работы в качестве психолога — 6 лет.
Осенью 2002 года в г. Ростове проходил областной конкурс «Психолог года-2002», в котором я принимала участие, став дипломантом. Мне не удалось попасть в тройку лидеров, я была четвертой. И тем не менее результатом я довольна.
Этот конкурс помог мне еще больше поверить в себя.
Одним из условий участия было представление творческой работы на тему «Один день из жизни психолога». Я выбрала сочинение-эссе. Хочу и с вами поделиться своими мыслями.

Открываю глаза и сразу зажмуриваюсь. Солнце! На душе легко, и меня переполняет предвкушение встречи с чем-то добрым, радостным. Это потому, что настало утро нового дня — дня волшебного общения с моими «трудными» детьми, с теми, на кого мало обращают внимания окружающие, и в первую очередь их родители.
...Смотрю в окно. Перед рассветом побрызгал легкий дождик, покропил траву. А сейчас вовсю светит солнце, и каждая травка, каждый кустик сияет, сверкает, светится. Красиво!
И не только в природе есть красота. Люди тоже прекрасны. Я глубоко убеждена, что красота человека — это его братское, родственное отношение к другим людям. И ребячья жизнь, если она кипит, подчинена разумному ходу, полна красоты.
Вот такую задачу — открывать прекрасное в человеке — ставлю я перед собой как психолог, каждый день отправляясь в трудный, но интересный, всегда полный неожиданностей путь познания детской души. Этот путь гораздо длиннее, чем дорога от моего дома до школы.
Но вот я уже открываю дверь моей школы. Незаметно долетают, входят в меня, волнуя, голоса ребят, их звонкий смех и возгласы. Я знаю: меня здесь ждут, как ждут любого взрослого, который умеет слушать мелодию сердца ребенка.
Через мгновение я встречусь с ними.
Придет Антон, с шумом войдет в класс: «Здравствуйте!» И обязательно пожмет мне руку.
Придет Ваня, этот маленький толстячок. Он всегда спрашивает: «А что мы сегодня будем делать?» — и, не дожидаясь ответа, предлагает что-нибудь свое.
Придет Оля с цветами. Она каждый день приносит цветы. Вчера у нее были одуванчики, желтые, как капли солнца.
Придут Алеша и Артур, они всегда ходят вместе (они братья).
Придет Маша, моя скромная девочка: «Вам помочь?» Она всегда рядом со мной и старательно выполняет каждое порученное ей дело.
Придет Мэги, у нее в глазах будет грусть (ох, эти родители!), но сегодняшний день пересилит ее грусть.
Придет Руслан, самый-самый большой шалун в мире. У нас с ним есть свой секрет. Он придет и шепнет мне, что пока все идет хорошо.
Придут все остальные, радостные или задумчивые, но всегда ждущие меня именно потому, что на наших занятиях они получают похвалу, ласку, тепло, которых им так не хватает в семье.
Я знаю, о чем мы сегодня будем говорить. Но знаю еще и то, что дети всегда непредсказуемы, и я готова к тому, что в мои планы они внесут свои коррективы.
На этом занятии мы будем рисовать музыку, учиться переживать новые чувства.
Сначала мы говорим о том, какие чувства может пробудить в нас музыка и в какой цвет мы можем раскрасить эти чувства.
Потом я предлагаю детям сесть поудобнее и включаю магнитофон. При первых же звуках мелодии лица детей преображаются: одни сидят, широко раскрыв глаза и затаив дыхание, другие дирижируют руками, третьи как будто витают в волшебных снах...
Когда смолкают звуки, некоторое время стоит тишина, ребята не сразу берут кисти. А когда они создают свои маленькие шедевры, меня поражает то, какие сокровенные мысли и чувства вызвала к жизни эта мелодия.
Ваня рисует восход солнца. Антон видит себя в школе искусств за роялем. Оля — на берегу синего моря, а Руслан изображает на бумаге счастье (разноцветные яркие пятна).
Меня радует то, что нет ни одного похожего рисунка. А когда я предложила детям поделиться пережитыми чувствами, то в ответ услышала разнообразные описания переполнявших их эмоций.
Видя блестящие глаза своих подопечных. я в очередной раз убеждаюсь в полезности таких занятий, которые помогают каждому ребенку быть самим собой.
Занятие окончено. Я иду в кабинет готовиться к новой встрече. Через несколько минут в дверь стучат. Каково же мое удивление, когда на пороге появляется Мэги! Ведь она столько раз договаривалась о встрече и не решалась прийти. Может быть, музыка сегодня стала моим союзником?!
— А можно я вам что-то расскажу? Только это тайна...
И она рассказывает мне о своем повторяющемся страшном сне. Я внимательно слушаю, и мы вместе пытаемся разобраться в ее страхах.
После ее ухода я не сразу смогла унять охватившее меня волнение. Я вспомнила сказку о человеке с волшебным фонариком: когда он зажигал его, то становилось видно, какие все хорошие и как можно жить, чтобы всем было хорошо. Но находились люди, которые прятались от этого фонарика и не хотели, чтобы кто-то увидел, что творится в их душе.
Сейчас я испытываю радость оттого, что сегодня Мэги не спряталась от моего фонарика.
...Солнце клонится к закату. Я иду домой. Кажется, день прожит не зря.
Я снова убедилась в том, что мир задуман для красоты. И совсем не обязательно кричать о ней или указывать пальцем. Каждый должен открыть красоту сам для себя, настроиться сердцем на нее. Пережить, если хотите.

Наталья ШЕВЧЕНКО,
с. Новобатайск,
Ростовская обл.