|
Пространство для подростка
|
Уважаемая редакция!
Вот уже на протяжении четырех с лишним лет мы,
психологи трех гимназий г. Набережные Челны,
объединившись в команду, работаем над проблемой
встраивания подростков во взрослый мир.
Сегодня, когда появились первые положительные
результаты нашей работы, мы решили поделиться
своими мыслями и наработками с читателями вашей
замечательной газеты. Уверены, что мы далеко не
единственные, кто считает проблему социализации
подростков актуальной, поэтому надеемся, что
наши материалы помогут коллегам — психологам и
педагогам.
Высылаем краткое описание проделанной работы в
логической и хронологической
последовательности. (Разумеется, оно не может
обойтись без теоретического осмысления
проблемы.) Но коллегам, заинтересовавшимся нашей
работой, мы можем предоставить подробные
разработки: от выбора теоретической базы до
конкретных сценариев деловых игр, ток-шоу,
программ работы клубов и т.д.
Мы — это целый коллектив:
Александр Либерман, кандидат
психологических наук, директор ЦО
«Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения
(ПЛГТО)» — научный руководитель группы;
Светлана Вишневская — педагог-психолог
гимназии № 76;
Вера Патракеева — педагог-психолог
гимназии № 61;
психологи ЦО «ПЛГТО»:
Ольга Репина, Елена Норина, Эльза Рамазанова,
Роза Стародубцева, Ирина Морщенок.
В последнее время психолого-педагогическая
общественность активно обсуждает проблемы
воспитания подрастающего поколения, которые
неизбежно связаны с трудностями социализации и
самоопределения.
Ведущие ученые выделяют главную сложность:
определение содержания воспитания, которое,
конечно же, должно отражать «содержание жизни
человека» в современном обществе. В то же время
они признают, что общество сегодня представляет
собой «такой сложный конгломерат, что вообще
какого-то единства в содержании воспитания
достигнуть невозможно». Но воспитание только
тогда есть «профессиональный, целенаправленный
процесс», когда его организует тот, «кто имеет
определенное очерченное содержание воспитания,
динамичное, полностью соответствующее динамике
содержания жизни» («Школьный психолог», № 16, 2000).
Как же выйти из этого замкнутого круга?
Идеал взрослости
Как известно, подростковый возраст наиболее
чувствителен к изменениям, происходящим в
обществе, наиболее зависим от внутренней
противоречивости общественной идеологии.
Современная общественная ситуация с ее
экономической нестабильностью, кризисом
социальных норм и ценностей, усугубляет
нормативный подростковый кризис, а работа с
молодежью и подростками носит ситуативный,
эпизодический характер.
В условиях советского прошлого функции
встраивания подростка в общество выполняли
пионерская и комсомольская организации, которые
были частью мощной государственной машины,
повторяя ее бюрократическое устройство.
Участвуя в выборах совета отряда, в пионерских
сборах, комсомольских собраниях, сдавая планы и
рапорты, получая поощрения и взыскания,
подростки в деятельности осваивали устройство
взрослого общества, его социальных институтов.
При поддержке государства они встраивались в
тоталитарную, одну на всех, но ясную и понятную
систему культурно-общественных идеалов. В
качестве примеров «идеальной взрослости» можно
привести набор плакатов с описаниями подвигов
комсомольцев-героев, барельефы и мозаики,
изображающие лубочных доярку, сталевара,
инженера, учителя и т.д.
Сейчас создается впечатление, что специальную
работу в этом направлении ведут только
криминальные структуры, разветвляя сеть
дворовых полукриминальных сообществ, создавая у
части подростков представление о могуществе
криминала и его нормативных рамок — жизни «по
понятиям». Эта проблема особенно актуальна для
«спальных» районов и молодых городов.
Нельзя закрывать глаза и на активно идущий
процесс стратификации, то есть расслоения
общества по экономическим, социальным,
профессиональным и иным признакам.
Расслоение в любом обществе всегда есть
результат действия нескольких типов
стратификационных систем. При современном
общественном устройстве
«социально-профессиональная» система выполняет
функции «лифта», позволяющего индивиду за счет
качества образования, уровня профессионализма
продвигаться в более высокие социальные слои, а
«культурно-нормативная» система оформляет этот
социальный рост в «терминах почета и стиля
жизни» (по М. Веберу).
Особый интерес для нас представляет
«культурно-нормативная» стратификация —
расслоение и регулирование жизни общества по
поведенческим нормам и образцам.
Так, например, мелкие собственники живут,
ориентируясь на образцы и моральные нормы,
отличные от норм и принципов, с одной стороны,
элитных менеджеров-управленцев, а с другой —
бандитов и представителей социального дна.
По логике общественного развития, сегодняшним
подросткам должны быть предъявлены несколько
типов идеала взрослости, соответствующего
складывающейся структуре общества, в первую
очередь городского, ее региональным,
национальным и другими особенностями.
Лаборатория идей
Мы понимаем, что идея расслоения достаточно
болезненно воспринимается людьми, выросшими в
советском обществе под лозунгами всеобщего
равенства, которого, кстати, никогда не было:
всегда были те, кто «равнее». Но главная проблема
заключается в том, что на сегодняшний день
культурно-нормативная стратификация
практически свернута, минимизирована, она почти
не видна за экономическими различиями.
К сожалению, материальный достаток зачастую
обсуждается взрослыми, в том числе и педагогами,
не как заработанное тяжким трудом, а в лучшем
случае как результат удачи, везения, в худшем же
— как «наворованное».
Из этого вытекает задача для взрослых,
работающих с подростками: формирование у них
способности к произвольной социализации,
включающей умение выбирать культуросообразную
социальную нишу на основе знаний об устройстве
современного общества и, соответственно, умение
занимать ее также культуросообразным способом.
Обсуждая современные подходы к ведущей для
подросткового возраста деятельности, академик
В.В. Давыдов отмечает, что действительной
основой формирования психологических
новообразований является «общение подростков в
процессе выполнения различных видов общественно
значимой деятельности».
И очень важно, чтобы эта деятельность получала
признание со стороны взрослых.
К.Н. Поливанова в работе «Психология
возрастных кризисов» (М.: Академия, 2000) указывает
на то, что «сегодня нет еще в культуре, в
социальных институтах адекватных для решения
задач подросткового возраста пространств».
Каким условиям должно отвечать это пространство?
Мы считаем, что оно должно, во-первых,
предоставлять подростку возможности для
осуществления общественно значимой
деятельности, а во-вторых, должно быть ограничено
соответствующими культурно-нормативными
рамками.
Пространства с такими заданными качествами в
природе не существует. Нужна специальная
педагогическая работа по его созданию.
Подросткам необходима своеобразная лаборатория,
где они могли бы в процессе реализации
собственных идей, проектов взаимодействовать с
социальными структурами и таким образом, через
преобразование, осваивать социальную среду.
В процессе этой деятельности и может происходить
формирование центрального новообразования
подросткового возраста — практического
сознания.
О пользе и вреде кружков
Несмотря на всю значимость существующих в
нашем городе центров детского творчества,
кружков, клубов, детских организаций, их
недостаточно для решения обозначенных выше
проблем. Работа в них основывается на
организационных формах «кружкового» типа (вне
зависимости от названия: «студия», «клуб»,
«секция»).
Мы видим следующие недостатки большинства
«кружков» в работе с подростками и молодежью:
1. Руководящая и организующая роль в них
принадлежит взрослому. Именно он является
образцом, он направляет работу в нужное русло, а
значит, общение участников кружка друг с другом
почти не влияет на результаты их деятельности, то
есть минимизированы возможности «осознавания
личной ответственности перед коллективом».
2. Работа имеет достаточно узкую цель, формирует
определенные умения и навыки, как правило
связанные с направленностью студии или кружка,
не развивая способность к реализации
собственных целей и планов.
3. Многие кружки или студии замкнуты внутри одной
образовательной структуры (школы или клуба) и не
позволяют подросткам расширить социальные
контакты, освоить городскую структуру.
4. Работа в кружках, студиях, спортивных секциях
требует специальных (достаточно узких, иногда
редко встречающихся) навыков и умений, поэтому
дети туда попадают в достаточно раннем возрасте
(5–6-е классы). Старшим подросткам попасть в такой
кружок довольно сложно, потому что, во-первых,
подростки могут стесняться своей неумелости, а
во-вторых, не воспринимают кружковую
деятельность как общественно значимую.
Таким образом, наш проект, насколько нам
известно, не имеет аналогов. Впервые
целенаправленно и под педагогические цели и
задачи создано элитное пространство («свет»),
позволяющее подросткам и молодежи через
реализацию собственных проектов по
преобразованию окружающей действительности
осваивать социальное пространство города.
В качестве альтернативы
Нами разработан, реализован и имеет
положительные результаты один из способов
эффективной социализации молодежи и подростков.
Его главный принцип — объединение городских
подростковых и молодежных сообществ разных
типов и направлений в качестве альтернативы
существующим асоциальным подростковым и
юношеским группировкам.
Мы называем наше сообщество МКП — межшкольное
клубное пространство, потому что оно создано на
базе трех гимназий города Набережные Челны и
включает в себя несколько подростковых клубов,
принципиально отличающихся от описанных выше
кружков: это молодежная общественная
организация «Перспектива», клуб «Лидер»,
рок-клуб.
При этом существенными представляются следующие
моменты:
1. Необходима команда специалистов, состоящая из
педагогов, психологов, социальных работников,
специалистов управления по делам молодежи,
управления образования, молодежных центров,
которая будет целенаправленно работать над
внедрением программы.
2. Роль взрослого в данном сообществе должна
отличаться от традиционной роли руководителя,
образца для подражания. Здесь больше подходит
роль соорганизатора, советника, консультанта.
Взрослый должен не принимать решение и сообщать
его детям, а находить его в совместной
деятельности. Для этого используются специально
разработанные деловые игры, семинары, тренинги.
3. Необходимо проводить специальную работу,
направленную на повышение активности,
инициативности самих учащихся.
4. Самое важное здесь — реализация собственных
проектов учащихся и студентов, отвечающих их
потребностям и интересам.
(Окончание следует) |