Нейропсихология
Е.Д. Хомская
М.: УМК «Психология», 2002
Книга с таким названием вряд ли привлечет
внимание практических психологов образования,
занятых решением далеких от нейропсихологии
задач. В то же время сегодня ни у кого не вызывают
возражений развиваемые Л.С. Выготским идеи о
необходимости и полезности сведений по
психологии аномального детства для понимания
закономерностей психического развития
нормального ребенка.
В наше время, когда особое значение приобретают
междисциплинарные исследования в связи с
постоянным увеличением числа детей, имеющих
пограничные и выраженные психические
расстройства, то же самое можно сказать и о
нейропсихологии.
Данная книга представляет собой второе издание
учебного пособия, увидевшего свет 15 лет назад. По
мнению автора — ученицы основоположника
отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия,
переиздание учебника стало необходимым по двум
причинам. Во-первых, за прошедшие годы в нашей
стране значительно изменилась ситуация и
соответственно социальные запросы к науке; а
во-вторых, серьезную перестройку претерпела и
сама нейропсихология.
Второе издание значительно дополнено. В
частности, в него включен новый раздел,
посвященный нейропсихологическому анализу
нарушений эмоционально-личностной сферы и
сознания. При этом сохранено главное назначение
учебника — познакомить читателя с основами
луриевской нейропсихологии и выделить ее
принципиальные отличия от зарубежных школ.
Несмотря на то что это издание рекомендовано в
качестве учебного пособия, оно скорее является
научной монографией, что нашло свое отражение в
содержании и стиле изложения. Именно поэтому
чтение книги — не легкая интеллектуальная
разминка, а серьезное занятие.
Четкая структура изложения материала, грамотное
использование психологических и медицинских
терминов, иллюстрирование важных положений
помогут заинтересованному читателю приникнуть в
тайны мозговых механизмов построения
автоматических действий и осознанных волевых
решений.
Обращение автора к выводам общей психологии,
сделанным Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и
другими учеными, с одной стороны, способствует
пониманию ряда неизвестных ранее теоретических
положений, а с другой — обеспечивает узнавание
хорошо известных закономерностей на новом
эмпирическом материале.
Учебник является образцом строго научного
изложения психологических фактов и их
обоснованного, в рамках выбранного
теоретического подхода, толкования, что не может
не быть высоко оценено.
Вместе с тем книга имеет и узко практическое
значение. В научном наследии А.Р. Лурия выделены
два основных аспекта: теоретический подход к
изучению проблемы соотношения мозга и психики и
разработанные им методы нейропсихологической
диагностики локальных поражений головного
мозга. Описание последних дано в «Приложении» и
может быть широко использовано в практической
работе при определении нейропсихологического
статуса ребенка.
Марина СТЕПАНОВА |