ВСТРЕЧИ
В ПОЛУПУСТЫХ ЗАЛАХ
Мое пребывание среди немногочисленных
посетителей на Российском образовательном
форуме «Школа-2003» и общение с хозяевами стендов
дало свои результаты: я лишний раз убедилась в
том, что психология стала неотъемлемой частью
образовательного процесса (см. «Школьный
психолог», № 21, 2003).
Практически на каждом стенде, представляющем
систему образования региона, города или
отдельного учреждения, можно было найти
упоминание о работе психологов. О некоторых
интересных находках было рассказано в
предыдущем репортаже, сегодня — продолжение.
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ
Среди экспозиций отдельных образовательных
учреждений, представленных в Сокольниках, меня
заинтересовал педагогический лицей города
Дмитровограда Ульяновской области. Хотя, если
быть точным, полное название этого учреждения
звучит так: Федеральная экспериментальная
площадка «Муниципальное общеобразовательное
учреждение — педагогический лицей г.
Дмитровограда».
|
В развитии психологической
службы в Туве заинтересованы
как сами психологи и педагоги,
так и их руководители
|
Директор лицея заслуженный учитель
Российской Федерации Л.А. Носова рассказала мне о
своеобразии этого учебного заведения. Оно
состоит, прежде всего, в том, что здесь занимаются
допрофессиональным педагогическим образованием
— проводят довузовскую подготовку по трем
профилям: физико-математическому,
химико-биологическому и гуманитарному.
В старших классах проводится самое серьезное
изучение предметов психолого-педагогического
цикла по авторским программам. Эти программы
прошли экспертизу на кафедре педагогики
Ульяновского государственного педагогического
университета им. И.Н. Ульянова и проверены в
педагогических классах школ Ульяновской
области, в педагогическом лицее г. Пензы,
педагогическом училище № 2 г. Ульяновска,
педагогическом училище г. Сочи,
гуманитарно-эстетическом лицее г. Саранска.
Такие предметы, как «Основы педагогики» и
«Основы психологии», являются обязательными для
изучения, а «Практическая педагогика и
психология», «Культура семьи и семейных
отношений», «Основы самопознания и культуры
общения», «Становление и развитие навыков
самоанализа у старшеклассников» предлагаются
как курсы на выбор.
Обучающиеся по программе «Организация детского
досуга» проходят летнюю практику в одном из
детских лагерей в качестве вожатых. Они
самостоятельно разрабатывают различные игры,
творческие, деловые, развивающие программы.
За два года допрофессиональной педагогической
подготовки дети успевают понять специфику этой
деятельности, оценить свои возможности. Поэтому
они подходят к выбору будущей профессии вполне
осознанно. У лицея есть договор о сотрудничестве
с Ульяновским педагогическим университетом,
куда выпускники лицея поступают на льготных
условиях.
В беседе со мной Лидия Анатольевна особо
отметила, что цель работы педагогического лицея
не ограничивается только подготовкой будущих
педагогов. «Мы стремимся воспитывать и будущих
родителей», — сказала она.
Многие выпускники лицея выбирают дальнейшее
обучение по специальности «Психология» — эта
профессия в городе очень востребована.
Интересно, что в педагогическом лицее много
мальчиков. В этом году один из выпускников
вернулся сюда в качестве учителя математики и
информатики.
Есть в лицее и своя социально-психологическая
служба, в которую входят два психолога и
заместитель директора по социальным вопросам.
Поскольку в первый класс берут всех детей, то
есть здесь трудные ученики, нуждающиеся в
психологической поддержке.
Доверительные отношения между педагогами и
учениками поддерживаются за счет своеобразного
«почтового ящика», куда дети могут опустить
письмо и поделиться любой проблемой. «Иногда мне,
как директору, пишут о несправедливости кого-то
из учителей, — рассказывает Л.А. Носова. — Я
обязательно разбираюсь в этом. Причем стараюсь
делать это ненавязчиво. Я иду в класс, смотрю,
какая там атмосфера, встречаюсь с ребенком и
отслеживаю, снялась ли проблема».
В рамках курса «Основы самопознания и культуры
общения» старшеклассники вместе с психологом
тестируют младших детей, обрабатывают
результаты и выявляют проблемы.
Так была выявлена проблема дезадаптации в пятых
классах лицея. После этого не только психологи,
но и старшие ребята стали проводить там
специальные занятия, которые помогают детям
приспособиться к новым формам обучения.
ВОСПИТАНИЕ
В КОСТРОМСКОЙ ГЛУБИНКЕ
|
Н.Н. Шевелева убеждена,
что сельские школы
не должны уступать
городским
|
На стендах Костромской области мое внимание
привлекла экспозиция, посвященная
воспитательной работе, которая вот уже несколько
лет проводится в сельских школах. Ведущий
специалист департамента образования и науки
администрации Костромской области Н.Н. Шевелева
рассказала о том, что вопросы воспитания
решаются костромичами в рамках областной
программы «Сельская школа».
«Сейчас мы выходим на эксперимент по
реструктуризации сельских школ, связанной с их
укрупнением. Поскольку мы относимся к этому
очень осторожно, то решили попробовать сначала в
одном районе. Мы рассматриваем сельскую школу
как центр жизни, ведь там, где пропадает школа,
исчезает и сама деревня», — сказала Нина
Николаевна.
Каждая сельская школа имеет свою специфику. Так,
Ивановская средняя общеобразовательная школа
имеет статус образовательного центра. Здесь
обеспечивается высокий уровень знаний,
позволяющий сельским выпускникам продолжить
образование в вузе. Происходит это не только за
счет высокого уровня преподавания, но и за счет
возможности индивидуального обучения (при школе
есть учебно-консультационный пункт). И, что
необычно для сельских школ, здесь широко
применяется Интернет, а также создана система
дистанционного обучения по различным предметам
для небольших сельских школ.
Педагоги муниципальной основной
образовательной Марьинской школы видят цель
своей работы в воспитании грамотного,
культурного землепользователя, формировании
технологической культуры и умения работать в
новых экономических условиях. Среди
воспитательных задач выделяются подготовка
школьников к осознанному выбору профессии и
знакомство с лучшими традициями своего народа.
В Неверовской средней школе есть центр
социальной педагогики, где представлена система
психолого-педагогического сопровождения,
педагогический всеобуч и
социально-психологическая работа.
Нина Николаева рассказала, что хотя в
Костромской области понимают всю значимость
психологической работы, но иметь такого
специалиста в каждой школе пока нереально.
Проблема кроется в недостаточном
финансировании: «Если бы были средства, то
психологи обязательно работали бы во всех
школах, но сейчас у нас всего 173 психолога на все
образовательные учреждения области», — с
сожалением констатировала Н.Н. Шевелева.
«САЙЗЫРАЛ»
Единственным психологическим центром,
достойно представленным на выставке, был
Республиканский центр
психолого-медико-социального сопровождения
«Сайзырал» г. Кызыла. Директор центра В.В.
Полякова объяснила, что в переводе с тувинского
это значит «Развитие».
Свою задачу они видят в том, чтобы предупреждать
нарушения в поведении детей в самом широком
смысле этого слова — начиная с профилактики
социальной и школьной дезадаптации и кончая
работой с девиантными проявлениями у детей и
подростков.
Несмотря на то что центр был образован всего два
года назад, его коллектив работает очень
интенсивно. Своей деятельностью они уже успели
охватить более 15 тысяч учащихся, родителей и
учителей.
Кстати, это единственный подобный центр в Туве.
Он принадлежит Министерству общего и
профессионального образования Тувы, поэтому его
сотрудникам приходится работать по всей
республике. «У нас ежемесячно как минимум две
командировки», — рассказывает Виктория
Викторовна.
Структура центра включает в себя несколько
подразделений: психолого-педагогическую,
медицинскую, социально-правовую, методическую
службы и «телефон доверия».
Основным направлением деятельности
специалистов «Сайзырала» является
профилактическая работа с детьми и подростками.
Занимаясь деятельностью по предупреждению
распространения наркотиков, они пришли к выводу,
что работать только с детьми недостаточно: «Мы
начали разрабатывать комплекс психологического
сопровождения семьи, поскольку без ее активного
участия в судьбе ребенка результатов не
добиться. Появились и новые проблемы: в
республике резко возросло число суицидов, мы
создали программу мер по их предотвращению и
разработали методические рекомендации».
В центре созданы целевые группы для работы с
детьми группы риска. Особое внимание уделяется
работе в республиканской школе-интернате для
детей-сирот, школе для детей с девиантным
поведением, вечерней школе, куда направляют
детей, неугодных в общеобразовательных
учреждениях. Кроме того, в центр обращаются дети,
подвергшиеся различным видам насилия и
жестокого обращения.
Большой популярностью у подростков пользуется
служба «телефона доверия», где они получают
необходимую информацию. А те, кому нужна более
серьезная помощь и поддержка, приходят в клуб,
который называется «Открытое сердце».
Чтобы справиться с большим объемом работы, в
«Сайзырале» готовят волонтеров: подростков и
молодых людей, а также проводят специальное
обучение специалистов образовательных
учреждений, которые сами могли бы проводить
профилактическую работу с детьми.
Серьезной помехой в работе В.В. Полякова считает
то, что в Кызыле нет научных центров. Поэтому
сотрудники сами составляют методические
рекомендации на основе обобщения собственного
опыта работы.
Большой интерес у ребят вызывают организуемые
сотрудниками центра масштабные молодежные
акции. Год назад прошло мероприятие «Мир в наших
руках», где дети своим творчеством агитировали
за здоровый образ жизни. Сейчас готовится новая
акция «Спроси у детей!», во время которой
взрослые смогут выяснить мнение детей по ряду
вопросов: каким они видят свое будущее, свою
школу, город. На основе этих знаний будут
готовиться специальные программы.
Сотрудники центра работают в тесном контакте со
школьными психологами. Недавно был проведен
республиканский мониторинг, в ходе которого
выяснялось, сколько психологов в разных районах
республики и над какими проблемами они работают.
Его результаты будут представлены на
республиканской коллегии Министерства общего и
профессионального образования, где будет
выработан план мероприятий по развитию
психологической службы в системе образования
Республики Тува.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |