Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2003


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ,
КОГО ПРИРУЧИЛ...

Что урок психологии может дать старшеклассникам? Что должен дать?
Преподаватель, приходя на занятие, хочет максимальной отдачи. Наверное, многим знакомо это ощущение, когда тщательно прислушиваешься к классу, стараясь уловить, насколько то, что ты здесь с трепетом произносишь, находит отклик в душах ребят? Насколько это нужно, интересно, актуально?
Чтобы учение было плодотворным, чтобы преподаватель психологии действительно, а не формально выполнял свою миссию, стоит направить усилия на то, что определяет специфику этого возраста.

Как найти себя

В этом возрасте перед молодыми людьми встает проблема выбора дальнейшего жизненного пути. Впервые — достаточно самостоятельного. Пусть многие родители осуществляют этот выбор за своих детей, ответственность за то, что будет с ними дальше, все равно лежит именно на выпускниках, и только на них. Осуществить собственный выбор, не разочаровать близких и самому избежать разочарования — очень трудно.
К сожалению, реальность такова, что выпускник в наше время является для родителей объектом капиталовложения. Курсы, индивидуальные занятия с преподавателями требуют огромных финансовых затрат. В человека вкладывают, надеясь, что это окупится. И это, безусловно, является дополнительным стрессогенным фактором для детей. У мальчиков особую остроту проблеме добавляет угроза армии.
И такой прессинг начинается все в более и более раннем возрасте. Ребенок превращается в машину по подготовке к экзаменам. Он не имеет права на личные переживания, на обиды и разочарования, на первую любовь, наконец. «Вот поступишь, тогда...», «Тебя сейчас ничего не должно интересовать, кроме экзаменов...» — объясняют заботливые родители. Как будто чувства и переживания можно отложить на потом!
Молодой человек, у которого столько обязанностей и обязательств перед окружающими и пока еще нет никаких прав, остро ощущает собственную несвободу.
Может быть (хотелось бы в это верить), именно педагог-психолог на занятии подскажет, как найти себя, признать право на существование своих эмоций и справиться со всем этим. Причем я не имею в виду непосредственно терапевтическую работу на уроке. Самое главное — ученики должны научиться думать.
Мне хотелось бы привести выдержку из сочинения одного из наших учеников, которая как нельзя лучше раскрывает мою мысль (здесь и далее цитирую сочинения выпускников Школы юного психолога МГУ «Об идеальном занятии»):
«...Я бы попытался уделить больше внимания осознанию психической реальности человека. То есть не только обзору психологических представлений, направлений и понятий, но и непосредственному применению их.
Речь идет не столько об эффективных психотехниках, сколько о представлении о своей психике как о чем-то текучем, изменяемом, реальном и, в первую очередь, как о том, на что можно воздействовать самому. То есть психика — это не что-то неизменное, данное тебе от рождения («Я такой», «Не могу не волноваться», «Я раздражаюсь»), но что-то, с чем можно реально работать и иметь дело.
И важнее всего здесь не системы, преследующие конкретные цели, предназначенные для получения определенного психотерапевтического эффекта, а тренинги, упражнения, дающие возможность почувствовать себя, осознать, отрефлексировать, установить контакт с другим, попытаться изменить свою модель поведения в семье, с друзьями. Упражнения, подталкивающие к пониманию себя самого, помогающие прикоснуться к психологическим реалиям, как-то: телесность, психологические типы, отношения с близкими—дальними, собственные сны, наконец...»
Таким образом, в данном случае терапевтический результат является скорее побочным, но очень важным продуктом.

Растущее самоуважение

Кроме того, старшеклассник, который учится размышлять о вечных проблемах, который умеет соотнести свои мысли с мыслями великих людей, постепенно развивает чувство собственного достоинства, начинает понимать, что он не одинок в своих душевных метаниях.
Для того чтобы добиться подобного результата, при проведении занятий нужно как можно больше опираться на активность учащихся. «...Занятие проходило «на ура», если было наполнено доступными примерами, рассчитано на наш уровень, содержало и подразумевало обратную связь, активность слушателей (упражнения, высказывание собственного мнения)».
Я думаю, что занятия по психологии должны строиться с учетом «зоны ближайшего развития» старшеклассника, с учетом специфики этого возраста, реальных проблем и запросов.
Итак, зона ближайшего развития — особый диапазон трудности заданий, с которыми ребенок не может справиться в данный момент, но может справиться в присутствии взрослого, с его помощью.
Хочется определить круг тех трудных задач, решение которых психолог-педагог может помочь найти старшекласснику.

1. Выбор профессии

Имеется в виду не только собственно профконсультирование, но и в целом помощь молодому человеку при осознании себя как будущего профессионала. То есть не только выяснить, к чему у человека есть способности и интересы, но и показать те реальные последствия, которые тот или иной выбор за собой повлечет.

2. «Я и другие»

— Взаимоотношения в семье.
— Взаимоотношения в группе сверстников.
— Взаимоотношения с учителями.
— Взаимоотношения с противоположным полом.

Противоречивые позиции

Первое время меня очень смущало, что, проводя в конце занятий обратную связь, я сталкивалась с самой противоречивой информацией. Кому-то было мало теории, кому-то, напротив, чересчур много. Кто-то жаждал фактов, дат и цифр и возмущался «глупыми играми», для кого-то именно в играх было счастье, а теория нагоняла сон («Чего я хочу? Прыгать, кричать, общаться. Чтобы успокоить совесть, можно написать в тетрадке несколько непонятных терминов...»).
Кто-то замыкался в себе и своей непризнанности, непонятности для других. Кто-то, наоборот, при каждом удобном и неудобном случае демонстрировал свою особенную точку зрения.
Кто-то уже серьезно нацелен на будущую профессию, тщательно отсеивая то, что, по его мнению, в жизни не пригодится. Кто-то находится в подвешенном состоянии, особенно ничем не интересуется, ко всему равнодушен.
Когда я пыталась как-то подстроиться под вкусы одних, неизменно вызывала недовольство других. И вообще после занятия возникало стойкое ощущение провала. Самым лучшим оказалось комбинированное занятие, такое, чтобы и попрыгать и призадуматься можно было.
Постепенно ко мне приходило понимание аудитории: устали, зевают, значит — нужно дать разминку. Лучше всего такую, о которой можно будет потом поговорить в контексте обсуждаемой темы. Если обсуждение слишком затянулось и одно и то же повторяется по кругу, нужно взять инициативу в свои руки и самой подвести итог, выделив основную мысль.
«...Вообще говоря, дело не в теме занятия, а в подаче материала, красочности и образности примеров. Интересна живая, реальная практическая тема, но скучна «сухая», академическая...»
Особенно важно чередование заданий в самом начале работы с классом, когда старшеклассники еще не привыкли долго размышлять над какой-либо проблемой, высказывать свое сокровенное мнение перед всеми.
«...Самые запомнившиеся занятия — в первую очередь, те, что связаны с моей конкретной подростковой жизнью, с моими проблемами: отношения в семье, подростковые кризисы, отношения в молодежных группах, в школе, на улице; чисто человеческие отношения: любовь, привязанность, дружба, симпатия, ненависть и др.»
О себе поговорить, обсудить то, что тебя особенно волнует, интересно, но и страшно. Особенно в классе, где не очень-то было принято доверять друг другу.
Преподаватель должен позаботиться о создании и сохранении на уроках доверительной атмосферы, должен быть предельно аккуратным в словах и поступках, соблюдая морально-этические нормы даже в малом. Если ученикам, например, дается задание письменно ответить на какой-то вопрос, стоит заранее оговорить, будет ли это зачитываться вслух при всем классе, или преподаватель не станет разглашать содержание ответов.

Не только учить, но и учиться

Вскоре я и для себя открыла такую нехитрую истину, что преподавателю тоже нужно постоянно самосовершенствоваться, пробовать новое и ни в коем случае не быть равнодушным, не рассказывать о том, что неинтересно самому.
«...Необходимо со-трудничество, со-творчество вместе с теми, кто приходит на занятия».
Мы не только учим, но и учимся. Я испытываю особую благодарность к своим первым ученикам, которые имели наглость, возможно в силу небольшой разницы в возрасте (я была на втором курсе), делать мне замечания, выказывать свое недовольство, поправлять меня.
Если преподаватель выбирает для урока
серьезную, вызывающую глубоко личные переживания тему, он должен с особой точностью распланировать время и сделать так, чтобы занятие было не только в срок окончено, но и смыслово завершено, чтобы старшеклассники не уходили «в растрепанных чувствах». В противном случае обсуждение может вызвать у учащихся негативные переживания.
«Я помню, как однажды присутствовал на занятии по теме суицида среди подростков. Я вечером не мог есть. Не хочу, чтобы это было с кем-то еще...»
Проводя после сложных занятий «обратную связь» спросите, с каким чувством выходят с урока ученики. И в том случае, если вы замечаете чью-то растерянность, подавленность или какое-то другое проявление душевного дискомфорта, постарайтесь уделить внимание этому ученику и окажите ему поддержку, завершите разговор в позитивных тонах.
Подводя итог, мне хотелось бы подчеркнуть, что кроме тех психологических знаний, которые старшеклассники приобретают на уроке, есть еще один очень важный результат, которого стоит добиваться. Это развитие у учащихся умения думать, анализировать, соотносить свою жизнь с книгами и жизнью других людей.
Для примера привожу одно из занятий со старшеклассниками. Его тема — «Ответственность».

ЗАНЯТИЕ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
ПО ТЕМЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Эта тема очень актуальна для учеников старших классов. Важно раскрыть взаимосвязь таких категорий, как свобода и ответственность, так как конфликты в этом возрасте чаще всего связаны именно с тем, что человек хочет быть свободным, но не осознает ответственности. Более того, ответственность кажется признаком детского поведения, а «свобода» — взрослости.

Цель
Дать участникам возможность задуматься над проблемой ответственности, познакомить их с тем, как этот вопрос освещен в психологии, философии и литературе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка
Все участники разбиваются на пары. Для выполнения задания понадобится несколько полосок ткани или шарфиков — из расчета по одному на пару.
Один из игроков завязывает другому глаза. Когда все готовы, ведущие (с открытыми глазами) должны повести ведомых (с завязанными глазами) на своеобразную экскурсию. Все действия выполняются молча. Ведущий должен аккуратно провести ведомого по классу, давая потрогать встречающиеся предметы, усадить на стул, затем подвести к другой паре. Установить «диалог рук» с ведомым другой пары.
Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники меняются местами.

Обсуждение
Психолог предлагает ответить на вопросы:
Что я чувствовал, когда меня водили по классу?
Что я чувствовал, когда сам был ведущим?

Скорее всего, ответы на первый вопрос будут связаны с тем, насколько уверенно чувствовал себя участник «в руках» напарника, насколько у него формировалось доверие к нему. Можно продолжить опрос:
С чем это может быть связано?
С какими качествами ведущего?

Возможные варианты ответа: надежный (ненадежный), аккуратный (или нет), внимательный и т.д.
При ответе на вопрос «Что я чувствовал, когда сам был ведущим?» скорее всего появится слово «ответственность» или другие, близкие по смыслу слова и выражения.
Психолог может подчеркнуть, обобщая сказанное, что в игре, как и в жизни, приятнее иметь дело с ответственными людьми, с теми, на кого можно положиться.

Формулирование понятия
После короткого обсуждения психолог раздает всем участникам занятия листочки и предлагает в течение 3 минут подумать и написать на них определение понятия «ответственность». (Оговаривается, что написанное будет прочитано вслух.)
Определения зачитывает психолог или просит каждого учащегося прочесть свое определение. Когда все определения зачитаны, психолог может обобщить сказанное, совместно с классом придумать формулировку, составленную из наиболее точных выражений.
Здесь же для сравнения можно привести определение из словаря:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. Чувство ответственности. Нести ответственность за что-нибудь. Привлечь к ответственности (заставить отвечать за плохой ход дела, за проступки; офиц.). Возложить ответственность на кого-нибудь (офиц.). Под вашу ответственность (отвечать будете вы).

ОТВЕТСТВЕННЫЙ
1. Несущий ответственность. Человек, ответственный за порядок.
2. Облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами. Ответственный редактор. Ответственный по вахте.
3. Имеющий высоко развитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям.
4. Существенно важный, очень серьезный.

Беседа

Психолог. Какие вы можете вспомнить устойчивые словосочетания со словом ответственность? Какой смысл в них вкладывается?
Сделайте вывод, касающийся того, какие определения придают термину положительную, а какие отрицательную окраску.
«Ответственность» — один из ключевых терминов экзистенциальной философии и психологии.
Приверженцы этого направления занимаются феноменами, которые внутренне присущи всему живому, человеческому, существующему. Определенные проблемы являются фундаментальными по самой природе нашего бытия, и их нельзя игнорировать, отбрасывать, оставлять без объяснения или сводить к тривиальности.
Экзистенциалист воспринимает человека как единственного, неповторимого и незаменимого. Все остальные акценты так или иначе связаны с ценностью индивида. Первое, чему придается особое значение, — свобода. Свобода, сознание и рефлексия — то, что отличает человека от животного. Но свобода подразумевает ответственность. Каждый человек в ответе за свой выбор, за действие, за то, чтобы быть самим собой.
Как вы думаете, почему экзистенциалисты считают, что свобода подразумевает ответственность? Согласны ли вы с этим утверждением?
Подводя итог сказанному, психолог может привести такой, близкий всем пример:
Если вы вовремя сообщаете родителям, где находитесь и в котором часу вернетесь, если вы всегда пунктуальны и сдерживаете свои обещания (то есть ответственны за свое поведение), то вы будете ощущать себя более свободным и взрослым человеком, чем если вы выходите на полчаса и возвращаетесь часов через пять — к скандалу с родителями.
С другой стороны, известно, что маленькие дети страдают, если взрослые их ничем не ограничивают. Человек нуждается в жизненных ориентирах — он волен подчиняться или не подчиняться правилам, но при полном отсутствии правил он чувствует себя беззащитным, потерянным.
Человек, избегающий ответственности, рано или поздно оказывается в ловушке собственной несвободы. Он вынужден приписывать ответственность за свои действия кому-либо или чему-либо извне и настолько погружается в это состояние, что неспособен на самостоятельный поступок.
Вспомните короля из сказки Е. Шварца «Обыкновенное чудо», который все свои недостатки сваливал на предков: «Я человек начитанный, совестливый. Другой свалил бы вину за свои подлости на товарищей, на начальство, на соседей. На жену. А я валю на предков, как на покойников. Им все равно, а мне полегче. Отвечать самому, не сваливая вину на ближних за все свои подлости и глупости, — выше человеческих сил! Я не гений какой-нибудь. Просто король, какими пруд пруди».
Иногда такое поведение приводит к клиническим проявлениям.
Известный психолог Ирвин Ялом приводит такую типологию клинических проявлений избегания ответственности:

1. Компульсивность. Существование под властью некоторой силы. В романе «Галапагос» писатель Курт Воннегут смотрит на наш мир из отдаленного на миллион лет будущего. С этой позиции становится ясно, что нашим мозгом будто бы управляет некоторая внешняя сила:
«Извинения за оплошности мозга были в те далекие годы связующим элементом всех разговоров: «Извиняюсь», «Прошу прощения», «Надеюсь, что я вас не обидел», «Не могу поверить, что я это сделал», «Это произошло так внезапно, что я даже не успел подумать», «Со мной этого больше не случится», «Я этого себе никогда не прощу», «Я не знал, что это может вас задеть» и т.д. и т.п.»
2. Перенос ответственности. Многие люди избегают личной ответственности, перенося ее на другого. Особенно распространен этот маневр в психотерапевтической ситуации: клиент всеми способами пытается вынудить терапевта взять ответственность за ситуацию на себя. («Вы обещаете, что так будет?», «Если я сделаю, как вы велите, все будет хорошо?»)
3. Отрицание ответственности: невинная жертва. Индивид отрицает ответственность путем ощущения себя невинной жертвой событий: «Сегодня все было против меня: сломался автобус, ушел поезд, остановились часы». Вполне вероятно, что так оно все и было, но это не повод, чтобы снимать с себя ответственность. Это ВЫ сегодня опоздали и последствия этого скажутся на ВАС, а не на автобусе, поезде и часах. Впрочем, и там своя ответственность, только вас это не коснется.
4. Отрицание ответственности: потеря контроля. Прекрасный способ — временно оказаться «не в своем уме»: «Меня так разозлили, что я сам не понимал, что говорю...»

Психолог. Вспомните, приходилось ли вам сталкиваться с явлениями, подобными тем, о которых мы говорили?
Рассказывая об ответственности, можно посоветовать учащимся прочесть рассказ о летчике Гийоме (А. Сент-Экзюпери. «Планета людей») или зачитать на уроке отрывки из него.
Самолет Гийоме совершил вынужденную посадку в горах. Неделю летчик боролся за жизнь, выбираясь из котлована к вершине. Ему ничего не стоило замерзнуть в снегах — смерть избавила бы его от нечеловеческих мук, но он знал, что его ждут, ищут и надеются найти живым. Вперед его гнала мысль, что жене оплатят за него страховой полис, только если его найдут.
Вот что пишет Сент-Экзюпери: «Его величие — в сознании ответственности. Он в ответе за самого себя, за почту, за товарищей, которые надеются на его возвращение. Их горе или радость у него в руках. Он в ответе за все новое, что создается там, внизу, у живых, он должен участвовать в созидании. Он в ответе за судьбы человечества — ведь они зависят и от его труда».

Обратная связь
Все участники отвечают по очереди на вопрос: «Что мне показалось наиболее интересным на сегодняшнем занятии?»

Домашнее задание
Ответьте письменно на вопросы:
Как вы понимаете слова Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
Чувствуете ли вы ответственность как груз?
С какого возраста, по вашему мнению, человек может или должен нести ответственность?
Безответственный человек. Можно ли назвать его свободным?
За что вы чувствуете ответственность сегодня?

Ольга ШЕВНИНА,
научный сотрудник
Психологического института РАО