Социальная психология
школьного класса
Я.Л. Коломинский
Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003
С необходимостью изучения групповых
взаимоотношений в классе школьный психолог
сталкивается обязательно: кто-то делает это по
собственной инициативе, а кто-то — по просьбе
учителя, озабоченного участившимися конфликтами
и ссорами между учениками. Обычно в таких случаях
психолог обращается к социометрическому методу
исследования, хорошо знакомому и доступному по
процедуре проведения.
Автор книги, во-первых, убедительно показывает,
что социометрия — далеко не единственный
экспериментальный метод в области групповой
психологии, и, во-вторых, знакомит с
самостоятельной психологической дисциплиной —
возрастной и педагогической социальной
психологией. Их единство обусловлено тем, что
изменение и формирование основных
социально-психологических явлений происходит, в
первую очередь, под влиянием педагогических
воздействий.
При этом исследование внутригрупповых отношений
выступает не самоцелью, а важной составляющей
психолого-педагогического общения. По мнению
автора, практический психолог не может
ограничиваться объективной регистрацией тех или
иных фактов и закономерностей, его усилия должны
быть направлены на поиск педагогических условий
возникновения желаемых характеристик общения.
Имя Я.Л. Коломинского хорошо знакомо психологам.
Его первая книга «Психология личных
взаимоотношений в детском коллективе» (Минск, 1969)
не потеряла своей актуальности и в
переработанном виде фактически вошла в новое
издание. Многие положения недавно увидевшей свет
работы «Социальная педагогическая психология»
(в соавторстве с А.А. Реаном) нашли отражение в
нынешней публикации.
Книга состоит из содержательно связанных восьми
глав, каждая из которых при этом представляет
самостоятельный интерес. Поэтому вполне
допустимо ознакомление не со всей книгой сразу, а
с отдельными ее фрагментами. Хочется обратить
внимание на практическую ценность глав «Методы
изучения межличностных отношений» и
«Психологическая структура школьного класса».
Не всякая книга по психологии может быть понятна
и полезна педагогу. Эта книга, безусловно, будет
интересна и психологам, и педагогам. «Учитель в
школьном классе» — именно так называется одна из
глав книги. Автор подчеркивает, что личные
взаимоотношения между детьми опосредованы их
совместной жизнью. Эти отношения можно изучить с
помощью объективных методов (психология) и
изменять посредством соответствующей
организации совместной жизни и деятельности
детей (педагогика).
Таким образом, идея психолого-педагогического
взаимодействия является одной из основных в
книге.
Было бы ошибочно рассматривать это издание как
практическое пособие по социальной психологии.
Автор излагает свое понимание содержания и цели
деятельности практического психолога, работа
которого должна быть направлена на
психологическое образование и формирование
психологической культуры учеников, родителей и
всего населения.
Трудно не согласиться с автором, что ликвидация
психологической неграмотности общества
начинается с психологического образования
школьников и психологической подготовки
учителя. Носителем таких психологических знаний
в школе выступает практический психолог.
Марина СТЕПАНОВА |