Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2003


НОВОСТИ

СОЧИ
(Краснодарский край)

19 марта в городском ПМС-центре состоялась встреча школьных психологов
с психотерапевтом О.В. Диановой из Москвы

Ольга Вячеславовна рассказала о новом методе «системных расстановок», который совсем недавно появился в арсенале психотерапевтов столицы. Автор метода Берт Хеллингер — представитель интегративного семейного направления, в котором единицей является не отдельная личность, а семья.
Чем же может заинтересовать этот метод школьных психологов?
Первое, самое заметное отличие от всех знакомых нам методов, это возможность проведения терапии в короткие сроки.
О.В. Дианова, которая была участницей семинара Хеллингера в Москве, привела его слова о том, что этот метод — «самая ультракороткая терапия в мире». Весь психотерапевтический процесс состоит из одного сеанса!
Единственное условие его проведения — наличие небольшой группы (6—8 человек). Клиент коротко рассказывает о своей проблеме, потом по предложению психотерапевта выбирает из группы людей, которые будут играть роль основных участников конфликта. Свою роль он также поручает кому-нибудь из группы. И почти все время наблюдает процесс со стороны. Это второе отличие от известных методов.
После того как клиент расставил членов группы по своему желанию, начинается какое-то мистическое действо, суть которого не может объяснить даже сам Хеллингер! Участники погружаются в переживания и эмоции совершенно чужих людей как в свои собственные.
Я сама играла чужую роль и была потрясена, когда вдруг ощутила, что ревную «сына» к «отцу», чувствую неприязнь к «мужу», и все эти чувства охватывали меня каждый раз, когда кто-то из «моих родственников» делал всего лишь шаг в сторону от меня.
Нам повезло. Мы не только услышали о новом для нас методе, но и увидели, как он работает. После того как Ольга Вячеславовна познакомила с основами метода, она показала нам расстановку, предложив кому-то из психологов поработать со своей проблемой. Удивительно, но через 40 минут участница, которая работала в качестве клиента, по ее словам, уже знала, что ей теперь делать. Кроме того, у нее наблюдались все признаки хорошей терапии — снятие напряжения, улучшение настроения.
О.В. Дианова показала высокую компетентность и мастерство. Мы решили учиться этому методу. Кроме психологов в группе, которая, как мы надеемся, начнет работу осенью, обучаться будут и психотерапевты города.

Ирина СЕМИНА,
педагог-психолог СОШ № 25,
г. Сочи