ПОЧТИ ВЗРОСЛЫЕ
Нынешняя молодежь ни на что не
похожа.
Раньше я просто не знала, как отвечать на их
вопросы,
а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают.
Фаина Раневская
Молодые люди не
знают, чего хотят,
но полны решимости добиться этого. |
Федерико
Феллини |
Старший школьник — явление исторически не
столь уж давнее. В наши дни на завершающей
ступени среднего образования — либо в
общеобразовательной школе, либо в системе
профессионального обучения — находятся юноши и
девушки в возрасте от 14–15 до 17–18 лет. Именно так
определяет границы школьной юности И.С. Кон,
автор соответствующей статьи в «Российской
педагогической энциклопедии».
НА СЛУЖБЕ ШКОЛЬНОМУ ДЕЛУ
Еще сто лет назад во всем мире большинство
молодых людей этого возраста, завершив доступное
им элементарное образование или даже не получив
вовсе никакого, нигде не учились, вели вполне
взрослый образ жизни, зарабатывали себе на хлеб,
а многие уже и создавали семьи. За партами в эти
годы сидели лишь немногие представители
привилегированных классов. В силу этого старший
школьный возраст особого внимания ученых не
привлекал.
Разумеется, проблемы юношества не были обойдены
вниманием педагогов, литераторов и моралистов,
однако их рассуждения лежали преимущественно в
морально-нравственной плоскости и практически
не были связаны с проблемами учения.
На рубеже XIX–XX вв. в связи с охватом средним
образованием все более широких слоев населения
проблема психологической специфики старшего
школьного возраста стала обозначаться все более
явно. Изучение школьников, в том числе и
старшеклассников, выступило одной из важных
задач психологической науки с самого момента ее
становления в качестве самостоятельной научной
отрасли.
Правда, пионер экспериментальной психологии В.
Вундт возрастной и педагогической психологией
непосредственно не занимался. Зато многие его
видные современники видели свою задачу именно в
том, чтобы поставить психологическую науку на
службу школьному делу.
Именно в этой сфере лежали большинство начинаний
родоначальника американской психологии Г.С.
Холла, которому и принадлежит первый научный
труд, посвященный проблемам юности. Его книга под
названием «Юность» увидела свет в 1904 г.
В последующие годы появилось еще множество работ
разных авторов, раскрывавших различные аспекты
становления личности на этом ответственном
возрастном этапе, — работ, сколь интересных,
столь и противоречивых.
ТРИ ПОДХОДА
Еще в 20-е годы Л.С. Выготский отмечал, что в
психологии юношеского возраста значительно
больше общих теорий, чем достоверно
установленных фактов. В какой-то мере эта оценка
остается справедливой по сей день.
В нашей стране одним из самых авторитетных
специалистов по данной проблеме выступает уже
упоминавшийся И.С. Кон, который еще на рубеже
70–80-х опубликовал две примечательные книги —
«Психология юношеского возраста» и «Психология
старшеклассника». Примечательны эти книги
главным образом тем, что это фактически одна и та
же книга, выпущенная с интервалом в год под
разными названиями (ныне такая издательская
практика вполне обыденна, а в те годы это было
довольно смелым шагом).
Следуя за Коном, попробуем выделить основные
представления о ранней юности, или старшем
школьном возрасте, что, как явствует из наличия
двух разноименных, но идентичных по содержанию
книг, в его (да и не только его) понимании — одно и
то же.
В мировой психологии Кон условно выделяет три
главных подхода к юности, каждый из которых имеет
множество вариаций. Подход, ставящий в основу
биологические процессы созревания, рассматривая
остальные процессы развития как производные, он
называет биогенетическим. Подход, акцентирующий
внимание на процессах социализации и тех
задачах, которые ставит перед соответствующим
этапом жизненного пути общество, назван
социогенетическим. Наконец, подход, ставящий в
основу развитие собственно психических
процессов и функций, назван психогенетическим.
«ЛОБОВЫЕ» ВОПРОСЫ
Ярким представителем биогенетического
направления выступил один из основоположников
возрастной психологии — уже упоминавшийся
Г.С. Холл. Он воплотил на практике носившуюся в
воздухе идею создания экспериментальной
возрастной психологии, попытавшись соединить
требования педагогической практики с
достижениями современной ему биологии и
психологии.
В своей лаборатории в Университете Кларка он
обследовал подростков и юношей с помощью
специально разработанных для этой цели
опросников. Первоначально эти опросники
раздавались учителям для сбора сведений о том,
как подростки представляют окружающий мир.
Вскоре их содержание расширилось, в них были
включены вопросы, касавшиеся личных переживаний,
отношений с окружающими, моральных и религиозных
чувств, радостей и опасений.
Немаловажно отметить, что этот первый опыт
широкомасштабного применения опросников имел
свои недостатки. Опрашиваемым предлагались
прямые, «лобовые» вопросы, ответы на которые без
колебаний расценивались как свидетельства
подлинных состояний и настроений отвечавших.
Сегодня каждый, кто хоть немного знаком с этой
процедурой, понимает: для достижения
достоверности ответов следует нивелировать
фактор социальной желательности, иначе многие
отвечающие будут стремиться предстать в
наилучшем свете. Однако эта истина стала
очевидной во многом благодаря тем проблемам,
которые возникли при интерпретации опытов Холла.
ВСЕ ПО ЗАКОНУ
Исследуя психическое развитие, Холл пришел к
выводу, что оно подчиняется так называемому
биогенетическому закону, согласно которому
онтогенез психики есть краткое повторение
филогенеза.
По мнению Холла, младенчество воспроизводит
животную стадию развития. Детство соответствует
эпохе, когда главными занятиями древнего
человека были охота и рыболовство. Период от 8 до
12 лет, названный предподростковым, соответствует
концу дикости и началу цивилизации. Что же
касается юности, которая охватывает период от
начала полового созревания (12–13 лет) до
наступления взрослости (22–25), то она
эквивалентна «эпохе романтизма».
Это период «бури и натиска», внутренних и внешних
конфликтов, в ходе которого у человека
появляется «чувство индивидуальности».
Ученик Холла Гетчинсон, разработавший
собственную аналогичную периодизацию, выделил
особый период от 14 до 20 лет, который назвал
стадией промышленности и торговли. К этому
времени ребенок, пройдя предыдущие исторические
фазы собирательства, охоты, пастушества и т.п.,
достигает уровня цивилизованного человека.
По наблюдениям Гетчинсона, именно в эту пору
человек начинает осознавать роль денег, а также
значение арифметики и других точных наук (ранее
их преподавание представляется
бесперспективным и может носить лишь
преимущественно ознакомительный,
предварительный характер).
В соответствии с этим у ребят также появляется
стремление меняться разными предметами,
взвешивая в уме их сравнительную ценность.
ОТ ЦИКЛОИДА К ШИЗОИДУ
Хотя созданию этих периодизаций
предшествовал анализ большого фактического
материала, что по-своему способствовало развитию
исследований в области возрастной психологии,
однако подобные построения сразу подверглись
критике со стороны многих психологов,
указывавших, что поверхностные исторические
аналогии не позволяют в полной мере понять
закономерности психического развития.
Другой вариант биогенетической концепции
разрабатывался представителями немецкой
«конституциональной психологии». Так, Э. Кречмер
и Э. Йенш, занимаясь главным образом проблемами
типологии личности на основе некоторых
биологических факторов (тип телосложения и т.п.),
предположили, что между физическим типом
человека и особенностями его развития должна
существовать какая-то связь.
Кречмер считал, что всех людей можно расположить
по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный
(легко возбудимый, непосредственный, крайне
неустойчивый по настроению), а на другом —
шизоидный (замкнутый, неконтактный, эмоционально
скованный) типы.
Последователь Кречмера К. Конрад предположил,
что эти характеристики применимы и к возрастным
стадиям: предподростковый возраст с его бурными
вспышками является преимущественно
«циклоидным», а юность с ее тягой к самоанализу —
«шизоидным» периодом.
Насколько трудной и болезненной будет юность,
зависит, с этой точки зрения, от степени
совпадения биологически заданных личностных
свойств и свойств соответствующей фазы развития.
Юность шизоидной личности протекает сложно и
болезненно, поскольку возрастные свойства ее
усугубляются индивидуально-типологическими, а
циклоидная личность переживает юношеские
тревоги в мягкой, ослабленной форме — свойства
возраста уравновешиваются ее типологическими
свойствами.
В отличие от Кречмера, Йенш фиксирует внимание на
различиях в уровне интегрированности
психических процессов личности.
ЕДИНСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В противоположность биогенетическому подходу,
отправной точкой которого являются процессы,
происходящие внутри организма,
социогенетические теории стараются объяснить
свойства юности исходя из структуры общества,
способов социализации, взаимодействия растущего
человека с другими людьми.
Социогенетическая ориентация в изучении юности
связана преимущественно с влиянием социальной
психологии. Такова теория поля К. Левина, чьи
исследования в американский период его научной
деятельности были в основном посвящены
социально-психологическим явлениям.
Левин исходил из того, что человеческое
поведение есть функция, с одной стороны,
личности, с другой — окружающей ее среды. Однако
свойства личности и свойства среды
взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне
семьи, школы и т.д., так и эти общественные
институты не имеют существования, отдельного от
включенных в них, взаимодействующих с ними людей.
Единство и взаимодействие всех личностных и
средовых компонентов Левин называет жизненным,
или психологическим, пространством.
Важнейшими процессами переходного возраста
Левин считает расширение жизненного мира
личности, круга ее общения, групповой
принадлежности и типа людей, на которых она
ориентируется.
Поведение подростка (юноши) определяется, прежде
всего, маргинальностью (промежуточностью) его
положения. Переходя из детского мира во взрослый,
подросток не принадлежит полностью ни к тому
миру, ни к другому. Эта особенность его
социальной ситуации и жизненного мира
проявляется и в его психике, для которой типичны
внутренние противоречия, неопределенность
уровня притязаний, повышенная застенчивость и
одновременно агрессивность, склонность
принимать крайние позиции и точки зрения.
Эта напряженность и конфликтность тем больше,
чем резче различия между миром детства и миром
взрослости и чем важнее разделяющие их границы.
Поэтому степень «подростковости» поведения
никогда не бывает одинаковой.
Анализируя концепцию Левина, Кон видит ее
достоинство в том, что она рассматривает юность
как социально-психологическое явление, связывая
психическое развитие личности с изменением ее
социального положения (для суждений, выносимых
советскими психологами, данный критерий был
ключевым). Однако Левин не уточняет возрастных
граней периода маргинальности, в частности
различий между подростком и юношей, и ее
индивидуально-типологических вариаций.
Между тем неопределенность возрастного статуса
далеко не всегда означает также
неопределенность уровня притязаний и ценностных
ориентаций. Эмпирическая проверка теории Левина
английским психологом Д. Бамбером показала, что
понятие юношеской маргинальности слишком
расплывчато и не объясняет конкретных вариаций
психики и поведения подростков и юношей.
Общая черта био- и социогенетического подхода к
юности состоит в том, что источники и движущие
силы развития они усматривают главным образом во
внепсихических факторах. В первом случае акцент
делается на биологических процессах,
происходящих в организме, во втором — на
социальных процессах, в которых участвует или
воздействию которых подвергается формирующаяся
личность.
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Психогенетический подход не отрицает значения
ни того ни другого, но на первый план выдвигает
развитие собственно психических процессов. В нем
можно выделить три течения.
Концепции, объясняющие поведение главным
образом в терминах эмоций, влечений и других
внерациональных компонентов психики, называют
психодинамическими. Концепции, отдающие
предпочтение развитию познавательных
способностей и интеллекта, называют
когнитивистскими, или когнитивно-генетическими.
Концепции, в центре внимания которых стоит
развитие личности в целом, называют
персонологическими.
Ведущим представителем психодинамического
подхода к юности по праву считается Э. Эриксон,
автор знаменитого труда «Идентичность: юность и
кризис». Его позиция представляет собой
творческое развитие положений психоанализа.
Как известно, Фрейд, основоположник
психоанализа, считал движущей силой развития
личности биологически заданное половое
влечение, вернее — порождаемые им
психосексуальные конфликты. Однако Эриксон в
значительной мере отошел от этой трактовки.
Развитие человека, по Эриксону, складывается из
трех взаимосвязанных, хотя и автономных
процессов: соматического развития, изучаемого
биологией; развития сознательного Я, изучаемого
психологией, и социального развития, изучаемого
общественными науками.
Основной закон развития — «эпигенетический
принцип», согласно которому на каждом новом
этапе развития возникают новые явления и
свойства, которых не было на предшествующих
стадиях. Переход к новой фазе развития протекает
в форме «нормативного кризиса», который внешне
напоминает патологические явления, но на самом
деле выражает нормальные трудности роста.
Переход в новую фазу развития возможен только на
основе разрешения основного противоречия,
свойственного предыдущей фазе. Если
противоречие не разрешено, это неминуемо
скажется позже.
РОЛЕВОЙ МОРАТОРИЙ
Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на
восемь фаз, каждая из которых имеет свои
специфические задачи и может разрешиться
благоприятно или неблагоприятно для будущего
развития.
Юность — пятая фаза этого цикла —
характеризуется появлением чувства своей
неповторимости, индивидуальности, непохожести
на других, в отрицательном же варианте возникает
противоположность — диффузное, расплывчатое Я,
ролевая и личностная неопределенность.
Типичная черта этой фазы развития — «ролевой
мораторий»: диапазон выполняемых ролей
расширяется, но юноша не усваивает эти роли
всерьез и окончательно, а как бы пробует,
примеряет их к себе.
Эриксон подробно анализирует механизмы
формирования самосознания, новое чувство
времени, психосексуальные интересы, а также
патогенные процессы и варианты развития юности.
Далее в его периодизации следует шестая фаза,
молодость, которая характеризуется появлением
потребности и способности к интимной
психологической близости с другим человеком,
включая сексуальную близость. Ее альтернатива —
чувство изоляции и одиночества.
Следует, однако, отметить, что Эриксон,
анализируя развитие самосознания, мало внимания
уделяет интеллекту, который существенно влияет
на содержание всех остальных психических
процессов. К тому же стадии его периодизации не
всегда соотносятся с определенным
хронологическим возрастом; некоторые аспекты
формирования идентичности, которые он относит к
юности, фактически переживаются уже в
подростковом возрасте.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ЛИЧНОСТИ
Теория Эриксона — наиболее яркая среди
психодинамических теорий, которые пытаются
объяснить развитие личности через внутренне
присущие ей чувства и влечения, имеющие в
конечном счете природные истоки. Представители
же персонологической ориентации, напротив,
считают внутренний мир принципиально несводимым
к каким бы то ни было природным или социальным
детерминантам.
Ярче всего эта ориентация выражена в немецкой
«понимающей» психологии 1920–30-х гг.
По мнению видного представителя этого
направления Э. Шпрангера, автора книги
«Психология юношеского возраста», главная
задача психологии — познание внутреннего мира
личности, который тесно связан с культурой и
историей.
Юношеский возраст, который длится у девочек с 13
до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет, — это прежде всего
определенная стадия духовного развития, хотя оно
и связано с комплексом психофизиологических
процессов.
Главные новообразования этого возраста, по
Шпрангеру, — открытие Я, развитие рефлексии,
осознание собственной индивидуальности и ее
свойств; появление жизненного плана, установки
на сознательное построение собственной жизни;
постепенное врастание в различные сферы жизни.
Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия Я к
практическому включению в различные виды
жизнедеятельности.
Положив в основу возрастной периодизации
становление духовной жизни личности, Шпрангер
делит юность на две фазы. Для 14–17-летних главная
проблема — кризис, связанный со стремлением к
освобождению от детских отношений зависимости. У
17–21-летних на первый план выступает «кризис
оторванности», чувство одиночества и т.п.
Шпрангер подробно описывает исторические
условия и социальное положение юношества, его
нравственное развитие, формирование
правосознания, политическую активность, выбор
профессии, становление мировоззрения.
Романтические истоки концепции Шпрангера
очевидны, в трактовке соотношения развития
самосознания и практической деятельности он
явно отдает предпочтение первому.
В то же время его работа включает указания на
возможность нескольких различных типов развития
в зависимости от типа личности. Фактически
Шпрангер положил начало систематическому
исследованию юношеского самосознания и
ценностных ориентаций.
СТО ДНЕВНИКОВ
Теория Шпрангера была существенно
конкретизирована и развита Ш. Бюлер, уделившей
особое внимание разграничению биологического и
культурного созревания, которые не совпадают ни
по срокам, ни по содержанию. Связывая
биологическое и культурное созревание с
особенностями протекания психических процессов,
Бюлер выделает две фазы: негативную и позитивную.
Негативная фаза начинается еще в
предпубертатный период. Ее характерные черты —
беспокойство, тревога, раздражительность,
диспропорции в физическом и психическом
развитии, агрессивность и т.д. Это период метаний,
противоречивых чувств, абстрактного бунта,
меланхолии, снижения работоспособности.
У девочек пик негативности приходится на
предменструальный период, продолжается от 2 до 9
месяцев и обычно заканчивается с началом
менструаций. В среднем негативная фаза развития
падает у них на 11–13 лет. У мальчиков предел
возрастных колебаний гораздо больше, и
негативная фаза обычно приходится на 14–16 лет.
Позитивная фаза наступает постепенно и
выражается в том, что подросток начинает ощущать
близость с природой, по-новому воспринимать
искусство, у него появляется новый мир ценностей,
потребность в интимной человеческой близости, он
испытывает чувство любви, мечтает и т.п.
В изучении внутреннего мира личности Бюлер
придает решающее значение биографическому
методу и особенно изучению дневников. Собрав
свыше 100 юношеских дневников, она обнаружила
удивительную устойчивость их тематики (интерес к
собственной личности, чувство одиночества,
проблема времени, поиск идеала, жажда любви),
несмотря даже на различия между поколениями
(Бюлер сопоставила три девичьих дневника разных
периодов — с 1873 до 1910 г.).
СКЛОННОСТЬ К ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЮ
В отличие от психодинамических и
персонологических теорий, связывающих юность
главным образом с развитием эмоций или духовного
мира и самосознания личности, в центре внимания
когнитивно-генетической теории находится
развитие интеллекта, познавательные процессы,
способность человека совершать те или иные
логические операции.
При этом в противоположность бихевиористским
взглядам, по которым становление личности
выглядит результатом более или менее внешнего
научения, эта теория утверждает закономерное
развитие умственных способностей, стадии
которого строго детерминированы.
Родоначальник этой теории Ж. Пиаже выделяет в
умственном развитии четыре главные стадии,
каждая из которых, в свою очередь, подразделяется
на ряд фаз.
Переходный возраст (12–15 лет) характеризуется, по
Пиаже, тем, что у подростка созревает способность
абстрагировать мыслительные операции от
объектов, над которыми эти операции
производятся. Это усложнение мыслительных
действий оказывает важное влияние на все прочие
стороны жизни, включая эмоции.
Пиаже указывает два таких момента. Прежде всего
вступление в фазу формальных операций вызывает у
подростка и юноши особое тяготение к общим
теориям, формулам и т.п. Склонность к
теоретизированию становится, в известном смысле,
возрастной особенностью. Общее решительно
преобладает над частным. Создаются собственные
теории политики, философии, формулы счастья и
любви.
Как замечает Пиаже, даже девичья мечта о суженом
оказывается своеобразной теорией, объединяющей
множество свойств, которые либо вообще
несовместимы друг с другом, либо сочетаются
крайне редко.
ВОЗМОЖНОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ
Вторая особенность юношеской психики,
связанная с формально-операционным мышлением, —
изменение соотношения категорий возможности и
действительности.
Ребенок мыслит прежде всего о действительности,
у юноши на первый план выступает категория
возможности. Это объясняется не только его
эмоциональными свойствами и особенностями
положения, но и тем, что формальная мысль по самой
своей природе видит в действительности только
часть сферы возможного.
Поскольку логическое мышление оперирует не
только реальными, но и воображаемыми объектами,
освоение этого стиля мышления неизбежно рождает
интеллектуальное экспериментирование,
своеобразную игру в понятия, формулы.
Отсюда — своеобразный эгоцентризм юношеского
мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои
универсальные теории, юноша, по словам Пиаже,
ведет себя так, как если бы мир должен был
подчиняться системам, а не системы —
действительности.
Следует отметить, что теория Пиаже не претендует
на универсальность. Сосредоточив все внимание на
когнитивных процессах, она фактически оставляет
в тени развитие мотивационной сферы и
эмоциональной жизни.
Социальный мир выступает у Пиаже главным образом
как фон развития интеллекта, а умственные
операции рассматриваются практически вне связи
с предметной деятельностью, что применительно к
юношескому возрасту особенно заметно.
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
Этим, разумеется, не исчерпывается все
многообразие теорий, пытающихся раскрыть
специфику психологии старшего школьника.
В отечественной психологии справедливо
указывалось, что любой из названных подходов
по-своему ценен, но вряд ли может быть признан
исчерпывающим. Подразумевалось, что уж мы-то на
своих безупречных теоретических позициях
наконец во всем разберемся досконально.
Увы, этого так и не произошло, а теперь и тем более
не происходит в силу сильных сомнений в
безупречности позиций. Попытки рассмотреть
становление личности с привлечением понятия
ведущей деятельности уже на уровне подростка
начинали трещать по швам, а на юношеском уровне
просто рассыпались в прах.
Образно говоря, сегодня мы имеем целую галерею
юношеских портретов, написанных в разных
ракурсах и стилях. Каждый узнаваем и по-своему
интересен. Но каждый, однако, в большей мере
выступает средством самовыражения художника,
чем изображением модели.
Тем более, как говаривал Уайльд, произведение
искусства — это зеркало, в котором зритель видит
прежде всего себя.
Психологию часто уподобляют искусству, а уж что
касается психологии юношества, то тут такая
аналогия особенно справедлива.
Сергей СТЕПАНОВ |