Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

МОЙ ГЕРОЙ — ЗНАКОМЫЙ
И НЕЗНАКОМЫЙ

Программа занятий для детей
13–14 лет

Часто в вашем еженедельнике рассказывается об опыте коллег, их находках, размышлениях. Они были очень полезными во время моей работы в школе.
Но вот уже два года я работаю в детском санатории. Конечно же, санаторий отличается от школы: другие проблемы, другие способы их разрешения.
Однако опыт школы очень мне помог.
В свою очередь, что-то из моей деятельности может оказаться интересным школьным психологам, поэтому решилась послать вам программу занятий с использованием кукол-марионеток.

Наша жизнь, в сущности,
кукольное представление.
Нужно лишь держать нити в своих руках,
не спутывать их,
двигать ими по своей воле
и самому решать, когда идти,
а когда стоять,
не позволять дергать за них другим,
и тогда ты вознесешься над сценой.

Хун Цзычен.
Афоризмы старого Китая

Идеи программы

Нашей главной задачей является улучшение и сохранение здоровья ребенка. Под здоровьем в данном случае понимается состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Помимо физического здоровья, выделяют здоровье психическое (состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности) и психологическое (согласно А. Маслоу, это стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать свой потенциал, стремление к гуманистическим ценностям). К ресурсам, помогающим сохранить здоровье, относятся, в частности, и личностные ресурсы (например, Я-концепция, умение контролировать свои поступки, мотивы и ценности).
Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье — это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. В психолого-педагогической литературе среди других выделяются и такие характеристики психологически здоровой личности:
— принятие себя;
— принятие других людей;
— стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
Нередко причиной физиологических нарушений, таких, как головные боли, язва желудка, артериальная гипертензия, неаллергическая астма, является стресс. Стресс становится проблемой тогда, когда требования ситуации значительно превышают возможности личности или когда напряжение длится слишком долго. Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии на основе имеющегося у него личностного опыта (9).
Успешность адаптации к стрессам определяется уровнем развития личностно-средовых ресурсов. Недостаточность их развития обусловливает использование при совладании со стрессом стратегии избегания — одной из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного поведения.
Среди задач развития 13–14-летних детей выделяют:
— развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;
— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
— формирование умения говорить и думать о себе;
— овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний.
В возрасте 13–14 лет происходит кардинальная перестройка отношения подростка к себе.
Среди навыков социальной жизни, развитие которых необходимо в подростковом возрасте, некоторые исследователи (8) выделяют умение преодолевать трудности и способность противостоять трудностям.

Таким образом, важнейшими условиями сохранения здоровья (как психологического, так и физического) являются принятие себя и способность противостоять трудностям и преодолевать их. Развитие этих качеств актуально в подростковом возрасте.

Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Современное понимание арт-терапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии; во-вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве. Во многих случаях в арт-терапевтической работе может использоваться музыка, драматическое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности человека. При этом изобразительная деятельность является основополагающей.
Арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании и является преимущественно средством невербального общения. Изобразительная деятельность служит мощным средством сближения людей.
Анализ современных исследований по терапии искусством доказывает полезность этого метода для коррекционных целей, он является безопасным способом разрядки эмоционального напряжения, ускоряет процесс разрешения внутренних конфликтов, усиливает ощущение ценности собственной личности.
Использование кукол (куклотерапия) является одной из составляющих терапии искусством.
Самим своим существованием марионетка является для человека сообщением — или напоминанием — о наличии у него колоссального ресурса креативности, который конструктивен по отношению к любой проблеме. Будучи одновременно творением человека и воплощением его самого, она становится инструментом безусловного принятия им самого себя — в той мере, в какой автор способен принимать свое собственное творение.
Основные инструменты работы с марионеткой: проекция и идентификация. Также срабатывает принцип диссоциированности человека с проблемой: когда нечто находится вне меня, это уже не совсем я, и я, очевидно, могу с этим что-то сделать (6).
Важно помнить, что исцеляет не марионетка, а самостоятельное прохождение через целую вереницу разнообразных ошибок при ее изготовлении.

Таким образом, использование арт-терапевтических приемов, в частности куклотерапии, является одним из безопасных и эффективных методов активизации личностных ресурсов человека.

Сказка является одним из самых сильных развивающих и психотерапевтических средств — прежде всего за счет своей метафоричности. Сказки полны героями и ситуациями, способными дать толчок процессам идентификации и отождествления, с помощью которых ребенок может косвенным путем осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые и подлинные недостатки (1).
Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Слушая сказки, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций» (3).
Важно, чтобы у детей в процессе занятий образовался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций. Каждая новая сказка будет обогащать этот список, а проигрывание этих способов позволит почувствовать и усвоить их.

Некоторые способы разрешения трудностей в сказках:

Способ Характеристика
Прямая агрессия Герой достает меч и рубит дракону голову
Хитрость Герой притворяется слабым, неумелым, непонимающим
Использование волшебных  предметов и помощников Меч-кладенец, скатерть-самобранка и др.
Групповое решение проблем Герои распределяют обязанности между собой, каждый берет на себя то, что ему удается сделать лучше всех
Передача ответственности другому Иван Царевич передает право решать Серому Волку

Согласно взгляду НЛП на функции, выделенные В. Проппом в сказках, проблема символизируется в сказке наличием какого-либо запрета, вредительства или недостачи, внутренний ресурс — волшебным помощником, что и будет учитываться в ходе наших занятий (10).

Таким образом, использование марионеток в сказочном контексте дает возможность заменить себя героем и уже на его, героя, переживаниях и на его, героя, опыте узнать, понять и почувствовать что-то исключительно важное для себя.

Цель
Активизация личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость.

Задачи
— Уточнение образа «Я»;
— активизация навыков рефлексии;
— снижение уровня тревожности:
— формирование позитивного самоотношения;
— повышение самооценки.

Необходимые условия
Использование принципов терапии, центрированной на клиенте (2,7):
— безусловное позитивное отношение к выражаемым ребенком чувствам. Ребенок должен чувствовать, что его воспринимают как значительного человека, который волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения;
— эмпатия — стараться видеть мир глазами ребенка и переживать события так же, как их переживает сам ребенок;
— аутентичность — отказаться от маски «профессионала»;
— воздержаться от интерпретации сообщений ребенка или от подсказки решения его проблем. Нужно выслушивать ребенка и выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции ребенка, и формулировать их по-новому.
В программе не описываются такие обычные части занятий, как приветствие, знакомство, психогимнастические упражнения, настраивающие на плодотворную работу, если они не направлены на достижение специфических целей программы.

ДЕНЬ 1.
ОБЛОЖКА ДЛЯ МОЕЙ КНИГИ

Задачи. Знакомство детей друг с другом, появление у них интереса друг к другу.

Ход занятия
1. Приветствие.
2. Знакомство с помощью различных игр. Здесь обязательно используется игра «Поменяйтесь местами те, кто...», поскольку в этой игре одно из заданий — поменяться местами тем, кто любит читать книги. После этого ведущий может задать вопрос: «А пробовал ли кто-нибудь книгу написать?» Как правило, ответы отрицательны.
3. Проводится небольшая по времени визуализация «Если бы я был книгой...».
4. Ребятам предлагается нарисовать, сделать аппликацию или рисунок увиденной обложки книги.
5. Когда работы сделаны, они вывешиваются на стену, обсуждаются:
Какие книги вызывают интерес? Почему?
Что можно сказать о книге по обложке?
Хочется ли вам заглянуть в содержание книги, узнать, о чем она, прочитать ее?

6. Затем с детьми обсуждаются герой книги, его история. Детям объявляется, что на следующем занятии они будут знакомиться с героями и других книг.
7. Завершение.

ДЕНЬ 2.
ГДЕ ЖИВЕТ СКАЗКА

Задачи. Проявление детьми интереса друг к другу, проявление интереса к самим себе, уточнение детьми образа «Я».

Ход занятия
1. Приветствие.
2. Упражнения «Грани сходства» и «Грани различия». В первом случае каждый участник ищет и называет какую-либо черту сходства между собой и своим соседом. В группах, где участники знают друг друга, лучше, на мой взгляд, акцентировать внимание на чертах характера, хобби, способностях. Затем таким же образом ищутся различия, после чего обсуждается: «Почему в нас есть черты схожие и различные? Что нам это дает?» Этими упражнениями активизируются навыки рефлексии, внимание к себе и другому.
3. Медитативное упражнение.
Быть может, это покажется странным, но даже в центре шумного города живет сказка. Только живет она высоко, почти у самой крыши. Мы часто проходим мимо нее, совсем не замечая. Ах, сколько чудес и волшебства откроется нам, если мы позволим себе на несколько минут остановиться и закрыть глаза!
Сказка, живущая в нашей душе, поддерживает нас в череде будней, но она скромна, она явно не заявляет о своем существовании, и поэтому некоторые люди думают, что ее нет. И сегодня тот день, когда у нас есть возможность узнать ее поближе.
Итак, дорога в чудесный мир уже у наших ног. Давайте сделаем первый шаг! В этом путешествии к сказке, живущей в нашей душе, нас будет сопровождать помощник — волшебный герой. Подойдите ближе к нему и рассмотрите: кто он? Как выглядит? Быть может, он — ваш старый знакомый, а может, вы увидели его впервые. Возможно, этот герой чем-то похож на вас. Возьмите этот образ с собой и возвращайтесь в нашу комнату, в реальное время
(4).
Иногда детям трудно определиться с образом через визуализацию, и здесь возможно применение другого варианта. Ребятам предлагается написать примерно пять лучших своих качеств. После этого им необходимо определить около трех своих недостатков, но недостатки — это не негативные качества, а что-то такое, что у нас есть, но нам этого недостает.
Например, «я ленивый» — «мне недостает трудолюбия», «я завистливый» — «возможно, мне недостает удовлетворенности тем, что имею» и т.д. (1). Затем по составленному описанию дети определяют наиболее подходящего сказочного героя. Мы предполагаем, что герой, выбранный таким образом, точнее всего отразит «Я реальное» ребенка.
Стоит отметить, что найти в себе недостатки иногда бывает легче, чем отыскать достоинства. По отзывам детей и взрослых, они постоянно оглядываются на окружающих: «Считают ли они данные качества достоинствами и есть ли на самом деле эти качества во мне?» А потом возникает другая трудность — «перевернуть» недостаток, записать его по-другому. По отзывам участников, после этого взгляд на собственные черты становится несколько иным.
4. Завершение.

ДНИ 3, 4, 5.
МАСТЕРСКАЯ СТАРОГО КУКОЛЬНИКА

Задачи. Воплощение образа «Я» в кукле, получение опыта преодоления препятствий (при изготовлении куклы), формирование позитивного самоотношения.

Ход занятия
1. Приветствие.
2. Шитье куклы-марионетки (5).
3. Завершение.

ДЕНЬ 6.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

Задачи. Уточнение образа «Я», формирование позитивного самоотношения, актуализация внутренних ресурсов.

Ход занятия
1. Приветствие.
2. Знакомство с героями: каждый ребенок представляется от лица своей куклы, не называя ее имени. К примеру: «Я — девочка, которой мама подарила красивую шапочку, давшую мне имя. После этого я отправилась в гости к бабушке, но по дороге мне встретился волк, обманувший меня. И только благодаря дровосекам все закончилось благополучно. Кто я?» Дети называют имя героя.
3. Каждый ребенок от имени своего героя называет соседу справа три свои лучшие черты характера: «Мои лучшие черты — это...» Сосед отвечает: «Да, а еще ты...» (нужно назвать не менее двух черт).
4. Объявляется о том, что сегодня у кукол день рождения, а в этот день принято дарить подарки. Ребятам предлагается подумать о том, что бы они подарили своим героям.
Такой день всегда важен. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые помогут герою измениться, почувствовать себя любимым, нужным, сильным и уверенным, пусть это будут подарки, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него.
5. Ребята придумывают и изготавливают подарки своим героям.
6. Дети дарят подарки героям, объясняя, почему сделан именно такой подарок. После этого куклы танцуют в хороводе.
7. Завершение.

ДЕНЬ 7.
ВОЛШЕБНЫЕ ИСТОРИИ

Задачи. Обсуждение типов трудных ситуаций, использование внутренних ресурсов для преодоления трудностей.

Ход занятия
1. Приветствие.
2. Составление общей истории с помощью карт Проппа.
3. Здесь обращается внимание детей на существование в любой истории какой-либо трудной ситуации, с которой сталкиваются герои. После чего обсуждается вопрос: что значит для вас «трудная ситуация»? Ребята предлагают не только конкретные примеры, но и обобщенное понятие.
4. Подростки разбиваются на группы по два человека или работают индивидуально (в зависимости от количества участников). Им предлагается придумать историю, в которой их герои попадали бы в трудную ситуацию (выбор темы можно оставить ребятам или задать темы в зависимости от актуальной проблематики). В решении проблемы возможно использование подарков, полученных героями на «дне рождения».
5. Сочинение историй.
6. Завершение.

ДЕНЬ 8.
Я — ВОЛШЕБНИК

Задачи. Получение опыта преодоления препятствий, расширение репертуара способов преодоления трудностей, закрепление позитивного самоотношения.

Ход занятия
1. Приветствие.
2. Подготовка мини-сцены и показ кукольных спектаклей по сочиненным историям. Достаточно большое количество спектаклей обеспечивает поступление большего количества информации в «банк жизненных ситуаций».
3. Обсуждение спектаклей. Ребята могут предлагать свои способы преодоления препятствий, которые могут быть тут же проиграны участниками спектакля. Примерный перечень обсуждаемых вопросов:
— Что является основной трудностью для героев?
— Какие чувства испытывают герои до появления трудностей, когда трудности возникли и после того, как они с ними справились?
— Что помогло героям справиться с трудностями?
— Что в характере героев помогло им преодолеть препятствия?
— Какие способы они используют для того, чтобы преодолеть трудности?
— Могут ли они и в следующий раз воспользоваться этими способами?
— Могут ли герои использовать способы преодоления трудностей, которыми пользуются другие
? (Мы полагаем, что здесь происходит разотождествление ребенка с героем за счет того, что ребенок понимает: любой герой может использовать любые способы преодоления трудностей, даже нетипичные для данного героя).
— Какой из способов вам на сегодня нравится больше?
4. Каждый ребенок получает листок со словами Пауло Коэльо из «Книги воина света» как напоминание об имеющемся опыте.
После того как сумеешь преодолеть трудности, возвращайся памятью своей не к тому, сколь тяжко тебе это далось, а к радости, что ты с честью сумел выдержать это испытание.
Оправившись после тяжкого недуга, думай не о страданиях, которые пришлось пережить, но о благодати Бога, позволившего тебе исцелиться.
До гробовой доски храни в памяти то хорошее и доброе, что родилось из трудностей. Они станут испытанием твоей силы и придадут тебе уверенности перед лицом новых препятствий.

5. Завершение.

ДЕНЬ 9.
ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА

Задача. Закрепление позитивного самоотношения.

Ход занятия
1. Приветствие.
2. Детям предлагается прослушать историю Д. Соколова «Поймайчик Агао с планеты людчей» (10).
3. Обсуждение итогов занятий: ребята выражают свои чувства, мнения, пожелания.
4. Завершение.
По окончании занятий дети забирают своих кукол (оставляют их немногие). Как к этому относиться? Т. Колошина и Г. Тимошенко считают, что клиенты должны оставлять марионеток психотерапевту. Однако если принимать во внимание клиент-центрированный подход и цели нашей программы, то становится очевидным предоставление права выбора (забирать куклу или оставлять) ребенку — хозяину куклы.

Технические замечания

1. В условиях санаторно-оздоровительного лагеря каждое занятие продолжается около 50 минут, именно с учетом этого дана разбивка программы на дни.
2. Чаще всего количество участников ограничивается 7–8. Если же детей больше, то на показ и обсуждение спектаклей отводится больше времени.
3. Диагностические занятия в начале и в конце программы в описание не вошли.
4. В среднем на изготовление куклы при указанной длительности занятий затрачивается три-четыре дня.

Лариса ТЕЛЬНОВА,
психолог детского санатория «Заря»,
г. Ижевск

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку, М.: Ось-89, 2001.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. М.: Мир, 1992.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Антистрессовый сеанс «Дар». СПб., 2001.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
6. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
7. Копытин А.И. Системная арт-терапия, СПб.: Питер, 2001.
8. Макшакова Т.Л. Психологическая служба гимназии // В сб. Психолого-педагогические условия сохранения здоровья учащихся. Материалы научно-практической конференции 22–24 октября 2002 г. Ижевск, 2002.
9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике М.: Генезис, 2001.
10. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2000.