Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2003


ИГРОТЕКА

СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ

Упражнение «Сочиняем сказки» используется в сказкотерапевтическом тренинге для детских психологов, либо в психологическом тренинге для учителей начальных классов, желающих научиться применять в своей практической педагогической работе элементы сказкотерапии. Во вводной инструкции на этапе информирования участников ведущий опирается на типологию сказок, предложенную Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и дополненную автором этого материала.
При проведении упражнения можно использовать наборы сказочных зачинов, один из которых уже был представлен на страницах нашей газеты (см. «Как закончить сказку?», «Школьный психолог», № 38, 2001). Другой набор предлагается в приложении. Ведущий может предложить и собственный набор сказочных зачинов, составленный на основе сказок его собственных клиентов, если у него уже есть сказкотерапевтический опыт.

1 ЭТАП.
ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ
О ТИПАХ СКАЗОК

ВЕДУЩИЙ. В работе со сказками следует обязательно учитывать тип применяемых сказок, поскольку у каждого типа имеются свои психологические цели. Все сказки, используемые психологами и педагогами, можно разделить на пять типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические.
Дидактические сказки имеют цель преподнести некоторые новые знания. Используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут. Такие сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. Дидактические сказки могут содержать задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок
Медитативные сказки нацелены, прежде всего, на создание какого-то эмоционального состояния, иногда — состояния релаксации. Они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют собой некоторую «зарисовку», визуализацию ярких сказочных образов. С помощью медитативных сказок происходит глубокое погружение в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека. Эти сказки необходимо читать и слушать не между делом, а в специально созданных условиях. Медитативные сказки содержат позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. Такие сказки могут, кроме того, служить прологом, настроем к новой психотерапевтической работе.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем, должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.
Психотерапевтические сказки имеют следующие цели: обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости — в изменении этого отношения; оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. Психотерапевтические сказки часто имеет форму притч. Они являются наиболее важными и глубокими и обладают самой большой силой воздействия.
Психологические сказки — особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки — влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей. Таким образом, такая сказка — прежде всего развивающая.
После преподнесения информации об имеющихся в распоряжении сказкотерапии типах сказок ведущий отвечает на уточняющие вопросы участников и — при необходимости — рассказывает по одной сказке каждого типа.

2 ЭТАП.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК РАЗНЫХ ТИПОВ

Для проведения этого этапа ведущему необходимо приготовить набор карточек с написанными на них сказочными зачинами и пять карточек с надписями «Дидактическая сказка», «Медитативная сказка», «Психокоррекционная сказка», «Психотерапевтическая сказка», «Психологическая сказка». Группа разбивается на пять подгрупп по два-три человека.
ВЕДУЩИЙ.А теперь вам предстоит опробовать свои возможности как создателей различных сказок. Для облегчения этой задачи вам будут предложены зачины сказок. Ваша задача — на основе доставшегося вам начала сказки сочинить сказку того типа, который будет указан на карточке из второго набора. Для этого вы должны выполнить следующее: во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что за человек — клиент и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, содержащее в метафорической форме информацию, которая могла бы помочь гипотетическому клиенту справиться с его жизненными трудностями. Эта информация может быть изложена в виде дидактической, медитативной, психокоррекционной, психотерапевтической или психологической сказки.
Ведущий раздает подгруппам сначала карточки со сказочными зачинами, а затем просит вытянуть карточку с названием типа сказки.

3 ЭТАП.
ОБСУЖДЕНИЕ СОЗДАННЫХ СКАЗОК

В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. По завершении каждого выступления обсуждается содержание сказок и найденные участниками способы решения проблемы. Высказываются предложения о других возможностях продолжения сюжета. Предположения о типе сочиненных сказок делается только после прослушивания всех пяти сказок. Участники высказывают мнения о том, какой подгруппе удалось лучше всего выполнить задание и сочинить сказку нужного типа.

ПРИЛОЖЕНИЕ.
«СКАЗОЧНЫЕ ЗАЧИНЫ»

В пруду жила маленькая Щука. Когда у нее выросли зубы, ей это так понравилось, что она стала кусать всех рыб, что попадались ей по пути. Маленькие рыбешки ужасно ее боялись и сразу улепетывали что было сил, как только видели ее. Но даже неторопливому Раку и добродушному Сому порой доставалось от Щуки: подкравшись, она порой кусала и их...

У одного короля был сын. Когда он родился, во дворце устроили грандиозное празднование. Злая колдунья в отместку за то, что ее не пригласили на празднование, наложила на принца заклятие — он никак не мог научиться говорить, вместо ясной речи он издавал лишь невнятные звуки...

В Волшебной стране жил очень красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним. Но сам Цветок был такой нежный и чувствительный, что ему становилось плохо, едва кто-то пытался пообщаться с ним: даже прикосновения насекомых приносили ему боль, а запахи других цветов ему совсем не нравились...

Жил-был на свете Барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки — грохотал всегда и везде, даже не задумываясь о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком и во время игр, в сонный час и во время разговоров своих родителей. Даже когда звучала тонкая лирическая музыка, он продолжал стучать свои марши...

Зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшихся смелостью. Он боялся не только Волка и темноты, но и новых знакомств, собственного отражения и белых халатов. Чуть что — он забивался в свою норку и дрожал там, проливая слезы над собственной горькой судьбой...

В одном лесу, почти на опушке, выросла Березка. Она была стройная и красивая и знала об этом, потому что часто любовалась своим отражением в воде маленького озера. Она очень любила себя и искренне верила, что весь остальной лес растет только для того, чтобы оберегать ее и восхищаться ею. А поэтому она считала, что является центром леса, а другие деревья окружают ее, словно подданные королеву...

Мама-медведица не раз предупреждала своего сына о том, чтобы он не ел ягод с куста, растущего у болота. «Это не малина! Хотя ягоды и очень похожи — они ядовиты!» — говорила Медведица. Но однажды Медвежонок ослушался маму и наелся этих ягод. Он не знал, в чем заключается действие яда: теперь, как только он начинал говорить, раздавались такие ужасные звуки, что все звери вокруг затыкали уши...

Один мальчик все время забывал чистить зубы. По этому поводу Зубная щетка очень переживала — ведь она так хотела служить ему верой и правдой, но ее преданность была совершенно не нужна мальчику...

В горах жил маленький Источник. Его мама — Подводная Река — хотела, чтобы Источник сумел влиться в воды прекрасного горного озера. Каждый день она собиралась помочь ему найти путь к этому горному озеру, но Источник начинал так волноваться, что вода в нем закипала, а при такой высокой температуре нельзя было течь и впадать в озеро...

В давние времена в одном государстве правили король и королева. У них было семь дочерей — одна другой краше. Но самая младшая принцесса, смотрясь по утрам в зеркало, очень переживала и расстраивалась: ее страшно огорчала родинка на щеке. Принцесса была убеждена, что эта родинка так портит ее внешность, что теперь она никому не сможет понравиться...

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина "Дент-онлайн". Посетив интернет магазин "Дент-онлайн", который располагается по адресу http://www.dent-online.ru/, Вы сможете по низкой цене купить средства для гигиены полости рта. Такой товар, представленный на страницах интернет магазина "Дент-онлайн", как ультразвуковая щетка Megasonex, позволит содержать Ваши зубы в идеальной чистоте, прилагая минимум усилий и без использования дорогих зубных паст. А выгодные цены, скидки, акции и доставка товара по всей России, позволят приобрести высококачественную ультразвуковую зубную щетку, не покидая кресла за Вашим компьютером, экономя деньги и личное время.