Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2003

ДЕНЬ ЗАЩИТЫ
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Первое июня — день защиты детей. Знаете? Наверняка. Отмечаете? Гм... Сомневаюсь. Ну, если только местная администрация приурочила к этому дню какое-нибудь мероприятие.
Конечно, этим должна была бы заняться школа, но как раз первого июня ей не до того. Экзамены, дело святое. Правда, с защитой детей они как-то плохо сочетаются, но тут уж ничего не поделаешь — расписание плюс традиции.
Зато мы, пока выпускники пишут сочинение, имеем возможность поразмыслить, позадавать себе разные вопросы.
Вопрос первый. От чего сегодня надо защищать наших детей? Что им угрожает?
Может быть, как раньше — изнурительный подневольный труд? Да нет, по 12–14 часов у станка или в шахте никто не проводит и селедкой «в харю» никому не тыкают, с этой проблемой давно разобрались.
Невозможность получить образование и профессию? Ну тут, разумеется, не без трудностей, но все же варианты разнообразны и в большинстве своем доступны.
Что еще? От чего там дети страдали? Деспотическая власть родителей? Тоже, вроде, в прошлом. Казарменная дисциплина в школе а-ля «Кондуит и Швамбрания»? При сегодняшней вольнице смешно и вспоминать.
Ладно, понятно. Тогда второй вопрос. Так что же, все хорошо?
Ну уж нет! Тут мы можем начать уверенное перечисление: наркотики, алкоголь, секты, проституция, порнография, нищета, безработица, культ силы... Хватит? Как хотите, а то можно и продолжить.
Третий вопрос должен быть «Кто виноват?» Но я, честно говоря, его не люблю, потому что виноватые от наших гневных обличений не исправятся, а расхлебывать все равно нам. Поэтому оставим его для желающих — в качестве домашнего задания «со звездочкой».
А пока зададим себе четвертый вопрос. Уже догадались? Правильно.
Что делать?
Дописал до этого места — и остановился. Пауза. Ведь если я сейчас не начну сам на последний вопрос отвечать, тогда останется непонятным, к чему было все это предисловие? А если начну, то получится, что я типа самый умный (на что я не претендую) и вас поучаю (чего я не хочу).
Так что не буду давать методических рекомендаций по принципу «делай раз, делай два, делай три», а предложу вам для дальнейшего обсуждения простую мысль.
Защита детей состоит не столько в том, чтобы оградить их от опасностей, сколько в том, чтобы научить их справляться с ними самостоятельно. И лучшей защитой станет та, которая будет работать даже в наше отсутствие.
Очевидно? Без сомнения.
Но всегда ли мы об этом помним?

Марк САРТАН

Фото автора