Л.В. Макшанцева К
ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ТРЕХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К
ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ.
Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2003. № 1. С.
60—67
Не всякий ребенок быстро и легко принимает
резкую смену микросоциума. Например, Н.И. Гуткина
(1995) замечает: если малыш от природы боязлив, не
любит шумной большой компании детей, не умеет
драться и «давать сдачи», то пребывание в ДОУ
становится для него тяжким испытанием. Он не
только не научается контактировать с детским
коллективом, но, наоборот, еще больше замыкается
в себе, переживая состояние психологического
дискомфорта.
А.И. Захаров (1996), указывая на общие черты
трудностей адаптации детей, подверженных
невротическим расстройствам, отмечает, что у
таких детей при помещении в ДОУ будут
проявляться беспокойство, страх и депрессивные
реакции (заторможенность, вялость,
безучастность), длящиеся по крайней мере
несколько месяцев (особенно у детей с высоким
уровнем эмоциональной зависимости от родителей).
Возможны повышенная возбудимость,
раздражительность, капризничанье, упрямство и
негативизм, в полной мере выражаемые в домашней
обстановке в качестве своеобразной разрядки
психоэмоционального напряжения, сдерживаемого в
детском саду.
Е.И. Рогов (1996) указывает, что для социальной
дезадаптации (конфликтности) ребенку достаточно
иметь хотя бы одну из комплекса перечисленных им
психических (личностных) особенностей:
отсутствие навыков общения; неадекватное
оценивание себя в ситуации общения; высокие
требования к окружающим (особенно если ребенок
имеет уровень умственного развития выше
среднего по группе); эмоциональная
неуравновешенность; установки, препятствующие
общению (например, готовность унизить
собеседника, проявить свое превосходство,
превратить общение в своеобразное соревнование);
тревожность и боязнь общения; замкнутость.
В процессе адаптации обычно выделяют три стадии:
1) стадия тревоги, продолжающаяся
от нескольких часов до двух суток и включающая
фазы шока и противошока (на последней происходит
мобилизация защитных реакций организма); 2)
стадия сопротивляемости,
характеризующаяся повышением устойчивости
организма к различным воздействиям; 3) стадия
либо стабилизации состояния
(выздоровления), либо истощения.
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Ингарон". ИНГАРОН® (капли в
нос) — иммуномодулирующий препарат, который
обладает универсально широким противовирусным спектром действия. Защитное и
лечебное действие ИНГАРОНА® начинается сразу после всасывания в слизистую
оболочку носовых ходов и вирусы гриппа не привыкают к данному препарату. В
отличие от других противовирусных препаратов ИНГАРОН® эффективен на всех
стадиях заболевания. Узнать подробную информацию, цены и контакты Вы сможете
на сайте, который располагается по адресу: http://www.ingaron.ru/.
По видам адаптацию подразделяют на сенсорную
(приспособительные изменения органов чувств,
соответствующие действующему раздражителю), социальную
(процесс активного приспособления индивида к
условиям социальной среды, а также результат
этого процесса, т.е. способность изменить свое
поведение в зависимости от новых социальных
условий) и психологическую.
Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА |