Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психотерапия детей и подростков

Под ред. Филиппа Кендалла
СПб., Питер, 2002

В общем потоке литературы по психотерапии, наводнившем книжный рынок в последние годы, книги, посвященные проблемам детской и особенно подростковой психотерапии и консультированию, составляют стабильное меньшинство, да и те, в основном, имеют явно клинический уклон. Хотя в нашей стране именно детские проблемы чаще всего являются поводом для обращения за психологической помощью, да и практическая психология в последнее десятилетие наиболее активно развивалась в сфере начального и среднего образования, где и работает сейчас большинство специалистов-психологов. Эти люди нуждаются в простом, понятном и надежном инструментарии для осуществления своей работы, и представляемая книга поможет освоить испытанные и технологичные методы психологической помощи.
Книга, в написании которой приняли участие 26 специалистов в области клинической психологии, психотерапии и консультирования из пятнадцати (!) университетов, клиник и центров помощи США и Австралии, имеет в англоязычном названии характерный подзаголовок, как всегда изящно «забытый» российским издателем: когнитивно-бихевиоральные процедуры.
Бедные американские коллеги! Если бы они знали, как у нас искажают их конкретные названия, они бы, наверное, очень удивились. (А ведь эти заголовки и подзаголовки не просто блажь, это профессиональный принцип: предельная ясность в том, чем ты занимаешься и что имеешь в виду.) Но наши издатели, видимо, по-прежнему считают, что в мутной воде рыбка крупнее, и продолжают напускать туману.
Однако вернемся к нашей книге. Несмотря на обилие авторов, она получилась цельной. Впрочем, когнитивно-поведенческий подход как раз и отличается от всех других своей четкостью и структурированностью.
В главе, открывающей книгу, описывается и обсуждается ведущая теория, на которую опирается работа с детьми и подростками. В ней также рассматриваются роль и стиль работы терапевта и проблема ожидаемых терапевтических изменений. В последующих главах излагаются конкретные подходы и процедуры помощи детям и подросткам при различных типах нарушений: психотерапия агрессивных детей, помощь в случае синдрома дефицита внимания и гиперактивности, лечение депрессии в детском и подростковом возрасте, помощь при тревожных расстройствах.
Особый интерес представляет глава «Управление гневом в детском и подростковом возрасте», в которой рассматриваются разные уровни проявления агрессии и гнева у детей и соответствующая модель терапии.
В последней части книги рассматриваются такие специальные вопросы, как когнитивно-поведенческие вмешательства при лечении детей с хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.), психологическая работа с подростками, а также проблемы оценки эффективности коррекционных и терапевтических программ и методов, применяемых при работе с детьми и подростками.
Язык, которым написана книга, имеет некоторый клинический акцент, но в целом является простым и доступным для любого специалиста. Еще одно достоинство книги — ее новизна: она написана в 2000 году и содержит достоверную картину современного состояния когнитивно-поведенческой психотерапии.

Александр ШАДУРА