Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2003


ДАЙДЖЕСТ

Л.В. Макшанцева

К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ТРЕХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ. Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2003. № 1. С. 60—67

Не всякий ребенок быстро и легко принимает резкую смену микросоциума. Например, Н.И. Гуткина (1995) замечает: если малыш от природы боязлив, не любит шумной большой компании детей, не умеет драться и «давать сдачи», то пребывание в ДОУ становится для него тяжким испытанием. Он не только не научается контактировать с детским коллективом, но, наоборот, еще больше замыкается в себе, переживая состояние психологического дискомфорта.
А.И. Захаров (1996), указывая на общие черты трудностей адаптации детей, подверженных невротическим расстройствам, отмечает, что у таких детей при помещении в ДОУ будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность), длящиеся по крайней мере несколько месяцев (особенно у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей). Возможны повышенная возбудимость, раздражительность, капризничанье, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые в домашней обстановке в качестве своеобразной разрядки психоэмоционального напряжения, сдерживаемого в детском саду.
Е.И. Рогов (1996) указывает, что для социальной дезадаптации (конфликтности) ребенку достаточно иметь хотя бы одну из комплекса перечисленных им психических (личностных) особенностей: отсутствие навыков общения; неадекватное оценивание себя в ситуации общения; высокие требования к окружающим (особенно если ребенок имеет уровень умственного развития выше среднего по группе); эмоциональная неуравновешенность; установки, препятствующие общению (например, готовность унизить собеседника, проявить свое превосходство, превратить общение в своеобразное соревнование); тревожность и боязнь общения; замкнутость.
В процессе адаптации обычно выделяют три стадии:
1) стадия тревоги, продолжающаяся от нескольких часов до двух суток и включающая фазы шока и противошока (на последней происходит мобилизация защитных реакций организма); 2) стадия сопротивляемости, характеризующаяся повышением устойчивости организма к различным воздействиям; 3) стадия либо стабилизации состояния (выздоровления), либо истощения.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Ингарон". ИНГАРОН® (капли в нос) — иммуномодулирующий препарат, который обладает универсально широким противовирусным спектром действия. Защитное и лечебное действие ИНГАРОНА® начинается сразу после всасывания в слизистую оболочку носовых ходов и вирусы гриппа не привыкают к данному препарату. В отличие от других противовирусных препаратов ИНГАРОН® эффективен на всех стадиях заболевания. Узнать подробную информацию, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.ingaron.ru/.

По видам адаптацию подразделяют на сенсорную (приспособительные изменения органов чувств, соответствующие действующему раздражителю), социальную (процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т.е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий) и психологическую.

Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА