АКТЕРЫ И КИНОРЕЖИССЕРЫ
Предлагаемая игра родилась в результате
серьезной трансформации техники «Первая проба
на роль», разработанной автором достаточно давно
(см. «Школьный психолог», № 8, 1999). В настоящее
время применение этой психологической игры
осуществляется в рамках метафорического
тренинга как особой технологии, используемой в
работе со взрослыми и со старшеклассниками.
Описываемая игровая процедура является своего
рода подготовкой к дальнейшим психотехникам,
построенным на разнообразных метафорах.
Игра «Актеры и кинорежиссеры» имеет смысл только
в группе ранее незнакомых между собой людей, в
противном случае будут наблюдаться лишь
проекции прошлого опыта взаимоотношений, в
определенной мере «засоряющие» атмосферу
ситуации «здесь и теперь». Поэтому лучше всего ее
проводить в «сборных» группах старшеклассников
из разных школ. Такие группы часто организуются
психологами в ППМС-центрах, при Дворцах молодежи
или домовых клубах.
Эта игра проводится в самом начале тренинга,
лучше всего еще до момента самопрезентации, во
время которой участники рассказывают о себе
(если вообще такая самопрезентация проводится,
что, на мой взгляд, не является обязательным).
В этой игре члены группы впервые получают
обратную связь друг от друга на основе пока еще
минимальной информации. При этом обратная связь
метафорическими способами во многих случаях
бывает очень эмоционально насыщенной,
содержательной и точной.
1 ЭТАП. РАЗМИНКА
Упражнение «Сбор на вечеринку»
Ведущий. Представим себе, что мы
находимся у себя дома и собираемся отправиться
на какую-нибудь вечеринку. Итак, надо подумать,
что бы такое надеть, чтобы выглядеть
замечательно и чувствовать себя удобно?
Протяните руку, откройте дверцу шкафа,
переберите одежду, висящую на полках. Возьмите
то, что вам приглянулось сегодня... Так, приложите
к себе, посмотрите в зеркало. Годится? Очень
хорошо! Пока отложите в сторонку.
Недурно было бы подобрать еще подходящий
головной убор. Что там у нас на верхних полках?
Вот беда — замечательной кепки, которую хотелось
надеть, никак не удается найти! А может быть, в
прошлый раз вы закинули ее на шкаф? Вытяните руку
вверх, пошарьте на шкафу... А теперь другой рукой,
с другой стороны шкафа...
Нет, кепки там нет. Наверное, она завалилась за
шкаф! Чтобы ее достать, надо хотя бы немного
сдвинуть шкаф в сторону. Давайте попробуем
все-таки отодвинуть этот тяжеленный шкаф. Еще
немного напряжения и — ура! — шкаф сдвинут и
кепка найдена. Стряхните с нее пыль... Можно даже
почистить щеточкой.
Вот мы и облачились в очень удобную и красивую
одежду, на голове — замечательная кепка. Можно
отправляться на вечеринку!
Упражнение «Превращение в предмет»
Ведущий. А теперь я предлагаю вам
представить, что вы превратились в... Оглянитесь
вокруг. Выберите любой предмет, какой попадется
вам на глаза. Это может быть стул, стол, лампочка,
дверь, книжка. Может статься, в нашей комнате нет
предмета, который вам бы приглянулся. Что же —
задумайте любой другой предмет. Вам предстоит
превратиться в него. Тридцать секунд на
внутреннюю настройку... А теперь по кругу
представим невербально, во что превратился
каждый из нас.
Игроки поочередно либо замирают в определенной
позе, либо демонстрируют в движении задуманный
предмет, а остальные угадывают его.
2 ЭТАП. ВЫБОР РОЛИ
Ведущий. Не только психологам, но и
всем другим хорошо известно, какое воздействие
оказывает первое впечатление, производимое на
нас новым знакомым, на стиль и уровень нашего
дальнейшего общения.
Напомним, что есть так называемое «правило
пятнадцати секунд», согласно которому основы
отношения к партнеру закладываются в первые
пятнадцать секунд общения с ним. Существует
«эффект ореола», связанный с возникновением у
нас устойчивых установок по отношению к человеку
на основе полученной до контакта информации о
нем, и так далее.
Первое впечатление может оказаться как
абсолютно точным (ведь свежему глазу виднее
мелочи и детали, которые мешает заметить
привычка), так и стопроцентно ошибочным.
Вы еще совсем мало знаете друг друга, поскольку
встретились здесь совсем недавно. Однако
пятнадцать секунд уже давно миновали, и какое-то
мнение друг о друге по первому впечатлению у вас
уже сложилось. Поэтому я предлагаю вам
обменяться этими самыми первыми впечатлениями,
но в рамках определенной тренинговой процедуры.
Желающие из группы будут садиться на этот стул
(назовем его «стулом презентации»), а остальные
попробуют ответить на несколько вопросов
относительно этого человека.
Стул не следует ставить в центр круга. Поскольку
напряженность участников в начале работы группы
еще велика, не нужно создавать для игрока на
стуле излишне дискомфортную обстановку, тем
более что он может оказаться очень тревожным и
застенчивым. Достаточно чуть-чуть выдвинуть стул
из круга.
Ведущий. Вопросы эти не имеют цели
заставить вас проявлять недюжинные способности
к проницательности и угадывать реальные
характеристики человека, его личностные
качества или профессию.
Я предлагаю вам представить себя кинорежиссером,
которому предстоит снимать некий фильм. Для
фильма, разумеется, нужно подобрать актеров,
пригодных для исполнения той или иной роли. Один
человек, к примеру, благодаря своей внешности,
манере общения и речи, другим особенностям
неплохо сыграл бы графа Калиостро, но зато ни в
коей мере не годится на роль Чичикова. Другая
замечательно сыграла бы, скажем, Офелию, но ей
совершенно чужда роль Красной Шапочки.
Таким образом, вам нужно просто определить, какая
роль по внешним признакам человека и
особенностям поведения, которые вы успели
заметить, в большей степени ему соответствует.
Ведь в предыдущих упражнениях каждый из вас
демонстрировал свое актерское мастерство.
Можно выбрать известное произведение, а можно
написать собственный сценарий. Тогда опишите,
пожалуйста, что у вас за герой, на роль которого
способен претендовать человек на «стуле
презентации», его возраст, социальный статус,
профессию, другие характеристики, время действия
фильма и тому подобное. Пожалуйста, кто первый?
На начальной стадии групповой работы далеко не
всегда мгновенно находятся добровольцы.
Существует довольно много приемов,
провоцирующих выход первого участника.
Можно, например, скомандовать: «Лидеры,
встаньте!». И вполне вероятно, что поднимутся
несколько человек. Ведущему останется только
выбрать. Следующим участником окажется тот, кто
сидит от первого, допустим, справа, и далее по
кругу. В крайнем случае ведущий может предложить
стать первым участнику, сидящему рядом с ним.
Ведущий. Итак, первый из участников
сидит на стуле презентации. Поаплодируем ему за
смелость... Уважаемые кинорежиссеры! Внимательно
посмотрите на этого человека. Какую роль вы могли
бы предложить ему сыграть в вашем фильме?
При необходимости ведущий задает участникам
уточняющие вопросы. Это особенно важно, когда
роль дается только описательно или знакома не
всем членам группы.
Участнику, сидящему на «стуле презентации»,
ничего говорить не приходится. Он только слушает
мнения других. Не является обязательным
высказываться всем. Пусть говорят те, у кого уже
появилось четкое представление о возможной роли
кандидата.
Упражнение следует проводить в достаточно
быстром темпе, чтобы избежать утомления. Вместе с
тем нужно обеспечить тем членам группы, которые
выразили желание сесть на «стул презентации»,
четкую обратную связь через конкретное
определение соответствующей роли, и лучше всего
— не одной.
Рефлексия мыслей и переживаний проводится
только после того, как все члены группы побывали
на «стуле презентации». Важно, чтобы каждый
высказался, насколько предложенные ему роли
совпадают с собственным представлением о себе и
своих «жизненных ролях».
Каждому «актеру» на «стуле презентации» ведущий
задает следующие вопросы:
Были ли, на их взгляд, точные попадания?
Какие роли, «увиденные» в их исполнении
кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже
протест?
Какая из предложенных кинорежиссерами ролей им
пришлась наиболее по душе? Почему?
Кто из присутствующих здесь людей также мог бы
сыграть в этом фильме?
Какие роли могли бы исполнить эти люди?
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
Окончание следует
|