Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Практический психолог в школе

Н.В. Самоукина
М.: Изд-во Института психотерапии, 2003

И заглавие книги, и ее содержание сразу же обращают внимание читателя на ее главную особенность — выраженную практическую направленность. Написанная автором, проработавшим почти 20 лет в сфере образования и имеющим опыт профессионального общения с педагогами и школьными психологами, такая книга не может не вызывать доверия.
Она интересна и полезна прежде всего начинающему школьному психологу, плохо представляющему, с чего следует начинать работу в школе. Автор не только ставит вопросы, которые придется решать практическому психологу, но и предлагает возможные варианты ответов на них.
Написанная доступным языком, содержащая многочисленные примеры из практики и не обремененная теоретическими рассуждениями, эта книга может быть рекомендована к непосредственному практическому использованию.
Причем особую ценность представляют советы автора (не надуманные, а отработанные на практике) по поводу на первый взгляд незначительных вещей, без знания которых невозможно эффективно организовать психологическую работу.
С чего начать разговор с подростком, как расположить к себе старшеклассника, чего не следует говорить учителю — эти и многие другие вопросы обсуждаются на страницах книги. Автор также предостерегает от профессиональных ошибок, которые не только не способствуют разрешению конфликтов, но и мешают установлению добрых и продуктивных отношений с учителями и учениками.
Педагоги и дети ждут от психолога реальной помощи, а не научной лекции с использованием специальных терминов. В то же время в ходе изложения автор ссылается на научные и научно-популярные издания, но делает это деликатно и в умеренных, адекватных поставленной задаче дозах.
Однако наполненность книги конкретным материалом мешает видению практической психологии образования как отдельной прикладной области психологии, что является, наверное, не недостатком данного издания, а его специфической особенностью.
Согласно традиционным представлениям, основные направления работы психолога определяют формы конкретно-психологического вмешательства в педагогический процесс. За точку отсчета автор берет не направления, а формы работы — консультирование, тренинги, лекции, описанию которых и посвящена вся книга.
Подобное перенесение акцентов с содержания работы на форму, к сожалению, способствует образованию не целостного, а мозаичного восприятия практической психологии в школе. Вряд ли консультирование и тренинги являются самостоятельными направлениями работы, они скорее выступают средствами решения таких принципиальных психологических проблем, как адаптация к школе, неуспеваемость, профессиональная ориентация и др.
Таким образом, данная книга, безусловно, может быть использована практическими психологами, но лишь как одно из пособий, далеко не единственное.

Марина СТЕПАНОВА