Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

«ПСИХОЛОГИЯ ЕСТЬ ПРЕДМЕТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ»

Дистанционная эвристическая олимпиада
«Мой мир психологии»

Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Такая подготовка не может заключаться только в присвоении ребенком некоторой суммы знаний в различных областях, она должна включать в себя и четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности, на формирование системы знаний о себе как о человеке.
Рамки школьных предметов очень ограничены. Поэтому столь актуальна потребность во введении в школе курса «Психология». Преподавание психологии в средней школе должно вестись в гуманистической парадигме обучения.
Учитывая требования гуманистической концепции обучения, мной был разработан сценарий дистанционной эвристической олимпиады «Мой мир психологии» (эвристика — система обучения путем наводящих вопросов). Учащимся старших классов было предложено представить себя как психологическую реальность, которая взаимодействует с другими объективными реальностями и развивается в сотрудничестве с ними.
Целью олимпиадных заданий была не столько проверка знаний по психологии, сколько определение уровня психологической культуры и творческого мышления, способности к рефлексии и умения критически относиться к самому себе, способности понимать основные проблемы познания, морали и эстетики.
Главным лозунгом олимпиады были слова Г.И. Челпанова: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира? Отчего же научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столь же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений? Психология нужна всем: психология есть предмет общеобразовательный».
Участниками олимпиады стали более 40 учащихся 10—11 классов образовательных учреждений городов Зеленогорска Красноярского края, Тамбова, Калуги, Трехгорного Московской области. Подведение итогов было индивидуальным для каждого участника по следующим критериям: оригинальность, творческая продуктивность, мировоззренческая глубина, емкость и лаконичность.
Задания эвристической олимпиады были открытыми, то есть не предполагали заранее известных ответов. Их выполнение ориентировало участника на собственные версии, суждения, исследования, на создание нового результата, а не на припоминание известной информации. Олимпиадные задания учитывали возрастные особенности и опирались на общеобразовательную подготовку участников. (С работами победителей двух первых туров можно ознакомиться на сайте: http://edu.zelenogorsk.ru/olimp/psy03).
Олимпиада проходила в пять туров.
Задания первого тура «Я — это Я». Это дало возможность каждому участнику поразмышлять о себе, своем мировоззрении, жизненных установках и о многом другом «своем».
Задания второго тура «Я — не Я, и лошадь не моя». Это задание ставило перед участниками задачу представить себя кем-то другим, «надев платье другого», пофантазировать о своей жизни в этом образе.
Задания третьего тура «Я и деньги» позволили участникам понять, почему проблемы, связанные с деньгами, почти всегда интересны людям.
Задания четвертого тура «Лицензия на обучение» дали участникам возможность поэкспериментировать со своим поведением и тем самым расширить границы обычной манеры вести себя.
Задания пятого тура «Рефлексия олимпиады» позволили участникам олимпиады осознать сделанное, увидеть проблемы и найти способы их решения.

Задания первого тура
«Я — это Я»

Задайте сами себе вопросы и ответьте на них:
1. Что такое человек в моем понимании?
2. Что во мне человеческого, а что внечеловеческого, общеприродного?
3. Что такое я сам?
4. Как я могу понять, почувствовать самого себя?
5. Как, почему и из чего складываются мои отношения с миром, с природой, обществом, культурой, другими людьми?
6. Как я могу оценить свои собственные возможности, понять другого человека?
7. Как я могу управлять своим поведением, своим развитием?
8. Если бы я захотел улучшить мир, что бы я в нем изменил?
9. Чего я хочу в жизни больше всего?
10. Каковы мои стратегии в отношениях со значимыми взрослыми?
11. Что является моей важнейшей обязанностью или обязанностями?
12. Какие мои качества нельзя изменить?

Вопросы для рефлексии

Почему я решил (а) принять участие в психологической олимпиаде?
Цели моего участия, ожидаемый результат.
Посмотрел (а) ли я на себя после этого задания другими глазами?
Мои вопросы организаторам олимпиады, участникам, себе.

Задания второго тура
«Я — не Я, и лошадь не моя»

Первая часть

Задание «От третьего лица»
Инструкция: «Опиши самого себя и свою жизнь. Можешь описать, как ты выглядишь, в какой семье и где ты живешь, в какую школу и какой дорогой ты ходишь, что тебе нравится делать, что ты не любишь и чего ты сам себе желаешь. Представь себе, что смотришь на себя со стороны глазами, например, твоего близкого и хорошего друга. Поэтому пиши от третьего лица. Например: «Витя живет в Москве. Ему 16 лет...»
А теперь еще одна важная часть задания. Напиши про себя и свою жизнь все, что есть у тебя на самом деле, но при этом обязательно допиши еще и пару вещей, которых еще нет, но ты бы очень хотел, чтобы они были. Напиши так, как будто эти вещи уже присутствуют в твоей жизни».

Вторая часть

Задание «Я — детектив»
Инструкция: «Твоя задача найти ответ на вопрос-загадку таинственной истории и записать ход своих мыслей.
Ты должен действовать как детектив, который из разрозненных ссылок и фактов воссоздает связную картину. Чтобы отгадать загадку, ты действуешь следующим образом: читаешь таинственную историю, начинаешь размышлять над ней, сейчас ты — детектив.
А теперь таинственная история:
«Каждый из его окружения, знал, кто он, но никто не знал его имени. Кто это был?»

Вопросы для рефлексии

Легко ли было выполнять это задание?
Смог ли ты написать так, как будто твоя мечта уже стала реальностью?
Как ты чувствовал себя во время выполнения этого задания?

Задания третьего тура
«Я и деньги»

Первая часть

Ответь на вопросы:
1. Что такое деньги? Кто кем владеет, человек деньгами или деньги человеком? Что приносят деньги?
2. Что значат деньги именно для тебя? Копишь ли ты деньги?
3. Покупал ли ты книгу дороже 1000 рублей?
4. Какие роли играют деньги в твоей семье?
5. Что такое, по твоему мнению, синдром неожиданного богатства?
6. Какова изнанка наличных денег?
7. Сколько и чем ты готов заплатить за ценности нашего времени?

Вторая часть

Опиши свое поведение, мысли и чувства в экстремальных ситуациях.
Ситуация первая: Представь себе, что ты внезапно впал в крайнюю нужду. Что ты будешь делать? Что из имущества ты захочешь, пусть даже ценой огромных усилий, сохранить? Какие элементы жизненного уклада ты захочешь оставить неизменными и какой ценой? Какие новые возможности откроет для тебя бедность? В чем может заключаться твой шанс?
Ситуация вторая: А теперь представь себе, что тебе досталось огромное состояние. Что оно будет означать для тебя? Что ты сделаешь прежде всего? Какие возможности это для тебя откроет? Какие ты будешь строить планы?

Вопросы для рефлексии

Почему проблемы, связанные с деньгами, почти всегда интересны людям?
Проблема денег тебя волнует, раздражает или радует?
Смог ли ты понять и осознать, что в действительности значат деньги именно для тебя?

Задания четвертого тура
«Лицензия на обучение»

Первая часть. «Лицензия на обучение психологии»

1. Сделай выбор, чему ты хочешь учиться, используя как можно полнее возможности психологии, что подходит больше всего, что соответствует твоей жизненной ситуации и логике твоего внутреннего развития? К чему ты уже готов, а к чему — нет?
2. А теперь составь себе «Лицензию на обучение психологии». Укажи конкретно, чему ты уже имеешь право учиться, и объясни, почему так считаешь.
3. Укажи в лицензии, что ограничивает возможности твоего обучения. Запиши, чему ты пока не имеешь права учиться. Укажи, какие знания, которые ты надеешься приобрести, помогут справиться с жизненными трудностями. Какие это проблемы и как ты собираешься их решать?
4. Определи и отметь, какая «инстанция» выдала тебе эту лицензию. Быть может, это ожидания твоей семьи? Или что-нибудь другое?

Вторая часть. «Пароль — контакт с подсознанием»

Сознание существует благодаря понятиям и словам. Ты можешь сказать только то, что знаешь. А язык подсознания — язык чувств. Подсознание мудрого человека действует через сознание. Давай попробуем придумать пароли, которые помогут нам сделать что-то новое, достичь чего-нибудь или избавиться от чего-то.
В начале каждой строки приводится цель, рядом надо поставить слово-пароль для контакта с подсознанием.
Например, цель: чтобы находить общий язык с людьми, пароль — «вместе».
Чтобы остаться молодым —
Чтобы приобрести новые идеи —
Чтобы избавиться от комплексов —
Чтобы бросить курить —
Чтобы избавиться от злых мыслей —
Чтобы сохранить здоровье —
Чтобы сформировать характер —
Чтобы сделать рекламу себе —
Чтобы заработать много денег —
Чтобы добиться успеха —

Вопросы для рефлексии

Смог ли ты осознать, как использовать возможности психологии для своего обучения?
Каких психологических знаний и умений тебе не хватает?
Как ты считаешь, доступна ли психология пониманию учащихся школы и какой материал должен быть представлен для обучения?

Задания пятого тура
«Рефлексия»

Первая часть. «Рефлексия олимпиады»

Чем для тебя была психологическая олимпиада «Мой мир психологии»?
Чего ты достиг в результате участия в олимпиаде?
Каковы были твои основные трудности и как они решались?
Что для тебя было особенно интересным и важным в заданиях олимпиады?
Что удалось лучше всего и почему?
Твои замечания и предложения организаторам олимпиады.

Вторая часть. «Вопросы ждут ответа»

В первом туре олимпиады участники задали более 20 вопросов. Все вопросы очень интересные, и все их объединяет то, что вы задумываетесь о своем будущем. Это объяснимо, ведь вы находитесь на пороге трудовой жизни. Мы позволили себе из всех вопросов выделить два, по нашему мнению, самых важных и задать их в конце олимпиады.
Итак:
Что ты знаешь о жизни?
Чего ты не знаешь о жизни?

Третья часть. «Выбери победителя олимпиады из победителей двух туров»

На нашем сайте ты можешь познакомиться с работами победителей двух туров олимпиады. После ознакомления с информацией выбери одного победителя и изложи аргументы в пользу своего выбора. Жюри олимпиады учтет твое мнение при подведении итогов олимпиады.

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ

Очень интересно было узнать, как мотивировали школьники свое участие в олимпиаде. Об этом они написали сами: «Я решила принять участие в психологической олимпиаде, потому что хочу испытать свои возможности на этом нелегком поприще, испытать собственные силы и оценить результаты своего изучения психологии».
«Олимпиада мне понравилась сразу. Вопросы показались очень интересными и необычными. Только увидев их, я поняла, что придется напрячь «серые клеточки», чтобы выразить именно то, что я хотела бы сказать. Думать я любила всегда, а если надо думать о себе — тут уж никакого сомнения, что мне это интересно. Лишний раз заглянуть внутрь себя — никогда не вредно».
«Я решила принять участие в психологической олимпиаде, потому что психология стала неотъемлемой частью моей жизни и оказала значимое влияние на формирование моего внутреннего «Я». Считаю психологию самой необходимой, важной и полезной наукой для каждого человека, особенно в эпоху технического прогресса и огромного потока информации».
«Цель моего участия в олимпиаде — выразить свой внутренний мир, мое мировоззрение и найти понимание у других людей».
Итоговая рефлексия показала, что олимпиада помогла участникам познать свой внутренний мир, почувствовать свою уникальность, приобрести психологические знания. Вот что написали некоторые участники об итогах олимпиады.
Клепиков Константин, г. Тамбов: «В этой олимпиаде я пробовал себя, но результат оказался лучше ожидаемого — я получил знания. Эта олимпиада помогла, прежде всего, оценить свои способности. Наиболее трудным было задание № 4, может быть, потому, что я никогда не задавал себе таких вопросов. Наиболее интересным в заданиях была рефлексия (как сейчас), потому что она заставляла вспомнить трудные моменты и их преодоление».
Гуреева Анна, г. Калуга: «Для меня психологическая олимпиада «Мой мир психологии» была проверкой своих способностей в этой науке. Я поняла, чем занимается психолог, в чем состоит его работа, прочитала много книг по психологии, расширила свой кругозор... Интересным для меня было решение таинственной задачи, а важным были все вопросы, потому что эти вопросы дали мне более полное представление о психологии. Лучше всего мне удалось описать саму себя».
Гладкова Аня, г. Тамбов: «Благодаря психологической олимпиаде мне пришлось покопаться внутри себя, задать вопросы о себе, о своей личности и самой же ответить на них. У меня четко сформировалось отношение к деньгам, и я еще раз для себя определила цель своей жизни. Больше всего в олимпиаде мне понравились вопросы, связанные с деньгами, и задания на логическое мышление, например «Я — детектив». Мне никогда не приходилось встречаться с подобными заданиями. Что касается предложений, то я была бы не против в следующем году поучаствовать в подобной олимпиаде».
Симакова Катя, г. Зеленогорск: «Участие в олимпиаде позволило мне понять и переосмыслить некоторые жизненные ситуации, подумать о себе, о своем поведении и самое главное — понять мотивы того или иного поведения. Конечно, мне не хватает опыта и знаний по предмету психологии, но я старалась найти в себе ответы на заданные вопросы. Самым интересным для меня стала 3-я часть пятого задания, которая позволила пообщаться с другими участниками, узнать их мнения по столь важным вопросам. Я участвовала в олимпиаде для самовыражения, и я думаю, мне это удалось. Еще я открыла новое в себе качество — легкомыслие. Спасибо за возможность реализовать свои силы».
Петрунина Оксана, г. Тамбов: «Спасибо большое за эту олимпиаду! Олимпиада открыла для меня мир творчества. Я смогла глубоко поразмыслить, даже пофантазировать. Раньше у меня было мало возможностей проявить свои творческие способности, ведь по литературе, например, мы должны писать так, как сказано в критике. И ни в коем случае наше мнение, если оно чуть-чуть отличается, не может быть правильным. К тому же, в сочинениях нужно соблюдать определенные рамки употребления языка, а я ненавижу правила и законы, если сомневаюсь в их разумности.
Олимпиада помогла мне лучше понять себя, трезво (хотя я не пью) оценить свои достоинства и, конечно же, недостатки, которых у меня оказалось жутко много. Я даже составила себе их список и клятвенно пообещала исправиться. Еще я задумалась о своей жизни и поняла, что во многом была не права в отношениях с родителями и друзьями. Совсем недавно я вдруг обнаружила, что совершила большую ошибку и чуть не разрушила свою дружбу с Сашкой (моей, наверное, самой близкой подругой). Я многое поняла благодаря вашей олимпиаде. Задания не дают прямого ответа на мучающие вопросы, а заставляют самой над ними подумать и найти для себя единственно правильное решение... Мое предложение: чаще устраивайте подобные олимпиады — они просто супер! Я захлебываюсь от восторга».
Сафонова Наталья, г. Зеленогорск: «Психологическая олимпиада была для меня испытанием своих возможностей. Все мы рано или поздно задаем себе вопрос: «А что я могу?» Задав себе этот вопрос несколько лет назад, я до сих пор получаю ответ, потому что каждый раз ставлю новые цели и задачи, чему-то учусь. Любое событие в жизни дает мне опыт, обогащает мой внутренний мир... Выполняя задания, я лучше поняла себя, открыла в себе неизвестное.
Мне было интересно задуматься о своем «я»; рассказывать о себе, представляя себя другим человеком; было интересно представлять себя в экстремальных ситуациях. Для меня было важно, что все задания были ориентированы на личность, на понимание человеком мира, определенных вещей. К тому же для меня было важно и интересно отрефлексировать свою деятельность в течение олимпиады.
Я думаю, что лучше всего мне удалось осветить в своем сознании тему денег, посмотреть на себя глазами другого человека, рассказать о себе... Я бы предложила организаторам олимпиады в следующий раз провести какое-то взаимодействие между участниками».
Сафонова Юлия, г. Тамбов: «Безусловно, любая творческая работа требует размышлений и движений души. Что же говорить о работе, которая непосредственно касается внутреннего мира, самой души? Для меня олимпиада «Мой мир психологии» стала своеобразной «лупой» для души. Это значит, что благодаря вопросам первых трех туров, второго в особенности, я смогла пристальнее и глубже вглядеться в себя.
Не скажу, что я увидела что-то, что меня очень удивило: обо всем этом я уже знала давно. Просто я из мелких разрозненных «лоскутков» (размышлений о себе) сделала «лоскутное одеяло» (отчетливую картину своей души). Чего же я достигла? Наверное, большего понимания себя, но не гармонии (как хочется думать). До нее, видно, еще далеко. Хотя, предположительно, я знаю, когда же, наконец, ее дождусь (надеюсь в августе). Хотелось, чтобы уже поскорее...
В любом случае, что бы я ни писала, я делала это искренне, от души. Ведь в этой олимпиаде главным является то, что здесь нет никаких ограничений (в отличие от школьного сочинения), полная свобода фантазии, творчества, самовыражения: вопросы не имеют четких границ, каждый участник пишет так, как считает нужным. Ведь все мы разные, у каждого свое мышление, воображение, своя жизнь. Поэтому вы мудро разрешили этот вопрос, предложив несколько номинаций (глубина мысли, лаконичность и т. д.).
Хочется сказать СПАСИБО (светлое, теплое): мало кто в нашей стране уделяет внимание той жизненно важной (не устаю повторять это) науке — Психологии. Замечаний у меня никаких не будет (разве что побольше времени на выполнение заданий туров предоставлять), а предложения есть. Придумывайте еще как можно больше таких же интересных вопросов олимпиады, которые помогли бы человеку (юному, но уже многое понимающему и осознающему) задуматься над собой, разобраться в дебрях своей души, зажечь в ней свет...»
Садовникова Елена, г. Тамбов: «Вот и подошла к концу олимпиада по психологии. Отделилась четырехмесячная частичка моей семнадцатилетней жизни и самостоятельно поплыла куда-то вдаль, в Зеленогорск, оставляя извилистый след в моей памяти...
Чем была для меня эта олимпиада? Прежде всего, одним из испытаний, которыми так полон для меня этот год. Это не соревнование. Соревнования никогда не привлекали меня. Возможно, из-за скрытой глубоко-глубоко неуверенности в себе; возможно, из-за убеждения, что один человек не может быть лучше другого, а любые состязания так или иначе выстраивают иерархию. Часто человек не может победить просто из-за того, что у него что-то не ладится, жизнь как-то неловко скомкалась, и хочется лишь лежать на диванчике, уткнувшись лицом в подушку. Поэтому я никогда не кидалась писать задания олимпиады — всегда ждала вдохновения. Эта олимпиада мне запомнилась как творчество без границ.
Чего я достигла? Сознания какой-то странной творческой свободы. К началу олимпиады я была зажата в школьных домашних заданиях в одиннадцатом классе, как в тисках. Первый тур появился маленьким, неуверенным серебристым ручейком вдохновения и самореализации среди выжженной волнениями и тревогами по поводу будущего души.
Думаете, пафос? Ничего подобного. Потом ручеек становился все шире, просторней и наконец превратился в сильную и могучую реку. (Может быть, она впадет в океан?) Главное, не дать ей заглохнуть... Продолжайте проводить такие олимпиады, помогайте старшеклассникам задумываться над вечными вопросами и переосмысливать свои жизненные принципы и поступки».
Проведенная дистанционная олимпиада по психологии показала, что она демократична по своей сути, носит обучающий характер, развивает гуманитарные, эмоционально-образные и логические способности учащихся.

Татьяна СОКОЛОВА,
педагог-психолог,
г. Зеленогорск,
Красноярский край