Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Навыки эффективной обратной связи

Тим Рассел
СПб.: Питер, 2002

Перед нами второе издание книги Тима Рассела, что говорит о ее популярности среди практических психологов. «Возможно, самый важный навык для любого тренера — умение давать обучаемым эффективную обратную связь относительно результатов их работы на тренинге», — считает автор.
Действительно, обратная связь в процессе групповой (как, впрочем, и индивидуальной работы) является чрезвычайно важным элементом, значимым как для участников группового процесса, так и для ведущего. А неумение поддерживать двухсторонний контакт с группой часто является камнем преткновения для начинающих тренеров. Не придавая достаточного значения этой, казалось бы, очевидной вещи, они упускают ту невидимую нить, которая связывает их с членами группы. А это может коренным образом повлиять на эффективность взаимодействия.
Рассматривая обратную связь как ключевой элемент эффективного тренинга, Тим Рассел связывает ее с технологией процесса обучения. Справедливо считая умение предоставлять обратную связь самым сложным навыком, которым необходимо овладеть ведущему, автор предлагает читателям материал, позволяющий самостоятельно решить, какими техниками он будет пользоваться при осуществлении обратной связи и какой стиль взаимодействия с группой выберет. Большое значение придается и умению создавать подходящую атмосферу в группе.
В первой части книги подробно представлены различные компоненты учебного процесса: теоретическая информация, навыки, суждения и установки. Автор считает, что именно в ходе освоения этих составляющих и происходит научение. Поэтому, продумывая модель тренинга, ведущий, исходя из цели занятия, использует нужное сочетание этих компонентов.
Вторым важным компонентом эффективного тренинга является информированность об индивидуальных особенностях освоения знаний его участниками. Именно от этого и будет зависеть выбор формы обратной связи.
По мнению автора, распространенной ошибкой тренеров является терминологическая путаница понятий «обратная связь» и «дебрифинг». Обратная связь помогает оценить правильность выполнения задания (в тех случаях, где есть верные и неверные решения) и составить план действия по исправлению ошибок.
Дебрифинг же применяется тренером для того, чтобы дать обучаемым возможность подумать и обсудить достоинства, недостатки и возможные варианты решения тех задач, где нет единственно верного решения.
Подробному знакомству с этими методами и различными стилями их применения посвящены вторая и третья части книги.
Последняя часть посвящена такой не слишком любимой отечественными психологами работе, как отчет руководству о проведенном тренинге. Тим Рассел считает, что вопрос о том, предоставлять или не предоставлять отчет о ходе обучения, должен решать сам тренер. Но если он идет на этот шаг, то необходимо уметь делать это профессионально и с пользой для членов группы. Необходимые для этого знания и формы для заполнения отчетов читатели также найдут на страницах издания.

Ольга РЕШЕТНИКОВА