Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Нейропсихология

Е.Д. Хомская
М.: УМК «Психология», 2002

Книга с таким названием вряд ли привлечет внимание практических психологов образования, занятых решением далеких от нейропсихологии задач. В то же время сегодня ни у кого не вызывают возражений развиваемые Л.С. Выготским идеи о необходимости и полезности сведений по психологии аномального детства для понимания закономерностей психического развития нормального ребенка.
В наше время, когда особое значение приобретают междисциплинарные исследования в связи с постоянным увеличением числа детей, имеющих пограничные и выраженные психические расстройства, то же самое можно сказать и о нейропсихологии.
Данная книга представляет собой второе издание учебного пособия, увидевшего свет 15 лет назад. По мнению автора — ученицы основоположника отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия, переиздание учебника стало необходимым по двум причинам. Во-первых, за прошедшие годы в нашей стране значительно изменилась ситуация и соответственно социальные запросы к науке; а во-вторых, серьезную перестройку претерпела и сама нейропсихология.
Второе издание значительно дополнено. В частности, в него включен новый раздел, посвященный нейропсихологическому анализу нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания. При этом сохранено главное назначение учебника — познакомить читателя с основами луриевской нейропсихологии и выделить ее принципиальные отличия от зарубежных школ.
Несмотря на то что это издание рекомендовано в качестве учебного пособия, оно скорее является научной монографией, что нашло свое отражение в содержании и стиле изложения. Именно поэтому чтение книги — не легкая интеллектуальная разминка, а серьезное занятие.
Четкая структура изложения материала, грамотное использование психологических и медицинских терминов, иллюстрирование важных положений помогут заинтересованному читателю приникнуть в тайны мозговых механизмов построения автоматических действий и осознанных волевых решений.
Обращение автора к выводам общей психологии, сделанным Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и другими учеными, с одной стороны, способствует пониманию ряда неизвестных ранее теоретических положений, а с другой — обеспечивает узнавание хорошо известных закономерностей на новом эмпирическом материале.
Учебник является образцом строго научного изложения психологических фактов и их обоснованного, в рамках выбранного теоретического подхода, толкования, что не может не быть высоко оценено.
Вместе с тем книга имеет и узко практическое значение. В научном наследии А.Р. Лурия выделены два основных аспекта: теоретический подход к изучению проблемы соотношения мозга и психики и разработанные им методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга. Описание последних дано в «Приложении» и может быть широко использовано в практической работе при определении нейропсихологического статуса ребенка.

Марина СТЕПАНОВА