Психотерапия детей и подростков
Под ред. Филиппа Кендалла
СПб., Питер, 2002
В общем потоке литературы по психотерапии,
наводнившем книжный рынок в последние годы,
книги, посвященные проблемам детской и особенно
подростковой психотерапии и консультированию,
составляют стабильное меньшинство, да и те, в
основном, имеют явно клинический уклон. Хотя в
нашей стране именно детские проблемы чаще всего
являются поводом для обращения за
психологической помощью, да и практическая
психология в последнее десятилетие наиболее
активно развивалась в сфере начального и
среднего образования, где и работает сейчас
большинство специалистов-психологов. Эти люди
нуждаются в простом, понятном и надежном
инструментарии для осуществления своей работы, и
представляемая книга поможет освоить испытанные
и технологичные методы психологической помощи.
Книга, в написании которой приняли участие 26
специалистов в области клинической психологии,
психотерапии и консультирования из пятнадцати (!)
университетов, клиник и центров помощи США и
Австралии, имеет в англоязычном названии
характерный подзаголовок, как всегда изящно
«забытый» российским издателем:
когнитивно-бихевиоральные процедуры.
Бедные американские коллеги! Если бы они знали,
как у нас искажают их конкретные названия, они бы,
наверное, очень удивились. (А ведь эти заголовки и
подзаголовки не просто блажь, это
профессиональный принцип: предельная ясность в
том, чем ты занимаешься и что имеешь в виду.) Но
наши издатели, видимо, по-прежнему считают, что в
мутной воде рыбка крупнее, и продолжают
напускать туману.
Однако вернемся к нашей книге. Несмотря на обилие
авторов, она получилась цельной. Впрочем,
когнитивно-поведенческий подход как раз и
отличается от всех других своей четкостью и
структурированностью.
В главе, открывающей книгу, описывается и
обсуждается ведущая теория, на которую опирается
работа с детьми и подростками. В ней также
рассматриваются роль и стиль работы терапевта и
проблема ожидаемых терапевтических изменений. В
последующих главах излагаются конкретные
подходы и процедуры помощи детям и подросткам
при различных типах нарушений: психотерапия
агрессивных детей, помощь в случае синдрома
дефицита внимания и гиперактивности, лечение
депрессии в детском и подростковом возрасте,
помощь при тревожных расстройствах.
Особый интерес представляет глава «Управление
гневом в детском и подростковом возрасте», в
которой рассматриваются разные уровни
проявления агрессии и гнева у детей и
соответствующая модель терапии.
В последней части книги рассматриваются такие
специальные вопросы, как
когнитивно-поведенческие вмешательства при
лечении детей с хроническими заболеваниями
(астма, диабет и пр.), психологическая работа с
подростками, а также проблемы оценки
эффективности коррекционных и терапевтических
программ и методов, применяемых при работе с
детьми и подростками.
Язык, которым написана книга, имеет некоторый
клинический акцент, но в целом является простым и
доступным для любого специалиста. Еще одно
достоинство книги — ее новизна: она написана в 2000
году и содержит достоверную картину
современного состояния
когнитивно-поведенческой психотерапии.
Александр ШАДУРА |