Практический психолог в школе
Н.В. Самоукина
М.: Изд-во Института психотерапии, 2003
И заглавие книги, и ее содержание сразу же
обращают внимание читателя на ее главную
особенность — выраженную практическую
направленность. Написанная автором,
проработавшим почти 20 лет в сфере образования и
имеющим опыт профессионального общения с
педагогами и школьными психологами, такая книга
не может не вызывать доверия.
Она интересна и полезна прежде всего начинающему
школьному психологу, плохо представляющему, с
чего следует начинать работу в школе. Автор не
только ставит вопросы, которые придется решать
практическому психологу, но и предлагает
возможные варианты ответов на них.
Написанная доступным языком, содержащая
многочисленные примеры из практики и не
обремененная теоретическими рассуждениями, эта
книга может быть рекомендована к
непосредственному практическому использованию.
Причем особую ценность представляют советы
автора (не надуманные, а отработанные на
практике) по поводу на первый взгляд
незначительных вещей, без знания которых
невозможно эффективно организовать
психологическую работу.
С чего начать разговор с подростком, как
расположить к себе старшеклассника, чего не
следует говорить учителю — эти и многие другие
вопросы обсуждаются на страницах книги. Автор
также предостерегает от профессиональных
ошибок, которые не только не способствуют
разрешению конфликтов, но и мешают установлению
добрых и продуктивных отношений с учителями и
учениками.
Педагоги и дети ждут от психолога реальной
помощи, а не научной лекции с использованием
специальных терминов. В то же время в ходе
изложения автор ссылается на научные и
научно-популярные издания, но делает это
деликатно и в умеренных, адекватных поставленной
задаче дозах.
Однако наполненность книги конкретным
материалом мешает видению практической
психологии образования как отдельной прикладной
области психологии, что является, наверное, не
недостатком данного издания, а его специфической
особенностью.
Согласно традиционным представлениям, основные
направления работы психолога определяют формы
конкретно-психологического вмешательства в
педагогический процесс. За точку отсчета автор
берет не направления, а формы работы —
консультирование, тренинги, лекции, описанию
которых и посвящена вся книга.
Подобное перенесение акцентов с содержания
работы на форму, к сожалению, способствует
образованию не целостного, а мозаичного
восприятия практической психологии в школе. Вряд
ли консультирование и тренинги являются
самостоятельными направлениями работы, они
скорее выступают средствами решения таких
принципиальных психологических проблем, как
адаптация к школе, неуспеваемость,
профессиональная ориентация и др.
Таким образом, данная книга, безусловно, может
быть использована практическими психологами, но
лишь как одно из пособий, далеко не единственное.
Марина СТЕПАНОВА |