НА СТРАЖЕ
ВНУТРЕННЕГО МИРА
Психолога принято считать защитником
интересов ребенка в школе. Такой подход не
зафиксирован, кажется, ни в одном официальном
документе, но тем не менее весьма распространен
— по-видимому, с легкой руки основателей
психологической службы. А раз уж я в прошлой
редакторской колонке затронул тему защиты детей,
то не грех сегодня продолжить ее именно в этом
ракурсе.
Должен прямо признаться, что в самой идее
назначить психолога защитником ребенка мне
чудится что-то конфронтационное. Ведь раз есть
защитник, значит, существует и обидчик. А кто бы
это мог быть? Поскольку звания «защитника» в
школе никто больше не удостоился, то получается,
что обидчики все остальные.
Правда, как-то неуютно? И, пожалуй, несправедливо.
Наверное, на заре психологической службы такой
подход имел право на существование. Но за
последние десять-пятнадцать лет школа сильно
изменилась. И если отбросить в сторону мифы, а
посмотреть правде в глаза, то нельзя не признать:
во многом изменилась к лучшему. В прошлом
остались единая программа, едва ли не
казарменная дисциплина, жесткие нормативы,
отсутствие права на свою точку зрения. Да и
отношение учителей к детям меняется, особенно в
начальной школе.
В общем, интересы ребенка может и должен защищать
школьный педагогический коллектив в целом, а не
отдельно взятый педагог-психолог.
Пока, как видите, мы выражаемся осторожно: «может
и должен» вместо уверенного «защищает». Но все
же, согласитесь, на этом пути школа далеко ушла от
первоначальных деклараций. И такой прогресс
переводит психолога в совершенно иную позицию:
не защитника, а члена команды защитников.
Место каждого в этой команде определяется его
профессиональной принадлежностью. Уж коль скоро
психолог «занимается» внутренним миром ребенка,
то этот внутренний мир он и должен защищать — от
посягательств внешнего.
Вот, например, вопрос, который слышал, наверное,
каждый: «Как тебе не стыдно?» Или другой: «Почему
вертишься? Разве тебе не интересно?» А если и
впрямь неинтересно? Или — ужас какой — не стыдно?
Неужто взрослый лучше знает, какое чувство
должен испытывать ребенок?
А ведь чувствами дело не ограничивается.
Навязываются жизненные интересы, ценности,
оценки и многое другое, что просто обязано быть
личным и даже интимным. И не по злому умыслу, а
просто из непонимания, что подобное навязывание
и есть насилие — то самое нападение, от которого
ребенка нужно защищать.
Вот вам и поле деятельности для психолога. С
одной стороны — бороться с этим непониманием, а с
другой — помогать детям справиться с невольным
насилием взрослых.
Похоже, что на наш век работы хватит.
Марк САРТАН |