ПРЕДЕЛ ПОДЛИННОСТИ
Малютка-жизнь, дыши,
Возьми мои последние гроши,
Не отпускай меня вниз головою
В пространство мировое, шаровое!
Арсений Тарковский
Эта консультация ошеломила меня тринадцать лет
назад. Тогда Москву посетил еще живой Карл
Витакер.
ВИДЕО НА ПАМЯТЬ
Как и подобает семейному терапевту,
восьмидесятилетний Витакер прибыл с Мюриэл,
своей женой. И это не было продуманным ритуальным
жестом: за долгие годы потребность быть вместе
стала привычным образом жизни четы Витакер.
Вместе они прошли путь длиною в жизнь, вырастили
шестерых детей.
Итоги этого пути впечатляют: из деревенского
парня он вырос во всемирно признанного терапевта
(один из основателей семейной терапии, президент
Американской академии психотерапии), но не
«забронзовел», а сохранил роскошь быть собой —
живым, естественным, парадоксальным, всегда
готовым начать сначала и заплатить за новые
взгляды старыми заслугами.
Я считаю это общим достижением семьи Витакер,
поскольку слишком хорошо знаю, как мало на свете
жен, рядом с которыми мужчина имеет такую роскошь
— быть самим собой. Как и роскошь написать в
итоговой книге: «Старость — это радость... Мы с
женой вполне знаем друг друга. Жизнь с ней похожа
на удовольствие ходить по своему дому при
погашенном свете: с каждым шагом ощущаешь
безопасность родного».
Витакер уехал, а на память осталась видеокассета
именно с этой пронзительной консультацией. Время
от времени я возвращаюсь к ней. Возвращаюсь в
самых разных ситуациях. И когда соприкасаюсь с
неприкаянными (сколько их в России!)
«периферийными папами». И когда нужны силы, чтобы
сработать «на стороне жизни» в ситуации
безнадеги. И когда мучительно ищу степень
допустимой искренности во взаимодействии с
людьми, обратившимися за помощью.
Да мало ли «полночных размышлений» у психолога,
если он не ограничивается теоретизированием, а
работает практически?
ВНЕВРЕМЕННОЙ СЮЖЕТ
Небольшая комната обеспечивает
«терапевтическую рамку», создавая ощущение
отделенности от мира, безопасности (Витакер
отказался устраивать из серьезной работы с
семьей «шоу на сцене», и участникам семинара
пришлось довольствоваться телетрансляцией).
Напротив Витакера на диване расположился
классический семейный треугольник: мужчина,
женщина и ребенок. Странное они производят
впечатление: разобщенность (а ведь сидят рядом),
ледяной холод и предчувствие беды.
Какой-то вневременной сюжет. Такие
повторяются из века в век. Меняются исторические
эпохи, костюмы, географические пространства,
лица, но неизменным остается холод отчуждения
между мужчиной и женщиной.
Мама — типичный гиперфункционал: яркая,
властная; вся она как будто заряжена энергией.
Судя по всему, она привыкла быть хозяином
положения и жить по присказке: «Что думать — дело
делать надо!» Вот и сейчас делает дело: пробилась
на консультацию к всемирно известному психологу,
четко формулирует запрос о семейном конфликте.
Папа — прямая противоположность.
Гипофункционал. Он чем-то напоминает шарик, из
которого выпустили воздух: обвисшие, безвольно
опущенные плечи, мягкие «висячие» усы. Лицо без
эмоций. Этакий рано постаревший, застенчивый, в
чем-то виноватый мальчик. Взгляд внутрь себя,
даже непонятно, здесь ли он? Или витает в
пространстве между небом и землей?
А между ними сидит, вжавшись в спинку дивана,
девочка лет восьми. Прозрачная, бледная, очень
похожая на папу. У нее чуткое, настороженное лицо.
Как будто боится не угадать, ошибиться, сделать
«не так»... Странная возникает ассоциация:
деревце, растущее прямо из асфальта в холодном
колодце двора, куда редко заглядывает солнце.
Дети, особенно маленькие, удивительно тонко
чувствуют атмосферу семьи. Для них так важно
иметь эмоциональную поддержку со стороны
родителей. А это значит — чувствовать, что папе и
маме хорошо вместе и они (обязательно вместе!)
любят тебя.
Как они это узнают? Да попросту «считывают» знаки
любви или нелюбви в каждый миг жизни. Как
родители смотрят друг на друга? А на меня?
Разрешено ли в семье обнимать друг друга? Как
реагирует один из близких, когда я ласкаюсь к
другому?
Ребенку так надо, чтобы его почаще обнимали,
говорили, что любят и что всегда защитят. Когда
это есть, ребенок впитывает в себя атмосферу
безопасности, чувствует себя хорошим и нужным.
Нужным не только этим двоим, но и миру в целом.
Тогда (сколько бы лет ни прошло) у человека нет и
не может возникнуть сомнения в том, что жизнь
имеет смысл, а сам он — ее важная часть.
ТИГР И ОХОТНИК
Но вслушаемся в разговор. Вот мама напористо
говорит о сложности отношений со свекровью... Вот
тихо, как будто виновато, звучат слова папы:
Папа. Мама — она человек не сильный. В
отличие от жены. Жена тоже является
конфликтогенным началом...
Витакер. А удалось ли вашей жене
убедить вашу маму, чтобы она не обращалась с вами,
как с маленьким ребенком?
Папа молчит, а терапевт задает новый вопрос.
Витакер. А вам не приходило в голову,
что вы женились на ней, чтобы победить мать в
себе?
Не правда ли, с точки зрения обыденного сознания
это звучит странновато? Но именно подобные
вопросы позволяют по-новому взглянуть на
ситуацию, задуматься, что выбор спутника жизни не
был случаен, что он женился на женщине с такими
особенностями, чтобы решить свои проблемы. К
примеру, достичь свободы от своего детства и
детских привязанностей.
Папа (его голос звучит очень по-детски,
взгляд ускользает, как бы прячется внутрь). В
этом не было необходимости ...
Теперь терапевт напоминает одновременно и тигра
и охотника. Тело его подбирается, как перед
прыжком, а взгляд с предельным вниманием
останавливается то на лице каждого члена
маленькой семьи, то объединяет семью в едином
фокусе. Один раз, второй... На лице — недоумение,
которое он четко и ясно озвучивает: «А
присутствует ли в этой семье отец?»
Папа невнятно говорит, что отца нет в живых. Он
умер. Умер давно, когда клиент был еще ребенком.
Пауза становится невыносимой... Неуместной до
неприличия. Кажется, всем хочется скорее
«проскочить» это неуютное место. Лишь
«непонятливый» психолог бестактно допытывается:
«Как именно это произошло? Что на самом деле
случилось в этой семье с отцом?»
Наконец папа-ребенок с каким-то опрокинутым,
полуобморочным выражением лица выдавливает, что
отец покончил с собой.
Уважаемый читатель, остановитесь на минуту и
пофантазируйте, какой вы представляете уместную
профессиональную реакцию на неожиданное
сообщение о давнем суициде отца вашего клиента?
Смущение, что прикоснулся к боли? Жалость?
Приличествующее ситуации скорбно-сочувственное
лицо психолога? Выражение уверенности, что сын не
повторит такого шага? Христианские размышления о
грехе самоубийства?
Так вот, Витакер не пользуется этими ходами, а
задает неожиданый, попросту шокирующий вопрос:
— Он сделал это, чтобы победить мать?
— Не только мать, но и себя.
Удивительно, но этот «неудобный вопрос» (да еще
заданный через переводчика) попадает в
сердцевину души выросшего сына, побуждает
говорить его подсознательное. Обнажаются
«зияющие вершины» мужского мифа семьи. Озвучена
разрушительная модель «героического» выхода из
невыносимой ситуации.
Тайное становится явным: самоубийство здесь
воспринимают не как «бегство от боли, от
страдания или способ избавиться от невыносимого
страха» (А. Камю), но как героический акт победы в
семейной войне и победы над собой.
Витакер. Кто вам может помочь?
Папа (он явно уловил смысл вопроса:
помочь остаться в живых, удержать на Земле). Я
думаю, что в этом — никто.
ПОДЕЛИТЬСЯ СОБОЙ
Пауза кажется бесконечной. Оно и понятно: никто
и ничто не способно удержать человека в мире
живых. Значит, приговор о самоуничтожении
подписан и обжалованию не подлежит. Сидящий
перед Витакером мужчина — и жертва и палач в
одном лице — готов привести его в исполнение.
И здесь начинает говорить Витакер:
«Я забрался на гору. По дороге я прилег
отдохнуть. И проснулся только для того, чтобы
прыгнуть со скального обрыва. Я боялся, что если у
меня не хватит смелости, то у меня останутся
причины не уважать себя. И я буду страдать всю
жизнь...»
Господи, что это? Витакер некрасиво плачет. Слезы
стекают по глубоким морщинам, капают на голубую
рубашку. А он, напрочь забыв о правилах приличия,
о том, что человечество изобрело носовые платки
или, на худой конец, бумажные салфетки, — трет
подглазья тыльной стороной кулака. В эти минуты у
всемирно известного терапевта лицо одинокого
деревенского подростка, который охвачен
паническим ужасом. Ужасен абсурд реальной жизни,
ужасно принятое решение, а еще ужаснее, что если
не решится, — впереди годы и годы стыда и
страдания.
Что это? Уже тогда я знала о существовании приема
«самораскрытие психотерапевта» (многие
профессионалы опасливо избегают его или
превращают в «передачу положительного опыта»),
но не могла соотнести с этим термином то, что
делал Витакер. Лишь чувствовала: вот он — предел
подлинности. О таком пределе Борис Пастернак (а
он-то во всем был настоящим!) написал: «Не читки
требует с актера, но полной гибели всерьез».
Сейчас, когда книги Витакера переведены и изданы
в нашей стране, могу добавить: он предпочитал
обозначать прием самораскрытия простыми, но
удивительно точными словами: «Поделиться с
клиентом собой, своими переживаниями».
«Решившись выйти за рамки игры, — читаем мы у
него, — терапевт делает шаг к потере контроля над
собой. При этом важно, смогу ли я обнажиться перед
этим человеком? Могу я рискнуть и прикоснуться к
своему внутреннему Я? Рискнуть в большей мере
стать собой? Это и только это позволяет пациенту
быть... Если я могу решиться на близость с самим
собой, то и пациент в его ответном одиночестве
вынужден стремиться к близости с собой — к самой
подлинной близости» (Витакер, с. 166 — 167).
Но вернемся к консультации. Витакер резко меняет
ее фокус — теперь в центре его внимания
маленькая молчаливая девочка. Она вся сжалась от
ужаса, но при этом незаметным движением
(предварительно опасливо посмотрев в сторону
мамы) придвигается к отцу. В голове мелькает: «Ну
и чутье у этого старика! Ведь дочь — единственный
человек, который еще может удержать, стать
ниточкой, соединяющей с жизнью... Но как Витакер
это сделает? Как?»
Витакер. Как ты считаешь, папа
достаточно нежен с тобой? (Девочка и папа
обмениваются взглядами, возникает ощущение
слабого тепла, плечи папы и дочери начинают
робкое сближение... Но движение замирает: звучит
резкий кашель мамы. Как окрик надсмотрщика:
«Стоп! Говорить вслух о таком на людях неуместно!
Соблюдайте приличия!» Но терапевт, как будто не
слыша сигнала, дает девочке прямое предписание): Обнимай
папу почаще.
Папа (голос впервые за время
консультации обретает краски, он как будто
светится от тепла и нежности). Она с
удовольствием делает это.
А старый терапевт одобрительно кивает и
продолжает свой диалог с девочкой. Теперь речь
идет о ее будущем, о ее женской судьбе: «Ты
вырастешь... И полюбишь мужчину. Если вы с папой не
станете друзьями, это будет ужасно. Отцы от этого
чувствуют себя очень одинокими и несчастными.
Тебе придется много-много раз обнимать папу,
прежде чем ты сможешь выйти замуж. И если ты
будешь делать это достаточно часто, то, может, в
конце концов ты научишь и маму делать это...»
Вот и все. Резкое, неожиданное завершение
консультации.
«Я ХОЧУ БЫТЬ...»
Понимаю, что у читателя неизбежно возникают
вопросы. Первый: можно ли назвать такую
консультацию семейной? Второй: а уместно ли
присутствие ребенка, когда речь заходит о вещах,
которые и взрослому-то слушать невмоготу?
Ответ на второй вопрос дал сам Витакер: «Важно
понять, что дети без вреда для себя могут
принимать участие в любых семейных разговорах. Я
уверен, что при них допустимо говорить об
убийстве, самоубийстве, разводе, измене, инцесте
и так далее. И это их не травмирует — при условии,
что терапевт действительно лично заботится о
жизни этой семьи и действительно старается
помочь, а не удовлетворяет свое любопытство
порнографией чужой семейной жизни».
А консультация, несомненно, семейная. Только с
одним уточнением: мы были свидетелями особого
типа терапевтической воздействия — кризисной
семейной психотерапии, которая направлена, в
первую очередь, не на сохранение и укрепление
семейных отношений, а на устранение суицидальных
тенденций кризисной ситуации в настоящем и
предотвращение возможности «ухода» в будущем
(как у папы, так и у девочки).
Из своего опыта я знаю: повзрослевшие дети из
таких семей порой пытаются «уйти». Как девочка
Наташа. Папа ее до сих пор жив, мама — тоже. А с
девушкой мне довелось работать после неудачного
суицида. Вслушайтесь, как сильна в ней память
детства с чувствами вины, безнадежности и
нежеланности.
Наташа. Вот прямо картинка перед
глазами... Я как будто в комнате, а она уходит...
Мама, когда злилась (переходит на шепот,
оглядывается по сторонам, прикрывает рот рукой), она
всегда или уходила, или меня била и кричала: «Я
тебя убью»... (Девочка внезапно встрепенулась.) Она
меня очень любит. Папа ей всегда выговаривал,
если что не так... Сама я виновата... Я упрямая,
противности делаю...
Психолог. Ты хочешь сказать, что у вас
с мамой сложные, запутанные отношения... Вы то
ссоритесь, то миритесь...
Наташа (упрямо). Мне хотелось сделать
ей больно... Чтобы она обратила на меня внимание. А
то меня как будто нет на свете. Я хочу быть... Я
виновата. Она меня очень любит. У нее кроме меня
никого нет. А я не только ее люблю... (Внезапно
девочка прикрывает рот рукой, еще ниже опускает
плечи и говорит, как о великом преступлении.) Я
папу очень люблю. Когда маленькой была, нравилось
с ним играть. Мама видела, что нам хорошо вместе,
давала мне «пощечинки», чаще словами. Но иногда и
настоящую оплеуху... Страшно. Больно. Унизительно.
ЗАЦЕПКИ ЗА ЖИЗНЬ
Хочу обратить ваше внимание еще на один момент
работы Витакера. Существует в кризисной
психологии правило: удержать человека от
самоубийства могут «зацепки за жизнь» (друг,
ребенок, дело, иногда — просто собака, то есть
что-то или кто-то, кто дорог ему и кому он нужен).
Важная деталь: сильнее всего привязывают к жизни
те, кто в силу своей слабости зависит от человека,
кому будет плохо без него. А еще очень важно,
чтобы эти «зацепки» привязывали к какому-нибудь
моменту в будущем.
Мудро выделив единственно возможную для мужчины
«зацепку за жизнь», а это — робкая, молчаливая
девочка, Витакер помогает «отменить прошлое» и
завязывает в единый узел настоящее семьи (прорыв
к подлинным чувствам и новым решениям в
консультации) и ее будущее.
Более того, «зарубежный авторитет» директивно
предписывает (прописывает?) единственно
возможный способ спасения — человеческое тепло,
телесные прикосновения.
Девочке он предписывает на время стать «папиным
и маминым терапевтом». Что это значит? Обнимать
папу (а это в переводе с самого правдивого из всех
языков — языка тела — означает: «Папа, я тебя
люблю, ты мне нужен!»); ненавязчиво учить маму
быть близкой.
На папу возлагает ответственность за счастье
дочери (он утверждает, что счастье девочки
возможно, если она будет «чаще обнимать папу».
Переведем с символического языка: если папа
будет жив и ей будет кого обнимать).
Маме же он предлагает перейти из позиции
«конвоира» в позицию ребенка, который учится
великой науке тепла и близости.
Сам же старый терапевт становится символом
мужества жить. Которое состоит «не в том, чтобы
поставить точку», а в том, чтоб претерпеть
рождение души».
ХОЧУ ОШИБИТЬСЯ!
А теперь о том, что стало для меня наиболее
глубоким и мучительным переживанием последней
недели. Я говорю о лицах пятикурсников психфака
(!) после просмотра этой консультации.
Недавно я уже писала о коллективном
со-бессознательном. Так вот, здесь оно было
налицо: ничего не зная о содержании видеозаписи,
юные мужчины и женщины сели порознь, на
безопасном расстоянии друг от друга: мужскими
стали задние ряды.
И лица у них были разные. У парней — размягченные,
размороженные, такие мы называем «состояние
близких слез». А вот у девушек преобладали
каменные лица с осуждающе поджатыми губами. В
этих губах читалось прошлое — «сто лет
одиночества» сильных российских женщин;
настоящее — мифы о «хорошей, приличной семье» с
запретом на проявление подлинных чувств.
А еще в них был прогноз на то, что скоро нашей
стране понадобится много семейных
консультантов.
Тьфу-тьфу-тьфу! Дай бог, чтобы я ошиблась!
Наталия ОСУХОВА,
кандидат педагогических наук
ЛИТЕРАТУРА
За пределами психики: Терапевтическое
путешествие Карла Витакера / Под ред. Дж.Р. Нейла
и Д.П. Книскерна / Пер. с англ. М. Завалова. — М.:
Независимая фирма «Класс», 1999.
Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей
(Семейная терапия: символический подход,
основанный на личностном опыте). — М.:
Независимая фирма «Класс», 1997.
Осухова Н.Г. Применение психодрамы в
психотерапии с детьми, пережившими насилие //
Школьный психолог, № 41, 2000. |