Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ЗАГАДКА ЖИЗНИ

Почему современная отечественная система школьного обучения выглядит именно так, а не как-нибудь по-другому?
Почему детей к школе надо специально готовить, а не принимать их в нее такими, какие они есть?
Почему при переходе из начальной в среднюю школу изменяется организационный подход к обучению?
Почему именно таким предметам обучают в школе?
Почему система оценок пятибалльная, но оценки «единица» не существует?
Почему?..

НАСТОЙЧИВОЕ «ПОЧЕМУ»

Любой взрослый человек, решивший пристальным критическим взором охватить процесс школьного образования, непременно уподобится ребенку-«почемучке»: почему это устроено так, а не иначе?
Доказано практикой? Показали результаты психологических исследований? Или просто так сложилось? Как у Виктора Пелевина в «Затворнике и шестипалом»: «Тайна веков» и «Загадка жизни». Универсальные ответы на все случаи жизни, особенно когда не хочется всерьез задуматься. Как задумаешься да поймешь, что оснований для существующей практики не так уж и много, еще менять что-нибудь придется...
Но некоторые «почему» оказываются на редкость настойчивыми. Они возвращают к себе вновь и вновь. А значит, что-то не так в датском королевстве...
Вот один из таких вредных «почему», мучающих меня уже не один год: почему старшеклассников учат так же, как подростков, и почти так же, как малышей из начальной школы?
Да, нарастает сложность материала, его объем, но сам принцип образования остается тем же самым: объяснение — закрепление — проверка, домашнее задание по текущему материалу — проверка.
Ведущая роль по-прежнему отводится учителю, основной источник информации — всегда учебник. Все 11 лет одно и то же: та же позиция ученика, почти такой же уровень самостоятельности, а творчества — еще меньше, чем в начальной школе. Как будто дети вовсе и не изменились!
Вообще, довольно трудно выделить период обучения, когда подход к образованию, его содержательное наполнение и методическое оформление действительно соответствовали бы психологическим особенностям и возможностям возраста.
Малышей явно ускоряют и чрезмерно рационализируют, задавая им темп и содержание, не соответствующее ни их потребностям, ни их психофизиологическим свойствам. Тем самым их настоящее и будущее лишают удивления и радости познания — эмоциональной составляющей любого образования и самообразования.
У подростков в процессе обучения отнимают то, что составляет вкус и цвет их жизни: общение, самопознание, познавательное действие. В результате учение откатывается на самую периферию субъективной жизни подростка, а то и вообще падает куда-то за ее грань.
А старшеклассников... тормозят. Да, с моей точки зрения, существующий сегодня в массовой практике подход к образованию в 10–11-м классе сильнейшим образом тормозит интеллектуальное и личностное развитие старшеклассников.
В результате искажаются перспективы их будущего, уходит драгоценное время, которое потом невероятно трудно компенсировать, восполнить, прирастить к мышлению и личности человека.

ДВА ТИПА БЫТИЯ

Мы все знаем и видим (а если вы еще не успели это рассмотреть, — пожалуйста, приглядитесь), что подростки и старшеклассники очень отличаются друг от друга.
Это не просто две ступени обучения, идущие одна за другой. Это — два мира, две плоскости, два типа бытия. Они отличаются внешне: как-то неожиданно уходит подростковая несуразность пропорций и движений, появляется стать, грация, гармоничность.
Часто бывает: ушли на заслуженные каникулы после своих первых экзаменов смешные, раздражительные, недоверчивые мальчишки и девчонки, а пришли в сентябре красивые юноши и девушки, спокойно смотрящие в глаза своим учителям и одноклассникам.
Они отличаются отношением к жизни, к взрослым, к самим себе и друг к другу. Старшеклассники значительно терпимее, устойчивее в настроении и оценках себя и окружающих. Они послушнее!
По сравнению с неуживчивыми, ершистыми подростками их учить значительно легче. Может быть, в этом и вся проблема... Как в послушных и доверчивых первоклассников беззаветно любимый ими учитель может «впихнуть» в десять раз больше знаний, чем они могут переварить, так и солидных взрослых десятиклассников можно учить по старинке, раз они тому не сопротивляются.
Да, не сопротивляются. Потому что не знают, что на самом деле многое могло бы быть по-другому: глубже, интереснее, объемнее. Они могли бы воспринимать жизнь как целое, наполненное тайной и открытиями, могли бы осознавать себя и свои ценности, искать свое место и предназначение, изучать свой внутренний мир и соотносить его с внутренним миром других людей, живущих сейчас и живших давным-давно.
А вместо этого — рутина и репродукция, мир, разделенный на фрагменты учебных предметов, отделенный от личности ученика жирной чертой объективного подхода.

ВСЕСИЛЬНО,
ПОТОМУ ЧТО ОНО ВЕРНО

Недавно один десятиклассник делился со мной своим возмущением: на уроке биологии учительница рассказала о различных версиях происхождения разумной жизни на Земле: божественной, космической, эволюционной, а затем четко и однозначно обозначила единственно правильную версию.
Интересный был аргумент: эволюционный подход разработан Дарвином, а его учение верно (ничего не напоминает?).
«Зачем же тогда нужно было рассказывать о разных версиях, если нам не оставили никакой возможности выразить свою позицию, если ей все ясно с самого начала? Вот и рассказала бы только про Дарвина», — возмущался мой собеседник.
И с ним трудно не согласиться. Уж если учитель не готов к диалогу, не надо будить в ученике мысль, пробуждать мирно дремлющее желание исследовать, анализировать, выдвигать версии и излагать собственную точку зрения. Все это просыпается в нем очень легко, поскольку только и ждет возможности пробудиться и заявить о себе в полный голос.
Вообще такое ощущение, что мы — школьные психологи, педагоги — в долгу перед старшеклассниками. Сколько книг написано о подростках! Сколько диагностических методик и развивающих программ разработано! А о старшеклассниках?
Своеобразным катехизисом стала написанная давным-давно Игорем Коном книга «Психология ранней юности». Она не устарела и сейчас. Но где более современные издания?
Если посмотреть методическую литературу, то в ней содержательно явно доминирует тема профориентации. Хорошая тема, нужная, но ей-богу, она не исчерпывает всего богатства возможностей и задач ранней юности!

ОТВЕЧАТЬ ВОЗМОЖНОСТЯМ
И ПОТРЕБНОСТЯМ

Старшеклассники заслуживают иной участи и иных образовательных (в широком смысле этого слова) возможностей. Им необходимо создавать среду, насыщенную открытыми вопросами, проектными возможностями, ситуациями преодоления себя и учебного материала. Им необходимо самопознание, предъявление себя как личности внешнему миру.
Вот только некоторые из образовательных и психологических технологий, отвечающих возможностям и потребностям этого возраста.
Проблемные уроки, где появляется возможность исследовать реальную сложную проблему и искать пути ее решения.
Дискуссии, позволяющие оттачивать мастерство диалога и учиться грамотно отстаивать собственную позицию.
Сюжетно-ролевые игры, позволяющие проживать образовательные ситуации и примерять их к себе.
Ситуации ценностного выбора, помогающие осознать собственную позицию, соотнести ее с позицией других людей и построить поведение в рамках выбранной стратегии.
Проектные технологии, дающие возможность самостоятельно построить целостную общественно значимую деятельность, получить конкретный результат.
Творческие задания, создающие условия для самовыражения, нахождения нового решения известной проблемы.
Аналитические ситуации, позволяющие участникам занять рефлексивную (внешнюю) позицию по отношению к чему-либо и дать объективную оценку или интерпретацию.
Перечень можно продолжить.
Юность — самый благодарный период для развития творческого, инициативного, самостоятельного и ответственного «Я» человека. Мы упускаем его возможности. Мы задерживаем наших воспитанников в подростничестве. Или норовим перескочить через этот период и шагнуть сразу в студенчество: начинаем начитывать старшеклассникам лекции, проводить семинары по аналогии с вузами, зачеты и даже сессии... Опять крайности!
Нужно искать то, что присуще именно этому периоду жизни, нужно высвечивать, холить и лелеять уникальность возраста и решаемых им задач.
Тогда и будущее состоится. Но что не менее важно, будет насыщенным сегодняшний день — «настоящим» настоящее.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук