Технология ведения тренинга
К. Фопель
М.: Генезис, 2003
Реакция читателя на длинную серию книг одного и
того же автора, как правило, имеет легкий оттенок
иронии («Во дает! Написал-то сколько!»). Книгами К.
Фопеля издательство «Генезис» систематически
подпитывает нас вот уже несколько лет. Сначала
интерес нарастал, затем сменился недоумением,
так как стали очевидны повторы и в теории (что еще
нормально), и в инструментарии, столь обильно
представленном в методических пособиях этого
автора.
Действительно, одно и то же упражнение в
различных обертках могло повторяться даже в
одном издании, не говоря уже о книжках с разными
названиями. На самом деле это несильно подрывает
авторитет Фопеля, так как на фоне остальной
переводной литературы по тренингам и групповой
работе они все равно остаются заметным явлением.
Последняя книга — лишнее тому подтверждение.
Книга «Технология ведения тренинга» полностью
соответствует своему названию (факт
примечательный для отечественного книжного
рынка психологической продукции). Она обращена к
тренеру — ведущему групп и представляет собой
объемное, содержательно насыщенное руководство
по профессиональному самосовершенствованию.
Первая глава посвящена интерактивной игре как
основному средству тренинга. Ни в каком другом
издании вы не найдете столь полного описания
интерактивных игр, их возможностей и
ограничений, требований к их проведению. Это
необходимо в работе всем, кто создает сам и
использует существующие игры: ролевые,
моделирующие, дидактические.
Несколько глав посвящены личности ведущего и
навыкам, которыми ему необходимо овладеть.
Навыки не просто перечислены. Их описание
вплетено в общую теоретическую модель
жизнедеятельности и развития тренинговой
группы. Становится понятно, что и в какой именно
момент должен делать тренер.
Значительный по объему и содержанию раздел книги
— анализ затруднений, возникающих в процессе
работы. Автор очень кропотливо описывает
разнообразные ситуации, с которыми может
встретиться ведущий, объясняет их происхождение
и предлагает варианты решения проблемы.
Материал, который очень редко встречается в
подобных изданиях, — описание вида и сущности
различных интервенций, которые организует
тренер в отношении группы и ее отдельных
участников.
Логика изложения такова: проблема, которую я вижу
в работе группы или поведении участника, — мои
возможные реакции — техники, которые я могу
применить для изменения ситуации.
Есть и другой материал, посвященный собственно
групповому обучению, его отличиям (целевому,
технологическому) от психотерапии, этапам
развития группы и «болезням роста», которые
возникают на том или ином этапе.
Очень важная особенность — практически все
тезисы и обобщения автор подкрепляет
технологическими рекомендациями по принципу:
«Если вы столкнулись с такой-то ситуацией,
попробуйте сделать то-то». Очень грамотный и
профессиональный подход.
Вообще книга существенно выделяется на фоне
многочисленных переводных изданий, посвященных
тренерской работе, своей ясностью,
конкретностью, замечательным сочетанием
технологичности и образности изложения.
Автор много знает и понимает про
социально-психологическое обучение, но оно не
превратилось для него в банальную технологию.
Осталось место для творчества и таинства. Это
очень импонирует.
Марина БИТЯНОВА |