ИНВАЛИД ЗАКОНЧИЛ ШКОЛУ...
Cитуация выбора профессии для многих
старшеклассников является очень непростой. Ведь
столько возможностей, столько вариантов
предлагает жизнь! И нужно понять, какая
возможность — самая-самая. Нужно осознать, какая
профессия твоя и только твоя.
Для того чтобы не совершить ошибку при этом
выборе, необходимо разобраться, с одной стороны,
со своими собственными стремлениями, влечениями,
желаниями, мотивами, а с другой — со своими
возможностями, которые порой бывают довольно
сильно ограничены различными внешними и
внутренними причинами.
«КУДА Я ТЕПЕРЬ?»
Очевидно, что на выбор профессии оказывает
влияние множество самых разнообразных факторов.
Среди них — влияние родителей, представление о
себе, наличие способностей и особых личностных
черт, а также практические соображения,
продиктованные складывающимися
обстоятельствами.
Ведь иногда ситуация оборачивается таким
образом, что человеку приходится выбирать
профессию, которая позволит найти рабочее место
и даст средства к существованию.
В
периоды экономических кризисов нередко кто-то,
мечтавший стать музыкантом, вынужден заниматься
коммерцией, а чувствующий актерское призвание
идет работать слесарем, потому что у него нет
денег на то, чтобы добраться из своего
провинциального городка до столичного
театрального училища.
В случае финансовых проблем у родителей тоже
порой приходится жертвовать своими
профессиональными склонностями и идти работать
не туда, куда хочется, а туда, где выше заработная
плата.
Однако есть категория старшеклассников, перед
которыми проблема профессионального
самоопределения стоит не просто остро, а в своей
— откровенно говоря — глобальной
неразрешимости. И не потому, что выбор
возможностей чрезмерно широк, а потому, что...
выбора практически нет. Речь идет о
ребятах-инвалидах.
Заканчивается учебный год. Готовятся к его
окончанию и достаточно многочисленные
выпускники специальных школ для слабовидящих и
слабослышащих, для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата и школ надомного
обучения, в которых учатся в основном дети с
серьезными проблемами здоровья. И у психологов,
работающих в этих образовательных учреждениях,
головная боль не от весеннего авитаминоза, а от
того, что идут к ним (или едут на колясках)
учащиеся выпускных классов с одним и тем же
вопросом: «Ну и куда я теперь?»
И психологи утешают и успокаивают, улыбаются и
поддерживают. Но при этом и дети, и взрослые
прекрасно понимают — ответа на этот вопрос нет.
По крайней мере, того ответа, который мечтают
услышать выпускники: «Как куда? В институт!
Получишь замечательную профессию...»
ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Нет, скорее всего — не получат.
Потому что не готовы российские институты и
университеты давать высшее образование
инвалидам. Нет у них для этого условий. Даже в
Москве.
Специальное исследование, проведенное в прошлом
году специалистами из МГПУ, выявило печальную
картину. В шестнадцати обследованных вузах из 117
тысяч студентов инвалидов всего 525 человек! То
есть меньше половины процента. Может быть, просто
среди молодежи инвалидов мало? И это отражение
общего соотношения здоровых и инвалидов в
обществе?
Давайте разберемся. Для начала — немного
статистики.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 10%
инвалидов. В промышленно развитых странах этот
процент еще выше. Так, в Швеции при населении 8,5
млн насчитывается около 1,8 млн инвалидов (около
21%). Численность инвалидов в США составляет 46 млн
человек (примерно 18% населения).
В России, по данным Минтруда РФ, число инвалидов
примерно равно 11 млн (около 7% населения).
Ежегодно, начиная с 1995 г., впервые признаются
инвалидами свыше 1 млн человек, и половина из них
— лица трудоспособного возраста.
Восстанавливают способность к труду 2,2%
инвалидов, при этом в России трудоустроено
только 15% инвалидов.
Научное и информационное обеспечение проблем
инвалидов и инвалидности, формирование
доступной среды жизнедеятельности,
профессиональная реабилитация и т.п. — нашли
отражение в указах Президента РФ и
постановлениях правительства, а также в законе
«О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (ноябрь 1995 года).
На 1999 год из 35,9 млн детей, проживавших в
Российской Федерации, 1,6 млн относились к
категории детей с ограниченными возможностями и
нуждались в специальном образовании, отвечающем
их особым образовательным потребностям. В
настоящее время это число значительно выросло.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации и Законом «Об образовании» эти дети
имеют равные со всеми права на образование.
ПРАВА И ВОЗМОЖНОСТИ
Права они имеют. Безусловно. А вот возможностей
у них нет. Ведь для того чтобы, например, обучать в
вузе незрячего студента, нужно обеспечить его не
только литературой со шрифтом Брайля, но и
специально оборудованным компьютером,
диктофоном, а неслышащему студенту потребуется
переводчик на язык жестов или преподаватели,
владеющие этим языком.
Студенту, страдающему ДЦП, нужны специальные
подъемники, оборудованные туалеты. Для оказания
им помощи в адаптации необходимы волонтеры из
числа самих студентов и психологи. Где вы видели
все это в российских вузах?
Можно с грустью констатировать: в настоящее
время практика деятельности образовательных
учреждений высшего и среднего профессионального
образования свидетельствует о том, что за редким
исключением необходимые образовательные
условия для студенческой молодежи с
ограничениями здоровья отсутствуют. Этот факт
существенно затрудняет либо делает невозможным
их профессиональное обучение.
Существует настоятельная необходимость в
расширении круга доступных для инвалидов
профессий и специальностей. Прежде всего это
относится к специальностям гуманитарного цикла,
которые в течение многих лет были фактически вне
зоны досягаемости. Существует достаточно
широкий круг профессий, который вполне по силам
освоить многим инвалидам, — преподаватель,
переводчик, программист, бухгалтер и т.д.
Из многих инвалидов могли бы получиться
великолепные практические психологи! Например,
для работы с инвалидами, имеющими
психологические трудности. В конце концов,
вдохновляющим примером в этом отношении
является один из самых талантливых
психотерапевтов двадцатого века Милтон Эриксон.
СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ
Понятно, что полноценное образование лиц с
ограниченными возможностями реально только в
том случае, если при организации обучения
действительно созданы специальные
образовательные условия (учитывающие специфику
коммуникативной и когнитивной деятельности у
глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих,
возможности передвижения, общения,
взаимодействия у лиц с нарушенным
опорно-двигательным аппаратом и т.п.).
Справедливости ради надо сказать, что есть
все-таки высшие учебные заведения, где прилагают
существенные усилия для создания инвалидам
условий для получения престижных профессий. Это
Московский городской педагогический
университет, Московский городской
психолого-педагогический университет, МВТУ
имени Баумана, Московский институт-интернат для
инвалидов с нарушениями опорно-двигательной
системы и некоторые другие.
Но таких вузов катастрофически мало. И они в
основном в Москве. А в других регионах России?
Ведь там ребят-инвалидов, мечтающих после школы
учиться дальше, тоже немало.
Иногда звучат предложения создать специальные
вузы для инвалидов в соответствии с типом
заболевания. Но подавляющее большинство
психологов категорически возражает против такой
сегрегации. И с социальной, и с психологической
точек зрения очевидна необходимость совместного
обучения инвалидов и здоровых молодых людей в
процессе профессиональной подготовки.
В то же время необходимо признать, что полная
интеграция инвалидов в обычную жизнь в целом и в
студенческую жизнь в частности — недостижима. К
сожалению, вряд ли найдутся медицинские,
технические, культурные, психологические
средства, которые компенсировали бы серьезные
дефекты настолько, чтобы они не замечались в
обычной жизни и позволяли инвалидам учиться
точно так же, как учатся их здоровые сверстники.
Поэтому специфика обучения инвалидов и на этапе
профессиональной подготовки должна сохраняться.
Вместе с тем организация эффективного обучения
инвалидов в вузе должна поднять на качественно
новый уровень качество и организацию высшего
образования молодежи вообще.
ТЕРПЕЛИВО И ДЕЛИКАТНО
Проблема, о которой мы говорим, имеет —
простите за пафос! — государственный характер. И
решать ее нужно на государственном уровне.
А что же может в сложившейся ситуации сделать
практический психолог образования?
Все-таки — помогать старшеклассникам-инвалидам
выбирать профессию и — шире — строить
дальнейшую стратегию жизни.
Лицам с ограничением физических возможностей
зачастую свойственны неадекватные способы
профессионального самоопределения, такие,
например, как отсутствие собственных
профессиональных намерений в связи с низкой
самооценкой здоровья, общей пассивностью и
другими личностными особенностями.
Для многих старшеклассников-инвалидов
характерна недооценка тяжести своего
заболевания, когда подросток считает себя
практически здоровым либо убежден, что вскоре
полностью излечится. При этом некоторые юноши
планируют реализовать себя в недостижимой по
физическим возможностям профессии (летчик,
геолог, спасатель и т.п.).
В процессе деликатной и терпеливой работы
психологу необходимо помочь подросткам,
оканчивающим школу, осознать имеющиеся у них
возможности и предъявляемые болезнью
ограничения. На основе такой работы следует
выработать трудовые рекомендации, в которых
нашли бы отражение как клинические, так и
психологические данные.
Остается надеяться, что ситуация в отношении
профессионализации инвалидов в нашей стране
изменится и такие рекомендации будут реально
применимы.
Если судить по появлению в последнее время для
абитуриентов-инвалидов специально выделяемых
мест в вузах, сдвиги в лучшую сторону намечаются.
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
ЛИТЕРАТУРА
Интегрированное профессиональное образование
инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сборник
научных трудов под общ. ред. А.Г. Станевского. М.,
2000.
Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии
образования в городе Москве».
Шилов Д.С. Непрерывное образование лиц с
ограниченными возможностями здоровья —
важнейшая составляющая их реабилитации /
Профессиональное образование инвалидов. М., 2000. |