Психотерапия детских проблем
Ричард Гарднер
СПб.: Речь, 2002
С методикой доктора Гарднера я знаком уже давно
— по англоязычной литературе и видеокассетам.
Появление его книги на русском языке, —
безусловно, событие.
Ричард Гарднер считает, что его подход «сам по
себе является не терапией, а скорее техническим
инструментом психотерапевта». Издатель, как это
часто бывает, исказил основной смысл метода:
прямой перевод названия звучит по-другому и, на
мой взгляд, более точно отражает содержание
книги — «Терапевтическая коммуникация с детьми:
техника совместного рассказывания историй».
В названии акцент сделан на процессе
коммуникации между терапевтом и ребенком, ведь
именно специально организованное
коммуникативное взаимодействие и является
главным исцеляющим фактором в подходе доктора
Гарднера.
Гарднер — терапевт психоаналитической
ориентации, его метод рассчитан на применение в
процессе длительного взаимодействия ребенка,
терапевта и родителей в пространстве
терапевтических отношений.
Сам по себе метод на первый взгляд предельно
прост. Психотерапевт включает магнитофон (а
лучше — видеокамеру) и предлагает ребенку
принять участие в телепередаче доктора Гарднера
«Сочини историю».
В этой программе есть свои правила: «нельзя
рассказывать о том, что вы читали, видели в кино
или по телевизору, или о том, что происходило на
самом деле с вами или вашими знакомыми». У
истории должны быть начало, середина и конец, а
также мораль, из нее вытекающая.
После того как ребенок рассказал свою историю,
терапевт рассказывает ему свою. В ней те же
персонажи оказываются в похожих
обстоятельствах, но действия героев, трактовка
событий и развязка предлагаются более здоровые и
конструктивные.
Как отмечает Р. Гарднер, «если врач говорит с
ребенком на одном языке, у него неплохие шансы
быть услышанным». Автор последовательно и
подробно рассматривает стратегию терапевта на
разных этапах терапевтического взаимодействия.
Целый раздел посвящен анализу подходов к решению
конкретных проблем — от подавленной агрессии и
проявлений эдипова комплекса до психологических
трудностей при минимальной мозговой дисфункции.
Все упоминаемые проблемы иллюстрируются
примерами из практики.
Четыре реальных случая из практики
использования метода для помощи в преодолении
детских проблем, описанных в заключительном
разделе книги, позволяют проследить динамику
изменений и в то же время дают представление о
том, каким длительным должен быть процесс
терапии.
Двадцать одна, тридцать две, шестьдесят две и
шестьдесят семь терапевтических сессий и
продолжительность терапевтического общения от
четырех до девяти месяцев — многие ли из нас
имеют опыт работы с такими клиентами? Правда, и
клиенты у доктора Гарднера довольно серьезные.
Впрочем, скорее они все-таки разные.
По словам автора, его метод «полезен для
говорящих детей с невротическими и
характерологическими проблемами» в возрасте от
пяти лет и до начала пубертата.
Оригинальный подход Ричарда Гарднера позволяет
по-новому взглянуть на работу с пограничными
расстройствами психики и нарушениями поведения.
Александр ШАДУРА |