«ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА»
Психологическое занятие для учащихся
Цель. Способствовать осмыслению
конфликтной ситуации, связанной с пропажей чужих
вещей, с вмешательством в чужую жизнь.
Задачи. Способствовать осознанию
мыслей участников конфликта; способствовать
осознанию собственного чувственного опыта;
изучать отражения конфликта во внутреннем мире
ребенка.
Инструментарий. Пиктограммы с
изображением эмоций, музыкальная шкатулка,
изображение Оле-Лукойе, принадлежности для
рисования.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово
2. Чтение сказки
В одной музыкальной шкатулке жила-была
Принцесса. Когда шкатулку открывали, звучала
музыка и Принцесса танцевала. Она очень
радовалась, когда вокруг расцветали улыбки. Но по
вечерам Принцессе было очень одиноко, и, чтобы
развлечь ее, к ней приходил Оле-Лукойе и
рассказывал ей сказки.
Вы ведь знаете Оле-Лукойе? Нет?! О, это такой
великий сказочник, который сочиняет чудесные
истории о самых простых вещах: о штопальной
иголке, о старом доме, о ребячьей болтовне, о
стойком оловянном солдатике...
Ну что, вспомнили? Так вот, однажды этот великий
сказочник рассказал Принцессе такую историю.
В одном шкафу жили-были игрушки. Это были самые
разные игрушки, о каких только может мечтать
каждый ребенок. Забавные бегемотики резвились в
голубом озере, где плавали лебеди и гуси, а ежи и
зайчики устроились на пенечке под елкой. Разные
лошадки, ослики, жирафы паслись на зеленых
лужайках, а ковбои лениво наблюдали за ними.
Заботливые
мамаши нянчили своих малышей, а прекрасные
принцессы наблюдали за войнами и рыцарями,
совершавшими свои подвиги. Здесь даже были
баба-яга и несколько дракончиков, свирепые
разбойники попрятались за кустами, а огромный
паук охранял тайну леса. Были и современные
игрушки: космонавты и летчики, самосвалы и
самолеты и еще много-много чего...
И, несмотря на то что игрушки были такие разные,
жили они дружно и весело. Лишь только опускался
вечер, в шкафу начиналась жизнь. Игрушки ходили
друг к другу в гости, пили чай, устраивали
маскарады и забавные игры. Они шалили и
танцевали, шутили, сочиняли и распевали песни. В
общем, жили радостно и счастливо.
А днем к шкафу подходили разные человечки.
Игрушки были им рады: ведь с их помощью можно было
поиграть и днем.
Шло время. И вот игрушки стали замечать, что после
прихода человечков стали пропадать их друзья.
Сначала пропал забавный бегемотик. Его искали
всю ночь, но так и не нашли. Песни остались
неспетыми, чай невыпитым, игры несыгранными.
Потом пропал злой разбойник, даже страшный топор
не спас его. И так стало случаться почти каждую
ночь.
Теперь игрушки уже не ходили в гости, чтобы
повеселиться и поиграть. Они считали своих
друзей. И теперь каждую ночь кого-то не хватало.
Пропал смех, исчезли улыбки, жалобы и стенания
раздавались из шкафа по вечерам. Игрушки плакали,
тоскуя по своим друзьям.
Когда Оле-Лукойе закончил, Принцесса молчала,
задумавшись, и музыка из шкатулки долго не
звучала.
3. Беседа
Психолог. О чем задумалась
Принцесса? Что чувствуете сейчас вы?
На столе у каждого ребенка лист с пиктограммами
— рисунками-масками, обозначающими различные
чувства.
Психолог. Какая пиктограмма выражает
ваши чувства? Назовите ее.
Кто хочет рассказать о том, что он сейчас
чувствует?
Выслушиваем 5–8 ответов.
4. Рисование и обсуждение рисунков
Психолог. А теперь, ребята, давайте
нарисуем то, что запомнилось из сказки (рисуем 10
минут).
Кто хочет показать свой рисунок?
Что ты нарисовал? О чем хотел рассказать?
Ребята! Кто хотел рассказать об этом же своим
рисунком?
Складываем похожие рисунки в одно место, таким
образом распределяем все рисунки, организуется
выставка.
Психолог. Очень интересные рисунки,
их можно будет после занятия получше
рассмотреть.
5. Подведение итогов, рефлексия
Психолог. А сейчас скажите,
пожалуйста, что бы вы хотели рассказать дома про
наше занятие?
Выслушиваем 5–8 ответов.
6. Прощание
Психолог. Наступила пора прощаться.
Давайте посмотрим друг на друга и подарим друг
другу улыбку, она будет согревать нас в ожидании
новых чудесных сказок.
Людмила МОСТОВАЯ,
педагог-психолог, г. Калуга |