ОБРАЗ КОРОЛЕВСТВА
Первый вариант упражнения «Образ
внутреннего мира» проводится на одном из занятий
тренинга развития профессионального
педагогического самосознания в блоке,
посвященном осознанию учителями личностных
особенностей.
От ведущего требуется владение техникой
проведения медитаций-визуализаций и соблюдение
при этом правил психологической безопасности.
Первый этап упражнения проводится на фоне
релаксационной музыки (я, например, использую
аудиокассету с записями саксофонной музыки и
медленного джаза).
Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем
занятии им предстоит работать с образами
фантазии, и просит сесть поудобней. При желании
можно закрыть глаза. Требовать обязательно
закрывать глаза при проведении
медитаций-визуализаций, как мне кажется, совсем
необязательно. Многие люди могут прекрасно
вызывать яркие зрительные образы с открытыми
глазами. А кроме того, у некоторых участников
закрывание глаз вызывает повышенную тревогу.
Ведущий. Мы педагоги. Мы умеем
общаться и взаимодействовать с детьми. Мы умеем
строить взаимоотношения с ними и пытаемся понять
их. Мы имеем навыки взаимодействия со своими
коллегами-учителями и постоянно заботимся о том,
чтобы результат такого взаимодействия был
максимально полезным и для них и для нас.
Что же так помогает нам в этом? Чему мы обязаны
тем, что у нас получается это взаимодействие? В
чем причины того, что порой у нас возникают
трудности и проблемы с учениками и коллегами?
Может быть, дело в том, что основой и важнейшим
источником наших слов и поступков является наш
собственный внутренний мир? Ведь у каждого из нас
есть то самое загадочное ядро, наша сердцевина,
скрытая от всех других людей, которое называется
внутренним миром. Именно там, во внутреннем мире,
сосредоточены все наши психологические
богатства, все наши возможности и все наши
ограничения.
Очень важно узнать, как выглядит наш внутренний
мир. Однако сделать это очень непросто. Ведь он
недоступен прямому наблюдению. Какой же он — наш
внутренний мир?
Может быть, он похож на огромную страну, на
территории которой есть и высокие горы,
взметнувшие вершины к облакам, и моря, скрывающие
в своих глубинах удивительные тайны, и леса,
наполненные диковинными существами, и луга,
поросшие чудесными цветами и травами. Может быть,
там есть города, в которых живут и люди и звери, и
короли и волшебники, и ученые мудрецы и
легкомысленные паяцы...
А может быть, наш внутренний мир просто похож на
какой-то предмет? Например, на волшебный сосуд
или хрустальный шар? А может быть, это просто
музыка и танец или водопад с разноцветными
струями?
Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть
появится у каждого из вас тот образ внутреннего
мира, который будет только вашим собственным и
будет отражать то, каким захочет предстать перед
вами ваш уникальный и единственный, но такой
многоликий внутренний мир...
Примерно минуту участники группы сидят в тишине,
после чего ведущий снижает громкость музыки, а
затем и полностью выключает ее.
Ведущий. А теперь откройте глаза. Не
делайте резких движений. Не торопясь, медленно
смените позу. Можно потянуться.
На столах лежат листы бумаги и краски. Не
разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к
столам. Попробуйте отразить в рисунке тот образ
вашего внутреннего мира, который родился в
процессе выполнения только что проведенного
упражнения. Время на рисование — примерно
пятнадцать минут.
На время рисования ведущий снова включает
музыку. За минуту до конца отведенного времени
ведущий просит участников завершить свои работы.
Впрочем, если позволяет время, предпочтительней
дать каждому завершить свой рисунок, уделив ему
столько времени, сколько участник посчитает
нужным. Остальные, вернувшись со своими
рисунками в круг, ожидают завершения работы
своих коллег.
Обсуждение рисунков не следует превращать в их
интерпретацию и оценку. Лучше сразу предупредить
об этом участников. Все «художники», держа свои
рисунки в руках, молча предъявляют их другим
членам группы. Ведущий просит участников выбрать
среди рисунков своих коллег те, которые кажутся в
чем-то похожими на их собственные или даже просто
созвучными по тематике, по настроению.
Участники сообщают о своих выборах и коротко их
поясняют. У них также есть возможность задать
друг другу вопросы относительно каких-то
аспектов или деталей изображения, уточнить,
правильно ли понят образ на рисунке.
По желанию участники комментируют свои рисунки и
рассказывают об ощущениях, возникших по ходу
выполнения этапов упражнения — во время
медитации-визуализации и во время рисования. В
большой группе, видимо, не является необходимым
настаивать на высказываниях всех членов группы.
Пусть выскажутся те, кто посчитает это нужным.
Сам процесс выполнения описанной работы имеет
большое развивающее значение для участников
тренинга.
Второй вариант этого упражнения можно
было бы назвать «Королевство Внутреннего Мира».
Его рекомендуется применять в работе с
подростками и старшеклассниками. Впрочем, как
показывает опыт, и для взрослых опыт участия в
этом упражнении бывает весьма значимым.
Начало процедуры аналогично описанному выше.
Однако инструкция звучит несколько иначе.
Ведущий. В каждом из нас есть особый
мир — уникальный, непохожий на другие миры. Его
можно представить как волшебное Королевство,
раскинувшееся на огромной и разнообразной по
ландшафту территории. В этом Королевстве есть
высокие неприступные горы, зеленые долины и
густые леса, есть глубокие моря, наполненные
скрытой от глаз жизнью, и луга, изобильно
усеянные необычайными цветами, есть степи и
пустыни, есть бурные реки и чистые озера. И
конечно, на территории каждого из наших
Королевств Внутреннего Мира есть города и
поселки, в которых живут удивительные создания —
не только люди, но и другие существа, умные и
глупые, злые и добрые.
Среди жителей Королевства Внутреннего Мира
можно встретить ремесленников и ученых,
волшебников и шутов, воинов и земледельцев. Есть
и властитель этого Королевства, управляющий
разношерстным населением и живущий в
великолепном дворце. Есть преданные слуги
властителя, и есть существа, спрятавшиеся далеко
от его зоркого ока и не желающие ему подчиняться.
Разные события происходят в нашем Королевстве
Внутреннего Мира — и радостные, и грустные, порой
веселые, порой трагичные. Ни на минуту не утихает
жизнь на территории Королевства. Даже когда
властитель отдыхает, его вечный оппонент и
претендент на трон пытается оказать влияние на
жизнь Королевства.
Границы нашего Королевства Внутреннего Мира не
являются четко обозначенными, они могут сужаться
и расширяться. Иногда наше Королевство начинает
враждовать с соседними Королевствами и даже
вступать в вооруженные конфликты. И как всякие
войны, такие конфликты приносят только бедствия
и трудности жителям Королевства.
Каждый из нас — задумывается он об этом или нет —
хочет, чтобы его Королевство Внутреннего Мира
процветало и развивалось, чтобы было поменьше
ссор и конфликтов и на границах Королевства и
внутри него. Каждый из нас желает своему
Королевству гармонии и радости. Нам надо помнить,
что во многом это зависит от нас самих...
По аналогии с первым вариантом и с соблюдением
тех же правил происходит рисование участниками
своего Королевства Внутреннего Мира и
обсуждение рисунков. Однако упражнение не
завершается обсуждением, а имеет свое
продолжение.
Ведущий. На некоторых ваших рисунках
присутствуют различные существа, на других
изображений живых существ нет. Я прошу вас
подумать, кто из таких созданий мог бы оказаться
среди жителей вашего Королевства Внутреннего
Мира. Пожалуйста, нарисуйте (или найдите среди
уже нарисованных) одно существо, которое
отражало бы какой-либо положительный аспект,
какую-либо позитивную сторону вашего
внутреннего мира, и еще одно — такое, которое
отражало бы негативный аспект, отрицательную
сторону вашего внутреннего мира. Придумайте
названия каждому их этих существ.
После того как задание выполнено, ведущий просит
всех участников назвать те позитивные и
негативные существа, изображения которых
появились на рисунках Королевств. Дальнейшую
работу можно организовать по-разному, в
зависимости от количества участников группы.
Если число участников невелико (до шести
человек), то им всем предлагается сочинить общую
сказку, в которой действовали бы только что
придуманные персонажи. При этом необязательно
включать в сказку двух персонажей от каждого.
Участник может предложить одного — либо
позитивного, либо негативного. Если группа
достаточно многочисленна, то можно разбить ее на
подгруппы по пять-шесть человек и предложить не
просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.
Время на работу — не менее тридцати минут.
После того как участники расскажут сочиненную
сказку или представят свои мини-спектакли,
организуется обсуждение. Во всех случаях стоит
обсудить следующие вопросы:
Какие образы родились у вас во время
фантазирования на тему «Королевство Внутреннего
Мира»?
Увидели ли вы что-нибудь неожиданное в своем
Королевстве?
Можете ли вы сказать, что символизировали
придуманные вами существа, которые отражали
негативные и позитивные аспекты вашего
внутреннего мира?
Как проявили себя эти существа в созданных вами
сказках?
В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
Трудно ли вам было объединить эти существа из
Королевств Внутреннего Мира в едином сюжете
сказки?
Как вы справились с трудностями?
Какие чувства вы сейчас переживаете?
Что бы вы хотели сделать с этими существами? Если
желание явное и сильное — сделайте это!
Какие ощущения испытываете сейчас?
Следует заметить, что второй вариант
упражнения значительно более эмоционально
насыщен и может носить психотерапевтический
характер. Ведущему нужно иметь хотя бы
минимальные навыки психодраматиста или
гештальт-терапевта.
Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук |