ЕСТЬ ЛИ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА?
На этот и другие вопросы наших
читателей отвечает
начальник отдела практической психологии
и охраны здоровья детей Минобразования России
И.М. КАМАНОВ
Вопрос: Я работаю
педагогом-психологом в общеобразовательном
учреждении. В 1999 году руководитель учреждения с
большим трудом добился дополнительно еще 0,5
ставки к штатному расписанию. Тогда в школе было
1440 учеников. Затем их количество сократилось, и в
2002 году мы имеем 984 учащихся. Из-за этого
планируется сокращение дополнительной 0,5 ставки.
Прошу оказать юридическую консультацию и дать
ответ на вопрос: сколько положено штатных единиц
на данное количество учащихся — 984 человека (39
классов)? Прошу опубликовать документы,
определяющие штатные нормативы
педагога-психолога.
Сейчас существуют разногласия между решениями
коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 г.
(где есть указание на то, что «в учреждениях,
имеющих более 500 учащихся, — не менее двух (трех)
ставок на учреждение») и приказом Министерства
образования от 22.10. 99 № 636, где данное указание
отсутствует. Значит ли это, что решение коллегии
остается в силе?
Педагог-психолог,
г. Торжок, Тверская обл.
Игорь КАМАНОВ: Прежде всего, надо
иметь в виду, что само решение коллегии
Министерства не является нормативным
документом, а носит рекомендательный характер.
Поэтому и «Положение о службе практической
психологии образования в Российской Федерации»
(которое является Приложением к «Решению
коллегии от 29 марта 1995 года») не может
регламентировать количество ставок психологов,
а только рекомендует иметь одного психолога на 500
учащихся.
Единственный официальный документ, которым мы
можем здесь руководствоваться, — «Закон
Российской Федерации об образовании» (статья 32
«Компетенция и ответственность
образовательного учреждения»). Там говорится,
что «образовательное учреждение самостоятельно
в осуществлении образовательного процесса,
подборе и расстановке кадров, научной,
финансовой, хозяйственной и иной деятельности в
пределах, установленных законодательством
Российской Федерации, типовым положением об
образовательном учреждении соответствующих
типа и вида и уставом образовательного
учреждения».
В частности, к компетенции образовательного
учреждения относится «установление структуры
управления деятельностью образовательного
учреждения, штатного расписания, распределение
должностных обязанностей».
Руководство образовательного учреждения вправе
самостоятельно определять количество
психологов в школе, исходя из тех задач, которые
ставятся перед школьной психологической
службой, ведь педагог-психолог не обязан
работать с каждым учеником школы.
В идеале психолог вместе с руководством школы
должен определить стратегию работы, выделить
приоритеты и в соответствии с этим определять
необходимое количество специалистов. В больших
школах оптимально иметь одного психолога на
каждое звено: начальные, средние и старшие
классы.
Принимать какие-то документы, строго
регламентирующие штатные нормативы
педагога-психолога, очень рискованно. Ведь есть
много образовательных учреждений (особенно в
сельской местности), где число учащихся меньше,
чем 500. А то, что психолог должен быть в каждой
школе, было подтверждено и на прошедшей в ноябре
коллегии Министерства образования РФ.
Вопрос: Может ли психолог, получивший
образование по специальности «преподаватель
психологии», работать педагогом-психологом в
общеобразовательной школе? Есть ли какие-то
документы, запрещающие это?
Психологи из г. Белгорода
Игорь КАМАНОВ: В
«Тарифно-квалификационных характеристиках
(требованиях) по должностям работников
учреждений образования Российской Федерации»
(Приложение 2 к приказу Минобразования России и
Госкомвуза России от 31 августа 1995 г.
№ 463/1268) в разделе «Требования к квалификации по
разрядам оплаты» указано, что педагог-психолог
(8–14 разряды) должен иметь «высшее
психологическое или высшее педагогическое
образование с дополнительной специальностью
«Психология».
При этом в разделе «Должен знать» обозначен
перечень профессиональных психологических
знаний, которыми должен обладать
педагог-психолог: «общая психология,
педагогическая психология и общая педагогика,
психология личности и дифференциальная
психология, детская и возрастная психология,
социальная психология, медицинская психология,
детская нейропсихология, патопсихология,
медицинская психология, детская
нейропсихология, патопсихология, психосоматика;
основы дефектологии, психотерапии, сексологии,
психогигиены, профориентации, профессиоведения
и психологии труда, психодиагностики,
психологического консультирования и
психопрофилактики; методы активного обучения,
социально-психологического тренинга общения,
современные методы индивидуальной и групповой
профконсультации, диагностики и коррекции
нормального и аномального развития ребенка».
Перечень, как видно, очень большой. Поэтому для
ответа на поставленный вопрос необходимо знать,
какое образование получил психолог и какими из
перечисленных знаний он обладает. Одно дело, если
речь идет об окончании государственного
педагогического университета, а другое дело —
вуза, не имеющего государственной аккредитации.
Важно и то, какая специальность и квалификация
указаны в дипломе.
Если же данный специалист уже имеет опыт
успешной работы в качестве педагога-психолога,
то на него может распространяться положение
пункта 7 указанного документа: «лица, не имеющие
специальной подготовки или стажа работы,
установленных квалификационными требованиями,
но обладающие достаточным практическим опытом и
выполняющие качественно и в полном объеме
возложенные на них должностные обязанности, по
рекомендации аттестационной комиссии
учреждения могут быть назначены на
соответствующие должности так же, как и лица,
имеющие специальную подготовку и стаж работы, и
им может быть установлен тот же разряд оплаты
труда по ЕТС».
Вопрос: Я работаю
педагогом-психологом в детском доме для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Всем работникам нашего
образовательного учреждения, согласно письму
Минобразования России от 12.01.93 г., повышены ставки
заработной платы на 20%.
Имею ли я право еще на одну компенсационную
доплату согласно Письму Министерства общего и
профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07
ин/20-4 «Об учителях-логопедах и
педагогах-психологах учреждений образования».
Дело в том, что учитель-логопед, работающий в
нашем детском доме, вторую компенсационную
доплату получает (в размере 20%).
Педагог-психолог
детского дома,
Кемеровская обл.
Игорь КАМАНОВ: Первая из указанных
надбавок (в размере 20%), согласно пункту 2.3.
«Перечня компенсационных доплат и повышенных
ставок заработной платы (должностных окладов)
работников образовательных учреждений»,
начисляется за работу в учреждениях для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Что касается компенсационных доплат, которые
получает учитель-логопед, то, согласно Письму
Министерства общего и профессионального
образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об
учителях-логопедах и педагогах-психологах
учреждений образования», они начисляются за
работу в специальных коррекционных
образовательных учреждениях (группах, классах)
для детей, имеющих отклонения в развитии.
Если педагог-психолог детского дома будет
проводить коррекционно-развивающую работу в
специальных классах или группах для детей с
отклонениями в развитии или задержкой
психического развития, то он также может
претендовать на получение ставки заработной
платы на 15–20% выше.
В Письме содержится уточнение: «Конкретный
перечень работников и размер повышения ставок
заработной платы (должностных окладов) за работу
в указанных образовательных учреждениях
(группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов
определяется образовательным учреждением в
зависимости от степени и продолжительности
общения с детьми, имеющими отклонение в
развитии».
Подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА |