Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

КОГДА МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ...

У жизни нет иного смысла,
кроме того, который человек
придает ей сам,
раскрывая свои способности.

Э. Фромм

Вы когда-нибудь создавали трудности в своей жизни специально? А хотели бы работать «безвозмездно, чрезвычайно, внеурочно»? Представьте — существуют такие люди, которым нравится это делать. И такие обстоятельства, которые располагают именно к вышеназванным действиям!
Лето 2002 года, время к отпуску, работать не хочется... А маленький коллектив сумасшедших психологов негосударственного образовательного учреждения «Экономическая школа-лицей» сидит и думает: чего бы такого нового и полезного внести в свою работу в будущем учебном году?
Решили привлечь психологов трех негосударственных школ — «Венда», «Карьера» и «ЭШЛ» и старшеклассников, стоящих перед проблемой профессионального самоопределения.
Так родился, вырос и состоялся выездной (в выходные на базе отдыха) профориентационный лагерь для старшеклассников «Выбор».

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий — одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах средней общеобразовательной школы. Современная действительность такова, что первые шаги в профессиональном самоопределении подросткам необходимо сделать уже в 8–9-х классах, с тем чтобы к началу выпускного класса начать реализовывать продуманную и обсужденную в семье стратегию поступления в конкретный вуз, на конкретный факультет.
Но практика показывает, что многие подростки 14–15 лет не готовы самостоятельно размышлять над вопросами профессионального выбора. А причинами могут быть низкая мотивация, отсутствие у детей необходимой технологии таких размышлений, предопределенность будущего родителями...
Мы решили создать программу, чтобы заинтересовать учащихся старших классов вопросами профессионального самоопределения и научить их сознательно выстраивать свое будущее.
Психолого-педагогические задачи нашей программы:
— расширить систему представлений старшеклассников о мире современных профессий, их содержании и востребованности в настоящее время;
— сформировать у них представление о профессии как важнейшем виде социальной деятельности современного человека, о требованиях, которые различные профессии предъявляют человеку;
— совершенствовать знания подростков о самих себе, своих психологических особенностях и интересах, а также выработать рефлексивные навыки и навыки самоанализа как основу сознательного профессионального выбора;
— оказать помощь участникам в осуществлении первичного самоопределения в профессиональном мире;
— сформировать у них представления о принципах и способах профессионального самоопределения;
— расширить социальный кругозор в процессе взаимодействия с учащимися других школ.
В рамках данной программы перед участниками не ставилась задача осуществить окончательный профессиональный выбор на уровне конкретной специальности и вуза. Речь шла об обучении подростков технологии и средствам осознанного выбора, который им предстоит сделать в течение ближайших года-полутора.

СРЕДСТВА И ФОРМЫ

Мы задали себе вопрос: какими средствами будем решать все эти задачи и какой материал использовать? Все вместе мы пришли к выводу, что ничего более осмысленного в профориентации, чем классификация профессора Е.А. Климова, пока не придумано. Поэтому всю свою работу мы строили, опираясь на всем известную классификацию профессий по пяти типам:
1. Человек — природа
2. Человек — техника
3. Человек — человек
4. Человек — знаковая система
5. Человек — художественный образ
Команды каждой школы получили задание продумать, чем содержательно можно наполнить работу по пяти типам профессий, и договорились встретиться через две недели.
Перед отъездом в лагерь мы встречались несколько раз, дорабатывали, изменяли, украшали программу. Не буду описывать нашу «кухню», лучше расскажу, какая же «конфетка» получилась в итоге.
Дети у нас путешествовали по «салонам», названия которых соответствовали классификации типов профессий. Каждая из пяти хозяек должна была оформить свой «салон» так, чтобы дети окунулись в атмосферу определенного типа профессий. Тут были и иероглифы, и карты-графики, и картины художников, и детали машин, и объявления о приеме на работу.
Например:

Если вы ищете безынициативного, творчески обделенного, начисто лишенного чувства юмора, косноязычного, не умеющего работать в коллективе, замкнутого или же, наоборот, грубого, наглого и безответственного сотрудника, — НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО РЕЗЮМЕ! Я — просто находка для тех, кто ценит совокупность деловых качеств, профессиональных навыков и приятной внешности.

Или:

Народная примета: если программист в 9:00 на работе, значит, он там ночевал...

И формы работы были самые разнообразные. Мы старались, чтобы они соответствовали задачам программы и возрастным особенностям участников. Поэтому мы использовали:
— групповые дискуссии;
— ролевые игры и творческие мастерские;
— проживание профессиональных ситуаций («профессиональные пробы»);
— моделирование мира человека конкретной профессии;
— диагностику личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями профессии и т.д.
В течение всех этапов участники работали с личными дневниками, в которые заносились результаты психологической диагностики, различных профессиональных проб, личные размышления и выводы автора дневника. Этот дневник вместе со списком популярной профориентационной литературы и рекомендациями для родителей (общего характера) остался у каждого участника после завершения программы.

НОВЫЕ КРАСКИ

Вся программа была рассчитана на три дня. Мы уезжали вечером в пятницу и вернулись в воскресенье вечером. В работе участвовало 45 учащихся 9–10-х классов, шесть психологов и двое педагогов-воспитателей трех негосударственных школ Москвы.
Программа состояла из трех частей.
1. Подготовительная. Осуществляется в школе. На этом этапе старшеклассники, решившие принять участие в программе, заполняют набор психологических методик (которые затем обрабатываются и вносятся в личный дневник участников) и подписывают договор, оговаривающий условия, нормы и правила жизни и общения в рамках программы.
2. Основная. Это сам лагерь — выездная часть программы.
3. Заключительная. Осуществляется психологами в своих школах. Проводится совместная детско-родительская деловая игра (см. Барчук О. Выбор профиля, «Школьный психолог», № 4, 2003). Родители также знакомятся с результатами работы детей в лагере.
В процессе работы у подростков появилась возможность погрузиться в мир профессий, прожить некоторые моменты профессиональной жизни, обогатить свои представления о себе благодаря данным психологической диагностики и обратной связи от других участников, понять — как, на основе каких принципов каждый из них будет делать свой профессиональный выбор.
Они смогли пообщаться неформально: на дискотеке, на КВНе. Они узнали, в какой школе как кормят, какие там предметы и какие праздники. За прошедший после лагеря месяц были написаны сотни sms-сообщений, проведены десятки телефонных разговоров. А две школы организовали совместную поездку в Санкт-Петербург.
Мы же, взрослые, были счастливы, что получили драгоценный опыт, обогатились не только новыми идеями, но и теплом общения друг с другом.
Мы советуем всем, кто хочет «раскрасить» свою работу новыми красками, — попробуйте такую форму работы! Не пожалеете!

Ольга БАРЧУК,
психолог НОУ СОШ «ЭШЛ»