Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Социальная психология
школьного класса

Я.Л. Коломинский
Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003

С необходимостью изучения групповых взаимоотношений в классе школьный психолог сталкивается обязательно: кто-то делает это по собственной инициативе, а кто-то — по просьбе учителя, озабоченного участившимися конфликтами и ссорами между учениками. Обычно в таких случаях психолог обращается к социометрическому методу исследования, хорошо знакомому и доступному по процедуре проведения.
Автор книги, во-первых, убедительно показывает, что социометрия — далеко не единственный экспериментальный метод в области групповой психологии, и, во-вторых, знакомит с самостоятельной психологической дисциплиной — возрастной и педагогической социальной психологией. Их единство обусловлено тем, что изменение и формирование основных социально-психологических явлений происходит, в первую очередь, под влиянием педагогических воздействий.
При этом исследование внутригрупповых отношений выступает не самоцелью, а важной составляющей психолого-педагогического общения. По мнению автора, практический психолог не может ограничиваться объективной регистрацией тех или иных фактов и закономерностей, его усилия должны быть направлены на поиск педагогических условий возникновения желаемых характеристик общения.
Имя Я.Л. Коломинского хорошо знакомо психологам. Его первая книга «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе» (Минск, 1969) не потеряла своей актуальности и в переработанном виде фактически вошла в новое издание. Многие положения недавно увидевшей свет работы «Социальная педагогическая психология» (в соавторстве с А.А. Реаном) нашли отражение в нынешней публикации.
Книга состоит из содержательно связанных восьми глав, каждая из которых при этом представляет самостоятельный интерес. Поэтому вполне допустимо ознакомление не со всей книгой сразу, а с отдельными ее фрагментами. Хочется обратить внимание на практическую ценность глав «Методы изучения межличностных отношений» и «Психологическая структура школьного класса».
Не всякая книга по психологии может быть понятна и полезна педагогу. Эта книга, безусловно, будет интересна и психологам, и педагогам. «Учитель в школьном классе» — именно так называется одна из глав книги. Автор подчеркивает, что личные взаимоотношения между детьми опосредованы их совместной жизнью. Эти отношения можно изучить с помощью объективных методов (психология) и изменять посредством соответствующей организации совместной жизни и деятельности детей (педагогика).
Таким образом, идея психолого-педагогического взаимодействия является одной из основных в книге.
Было бы ошибочно рассматривать это издание как практическое пособие по социальной психологии. Автор излагает свое понимание содержания и цели деятельности практического психолога, работа которого должна быть направлена на психологическое образование и формирование психологической культуры учеников, родителей и всего населения.
Трудно не согласиться с автором, что ликвидация психологической неграмотности общества начинается с психологического образования школьников и психологической подготовки учителя. Носителем таких психологических знаний в школе выступает практический психолог.

Марина СТЕПАНОВА