Графическая методика
исследования личности
Е. Мира-и-Лопес
СПб.: Речь, 2002
Пособие содержит полный авторский вариант
известной проективной методики — теста
миокинетической психодиагностики.
По мнению автора, каждое психическое проявление
человека в силу единства всех его функций
сопровождается мышечными движениями. При этом
доминирующая половина тела лучше развита и
больше контролируется сознанием. Поэтому
моторные выражения функционально более развитой
половины тела позволяют выявить установки и
намерения, связанные с актуальными
характерологическими реакциями личности, в то
время как моторные выражения менее развитой
половины — установки и склонности, связанные с
инстинктивными реакциями или проявлениями
темперамента.
Поэтому, изучая пространственно-временную
организацию графических движений правой и левой
руки, можно сделать заключение об особенностях
личности испытуемого.
Впервые эта методика была опубликована автором в
1940 году. Достаточно смелые теоретические
основания, указывающие на связь психических и
мышечных установок человека, вызвали большой
интерес к этой исследовательской работе.
В 60-е годы методика миокинетической
психодиагностики была включена в программу
комплексного исследования человека, проводимого
лабораторией дифференциальной психологии ЛГУ
под руководством Б.Г. Ананьева. Это позволило
сделать вывод о том, что «психомоторные
показатели связаны не только с
непосредственными характеристиками
энергетических функций организма, но и входят в
основную структуру личности».
В ходе исследования проводилось сравнение
различных параметров методики с объективными
нейродинамическими, психомоторными,
интеллектуальными и личностными особенностями
испытуемых. Данные, которые сотрудники
лаборатории собирали в течение 35 лет, дали
возможность не только оценить объективность и
высокую диагностичность методики
миокинестической психодиагностики, но и
адаптировать ее к отечественным условиям.
Поскольку наши практические психологи привыкли
пользоваться облегченным (адаптированным)
вариантом методики, им небезынтересно будет
узнать, что в оригинальном варианте для
проведения эксперимента использовались
достаточно сложные приспособления. Поскольку
часть заданий выполняется в вертикальной
плоскости, должна быть предусмотрена
возможность изменения положения крышки. Листы со
стимульным материалом («линеограммы», «зигзаги»,
«лестницы», «круги», «цепи», «параллели» и
«скобки»), должны быть строго зафиксированы
зажимами на специальном стекле.
Не менее тщательно автор описывает процедуру
тестирования и интерпретацию полученных
результатов по каждому из субтестов. В главе
«Норма и патология» содержатся подробные
характеристики различных типов личности,
составленные на основе анализа результатов
тестирования. Все обобщенные статистические
данные представлены в приложении к изданию.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |