КОГДА МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ...
У жизни нет иного смысла,
кроме того, который человек
придает ей сам,
раскрывая свои способности.
Э. Фромм
Вы когда-нибудь создавали трудности в своей
жизни специально? А хотели бы работать
«безвозмездно, чрезвычайно, внеурочно»?
Представьте — существуют такие люди, которым
нравится это делать. И такие обстоятельства,
которые располагают именно к вышеназванным
действиям!
Лето 2002 года, время к отпуску, работать не
хочется... А маленький коллектив сумасшедших
психологов негосударственного образовательного
учреждения «Экономическая школа-лицей» сидит и
думает: чего бы такого нового и полезного внести
в свою работу в будущем учебном году?
Решили привлечь психологов трех
негосударственных школ — «Венда», «Карьера» и
«ЭШЛ» и старшеклассников, стоящих перед
проблемой профессионального самоопределения.
Так родился, вырос и состоялся выездной (в
выходные на базе отдыха) профориентационный
лагерь для старшеклассников «Выбор».
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Выбор траектории жизненного пути,
самоопределение в мире профессий — одна из
важнейших задач, решаемых молодыми людьми и
девушками в старших классах средней
общеобразовательной школы. Современная
действительность такова, что первые шаги в
профессиональном самоопределении подросткам
необходимо сделать уже в 8–9-х классах, с тем
чтобы к началу выпускного класса начать
реализовывать продуманную и обсужденную в семье
стратегию поступления в конкретный вуз, на
конкретный факультет.
Но практика показывает, что многие подростки 14–15
лет не готовы самостоятельно размышлять над
вопросами профессионального выбора. А причинами
могут быть низкая мотивация, отсутствие у детей
необходимой технологии таких размышлений,
предопределенность будущего родителями...
Мы решили создать программу, чтобы
заинтересовать учащихся старших классов
вопросами профессионального самоопределения и
научить их сознательно выстраивать свое будущее.
Психолого-педагогические задачи нашей
программы:
— расширить систему представлений
старшеклассников о мире современных профессий,
их содержании и востребованности в настоящее
время;
— сформировать у них представление о профессии
как важнейшем виде социальной деятельности
современного человека, о требованиях, которые
различные профессии предъявляют человеку;
— совершенствовать знания подростков о самих
себе, своих психологических особенностях и
интересах, а также выработать рефлексивные
навыки и навыки самоанализа как основу
сознательного профессионального выбора;
— оказать помощь участникам в осуществлении
первичного самоопределения в профессиональном
мире;
— сформировать у них представления о принципах и
способах профессионального самоопределения;
— расширить социальный кругозор в процессе
взаимодействия с учащимися других школ.
В рамках данной программы перед участниками не
ставилась задача осуществить окончательный
профессиональный выбор на уровне конкретной
специальности и вуза. Речь шла об обучении
подростков технологии и средствам осознанного
выбора, который им предстоит сделать в течение
ближайших года-полутора.
СРЕДСТВА И ФОРМЫ
Мы задали себе вопрос: какими средствами будем
решать все эти задачи и какой материал
использовать? Все вместе мы пришли к выводу, что
ничего более осмысленного в профориентации, чем
классификация профессора Е.А. Климова, пока не
придумано. Поэтому всю свою работу мы строили,
опираясь на всем известную классификацию
профессий по пяти типам:
1. Человек — природа
2. Человек — техника
3. Человек — человек
4. Человек — знаковая система
5. Человек — художественный образ
Команды каждой школы получили задание продумать,
чем содержательно можно наполнить работу по пяти
типам профессий, и договорились встретиться
через две недели.
Перед отъездом в лагерь мы встречались несколько
раз, дорабатывали, изменяли, украшали программу.
Не буду описывать нашу «кухню», лучше расскажу,
какая же «конфетка» получилась в итоге.
Дети у нас путешествовали по «салонам», названия
которых соответствовали классификации типов
профессий. Каждая из пяти хозяек должна была
оформить свой «салон» так, чтобы дети окунулись в
атмосферу определенного типа профессий. Тут были
и иероглифы, и карты-графики, и картины
художников, и детали машин, и объявления о приеме
на работу.
Например:
Если вы ищете
безынициативного, творчески обделенного,
начисто лишенного чувства юмора, косноязычного,
не умеющего работать в коллективе, замкнутого
или же, наоборот, грубого, наглого и
безответственного сотрудника, — НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО
РЕЗЮМЕ! Я — просто находка для тех, кто ценит
совокупность деловых качеств, профессиональных
навыков и приятной внешности. |
Или:
Народная примета: если
программист в 9:00 на работе, значит, он там
ночевал... |
И формы работы были самые
разнообразные. Мы старались, чтобы они
соответствовали задачам программы и возрастным
особенностям участников. Поэтому мы
использовали:
— групповые дискуссии;
— ролевые игры и творческие мастерские;
— проживание профессиональных ситуаций
(«профессиональные пробы»);
— моделирование мира человека конкретной
профессии;
— диагностику личностных качеств и интересов
человека, соотнесение их с требованиями
профессии и т.д.
В течение всех этапов участники работали с
личными дневниками, в которые заносились
результаты психологической диагностики,
различных профессиональных проб, личные
размышления и выводы автора дневника. Этот
дневник вместе со списком популярной
профориентационной литературы и рекомендациями
для родителей (общего характера) остался у
каждого участника после завершения программы.
НОВЫЕ КРАСКИ
Вся программа была рассчитана на три дня. Мы
уезжали вечером в пятницу и вернулись в
воскресенье вечером. В работе участвовало 45
учащихся 9–10-х классов, шесть психологов и двое
педагогов-воспитателей трех негосударственных
школ Москвы.
Программа состояла из трех частей.
1. Подготовительная. Осуществляется в
школе. На этом этапе старшеклассники, решившие
принять участие в программе, заполняют набор
психологических методик (которые затем
обрабатываются и вносятся в личный дневник
участников) и подписывают договор, оговаривающий
условия, нормы и правила жизни и общения в рамках
программы.
2. Основная. Это сам лагерь — выездная
часть программы.
3. Заключительная. Осуществляется
психологами в своих школах. Проводится
совместная детско-родительская деловая игра (см.
Барчук О. Выбор профиля, «Школьный психолог», № 4,
2003). Родители также знакомятся с результатами
работы детей в лагере.
В процессе работы у подростков появилась
возможность погрузиться в мир профессий, прожить
некоторые моменты профессиональной жизни,
обогатить свои представления о себе благодаря
данным психологической диагностики и обратной
связи от других участников, понять — как, на
основе каких принципов каждый из них будет
делать свой профессиональный выбор.
Они смогли пообщаться неформально: на дискотеке,
на КВНе. Они узнали, в какой школе как кормят,
какие там предметы и какие праздники. За
прошедший после лагеря месяц были написаны сотни
sms-сообщений, проведены десятки телефонных
разговоров. А две школы организовали совместную
поездку в Санкт-Петербург.
Мы же, взрослые, были счастливы, что получили
драгоценный опыт, обогатились не только новыми
идеями, но и теплом общения друг с другом.
Мы советуем всем, кто хочет «раскрасить» свою
работу новыми красками, — попробуйте такую форму
работы! Не пожалеете!
Ольга БАРЧУК,
психолог НОУ СОШ «ЭШЛ» |