Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Ваш непонятный ребенок

Е.В. Мурашова
М.: Дрофа, 2002

Книги по детской психологии сегодня пользуются не очень высоким спросом. Оно и понятно: большинство из них — это попытки пересказа диссертаций. Попытки, как правило, неудачные, ибо перевод с академического языка на человеческий — задача не из легких, да и тема редко бывает интересна кому-то, кроме автора.
На этом фоне книга Е.В. Мурашовой отличается выигрышным сочетанием серьезного, по-настоящему профессионального подхода к психологическим проблемам детского возраста, опорой на богатый практический опыт автора и блестящим стилем изложения.
Признаюсь, это первая книга данного автора, которая попала мне в руки, и я даже не знаю, есть ли другие. Но уверен, что будут. Или, по крайней мере, очень на это надеюсь. Потому что, уж если писать книги о детях, тем более обращаясь к родителям, то именно так — серьезно, но без зауми, профессионально, но с чувством, доходчиво, но не легковесно.
Хотя книга адресована родителям, прочитать ее полезно и психологу. Как минимум ради того, чтобы убедиться: написать хорошую книгу может не только академический зубр или бойкий на язык популяризатор (тем и другим это как раз редко удается), но и высокопрофессиональный практик, умеющий не утонуть в своем повседневном опыте, но толково и прочувствованно его обобщить. (А это, кстати, любого практика должно бы заставить задаться вопросом: а не стоят ли мои знания и мой опыт того, чтобы поступить с ними так же? — Ответ за вами!)
В предисловии автор рассказывает о том, что ее опыт накоплен в ходе работы в районной поликлинике Санкт-Петербурга в качестве психолога-консультанта. Понятно, что консультанту широкого профиля приходится сталкиваться с разнообразными проблемами детей всех возрастов. Это и задержки в развитии речи, гиперактивность, агрессивность, застенчивость, патологическая (?) лень, всевозможные фобии, трудности школьной адаптации, неуспеваемость, гримасы подросткового кризиса вплоть до суицида и многое другое.
Вот вам фактически и оглавление книги (разумеется, далеко не полное) — каждой проблеме посвящена специальная глава (всего их семнадцать). Причем проблему автор раскрывает, отталкиваясь от конкретных примеров из собственной практики.
Книгу, адресованную родителям, принято писать в директивном стиле (пускай и мягко приглаженном): чтобы получить желаемый результат, делайте то-то и то-то.
Родители недалекие, стремящиеся переложить свою ответственность на тетю-эксперта, именно этого и ждут. В данном случае они могут быть разочарованы — эта книга предназначена не для того, чтобы стоять на полке среди инструкций по пользованию бытовой техникой. Автор — человек не просто опытный и много знающий, но тонкий и интеллигентный — пишет для читателей своего уровня.
В силу этого книга вряд ли станет бестселлером. Ведь она приглашает не жать на кнопки, а разобраться и задуматься. А для профессионалов это не менее важно, чем для «просто родителей». Тем более что большинство из нас — и психологи и родители одновременно. Так что для нас эта книга полезна вдвойне.
Ну а если вам покажется, что во всех описанных проблемах вы разбираетесь не хуже и даже можете предложить более эффективные решения, то... почему до сих пор не вышла ваша собственная книга?!

Сергей СТЕПАНОВ