Руководство для детей,
у которых трудные родители
Жанна ван ден Брук
СПб.: Светлячок — Речь, 2001
Книга с вызывающим названием «Руководство для
детей...» на самом деле адресована совсем не детям
— редкий ребенок ее правильно поймет и оценит. А
вот родителям она может сослужить хорошую
службу. Хотя бы тем, что позволит увидеть самих
себя и свои педагогические усилия в неожиданном
ракурсе — глазами детей.
Ведь мы, взрослые, чего греха таить, слишком
самодовольны и считаем себя хорошими
воспитателями, даже если оснований к тому явно
недостаточно. Согласитесь: если ребенок чем-то
нас огорчает, то это, на наш взгляд, — его
проблема, и надо что-то с ним — таким
бессердечным, капризным, неблагодарным — делать!
А если вдуматься непредвзято, к чему призывает
нас мудрый французский психоаналитик, может
оказаться, что это мы сами либо предъявляем
ребенку неразумные требования, либо ждем от него
утоления наших амбиций, либо пытаемся с его
помощью разрешить собственные застарелые
проблемы...
С тонким юмором автор описывает
родителей-трудоголиков, родителей-неудачников,
родителей-врунов и еще множество узнаваемых
типов, в одном из которых читатель, положа руку на
сердце, узнает и себя. Кто-то, возможно, даже
обидится. Однако, по наблюдениям психологов, нас
обижают только те шутки, которые задевают наши
уязвимые места. Поэтому здравомыслящий читатель
долго обижаться не станет, а призадумается над
той долей правды, которая содержится в любой
шутке. Тем более что автор справедливо указывает:
«В воспитании самые важные моменты сопряжены не
с усиленным морщеньем лба, а с глубинными
душевными процессами, которые вполне могут
сопровождаться смехом».
Боюсь, правда, что книгу ожидает не слишком
блестящая судьба на книжном рынке. Дети, которым
она вроде бы адресована, покупать ее не станут —
где вы видели ребенка, идущего в магазин за
книгой о воспитании? Не купят и родители — ведь
многие из них готовы признать трудными
собственных детей, но никак не себя.
А вот психологу, которому по долгу службы
постоянно приходится вникать в нелегкие
перипетии родительско-детских отношений, книга
будет очень полезна (не говоря уже о том, что
многие из нас — сами родители, причем редко
безупречные).
Надо только отдавать себе отчет в том, какую
позицию занимает автор. К сожалению, о Жанне ван
ден Брук у нас ничего не известно, и из самой
книги, снабженной замечательным предисловием
переводчика, о ней также ничего узнать не
удается.
Аннотация, явно составленная наспех не слишком
компетентными издателями, гласит: «Известный
психоаналитик в своей книге по психологии и
тренингу раскрывает важную тему...» Похоже, автор
аннотации просто свалил в кучу все
«завлекалочки» — коли речь идет о
психологических аспектах воспитания, то тут вам
и психоанализ, и тренинг непременно.
На самом деле про тренинг в книге нет ни слова.
Оно и понятно — можете ли вы представить себе
тренера-психоаналитика? А вот сама
психоаналитическая ориентация автора сомнений
не вызывает, по крайней мере в своих главных
посылках.
Переводчик О. Кустова (кстати, нельзя не отдать
должное ее высокому профессионализму), оценивая
книгу в своем предисловии, справедливо
указывает: «Спектр реакций будет весьма широк —
от искреннего смеха до возмущения...»
Готов с нею согласиться. По крайней мере,
равнодушным книга никого не оставит.
Сергей СТЕПАНОВ |