|
РАЗРЕШИТЬ ИЛИ ЗАПРЕТИТЬ
О готовности детей к школьному обучению
|
Уважаемая редакция!
В нашем городе ваша газета пользуется
непререкаемым авторитетом среди школьных
психологов. Берем на вооружение советы,
предложения, обмениваемся мнениями на
методических объединениях с коллегами, обсуждая
статьи. Честно говоря, в Беларуси нет толкового
профессионального издания для
педагогов-психологов, поэтому «Школьный
психолог» пользуется большой популярностью.
Коротко о себе: закончила педагогический
факультет Брестского педагогического института
и Санкт-Петербургскую академию государственной
службы (специальность — социальная работа с
населением и персоналом, квалификация —
практический психолог). В школе работаю
шестнадцатый год, сначала была учителем
начальных классов, сейчас — педагог-психолог в
средней школе № 26 г. Бобруйска.
Я постоянно сталкиваюсь с проблемой оценки
готовности детей к обучению в школе. Споры вокруг
этой проблемы не утихают много лет. Разрешить или
запретить диагностику? В каком виде разрешить?
Диагностировать поверхностно или глубоко? Какие
параметры исследовать? Что делать с полученными
результатами? Вопросов по-прежнему довольно
много у школьных психологов и учителей.
Ваша газета много раз возвращалась к этой
проблеме. Она волнует и меня. Я предприняла
попытку проанализировать критерии готовности
детей к школьному обучению в своей статье,
которую и предлагаю вашему вниманию.
ЧЕТКИЙ АНАЛИЗ
Психологическая готовность к школьному
обучению — одна из важнейших проблем детской и
педагогической психологии. От ее решения зависит
как построение оптимальной программы воспитания
и обучения дошкольников, так и формирование
полноценной учебной деятельности учащихся
начальных классов.
Наблюдения школьных психологов и учителей дают
основания полагать, что попытка перехода детей к
обучению с шести лет не всегда оказывается
удачной. Однако и в классах, где обучаются
семилетние дети, встречаются ученики, которые с
самого начала испытывают значительные
трудности. Основной причиной их неуспеха
является интеллектуальная неготовность к
школьному обучению.
Сама
логика жизни подсказывает, что необходимо
разрабатывать показатели психологической
готовности детей к школе, а не ориентироваться
лишь на физический или паспортный возраст детей.
Четкий анализ критериев готовности к школьному
обучению позволяет, по нашему мнению, свести к
минимуму разнобой в подходах к вопросу
готовности детей к школе.
Среди многообразия факторов, диагностируемых
школьными психологами и учителями при
определении уровня готовности детей к школьному
обучению, необходимо выделить диагностику
познавательных психических процессов: памяти,
мышления, воображения и других.
Открытые в начале XX века выдающимся советским
психологом Л.С. Выготским законы психического
развития ребенка позволили его последователям и
ученикам А.Н. Леонтьеву, А.В. Запорожцу,
П.И. Зинченко, П.Я. Гальперину,
Л.И. Божович, В.В. Давыдову и др. более
глубоко изучить проблему ведущей деятельности в
развитии ребенка, проанализировать основные
типы этой деятельности в онтогенезе, изучить
специфические особенности перехода внешней
деятельности во внутреннюю, закономерности
процесса интериоризации, проанализировать
строение и формирование предметного действия.
Разделяя эти идеи, Д.Б. Эльконин создал
концепцию периодизации детства. Согласно его
гипотезе, в процессе развития ребенка сначала
происходит освоение мотивационной стороны
деятельности, а затем —
операционально-технической.
Мотивационно-смысловая сфера определяется
отношениями ребенка с другими людьми, а
операционально-техническая — его отношениями с
предметным миром.
Они развиваются в диалектическом единстве, и их
разделение — лишь теоретическая абстракция. При
усвоении общественно выработанных способов
действий с предметами и происходит формирование
ребенка как члена общества.
Каждый период детства имеет свои особые,
неповторимые достоинства, присущие только
определенному этапу развития. Есть основания
считать, что в отдельные периоды детства
возникают повышенные возможности развития
психики в тех или иных направлениях, а затем
такие возможности постепенно или резко
ослабевают.
И.Ю. Кулагина, говоря о шестилетних детях,
упоминает точку зрения Д.Б. Эльконина о том,
что переход на следующий, более высокий этап
развития детей определяется тем, насколько полно
прожит предшествующий период, насколько созрели
те внутренние противоречия, которые могут
решиться путем такого перехода. Если же он
совершен до того, как эти противоречия созрели,
искусственно форсирован без учета объективных
факторов, — то существенно пострадает
формирование личности ребенка.
ВОЗРАСТНЫЕ КРИТЕРИИ
Развивая идеи Л.С. Выготского,
Д.К. Эльконин предложил рассматривать каждый
психический возраст на основе следующих
критериев:
1. Социальная ситуация развития. Это та
система отношений, в которую ребенок вступает в
обществе, то, как он ориентируется в этой системе
отношений.
2. Ведущий тип деятельности ребенка в этот
период. При этом необходимо рассматривать не
только вид деятельности, но и ее структуру и
анализировать, почему именно этот тип
деятельности является ведущим.
3. Основные новообразования развития. Важно
показать, как новые достижения в развитии
перерастают социальную ситуацию и ведут к ее
«взрыву» — кризису.
4. Кризис. Кризис — переломная точка на кривой
детского развития, отделяющая один возраст от
другого. Можно сказать вслед за Л.С. Выготским:
«Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их
необходимо было бы выдумать теоретически».
Раскрыть психологическую сущность кризиса —
значит понять внутреннюю динамику развития в
этот период.
Разрабатывая проблему обучения и развития,
Л.С. Выготский предложил принципиально новую
их связь. Для конкретизации этой связи он ввел
понятие «зона ближайшего развития».
Данные Л.С. Выготского позволили ему
утверждать, что расхождение в зонах ближайшего
развития оказывает существенное влияние на
обучение детей в школе, тогда как уровень
актуального развития при этом имеет гораздо
меньшее значение.
НОВООБРАЗОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
По данным Л.Ф. Обуховой, основными
психологическими новообразованиями дошкольного
возраста являются следующие:
1. Возникновение первого схематичного абриса
цельного детского мировоззрения.
Все, что ребенок видит, он пытается привести в
порядок, найти закономерные отношения, в которые
укладывается такой непостоянный окружающий мир.
2. Возникновение первичных этических инстанций:
«что такое хорошо и что такое плохо». Эти
этические инстанции растут рядом с
эстетическими: «красивое не может быть плохим».
3. Возникновение соподчинения мотивов.
В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание
обдуманных действий над импульсивными.
Преодоление непосредственных желаний
определяется не только ожиданием награды или
наказания со стороны взрослого, но и высказанным
обещанием самого ребенка (принцип «данного
слова»).
Говоря об уровне волевого развития ребенка,
В.С. Мухина подчеркивает, что «у разных детей
этот уровень оказывается различным, но типичной
чертой, отличающей шестилетних детей, является
соподчинение мотивов, которое дает ребенку
возможность управлять своим поведением и
которое необходимо для того, чтобы сразу же,
придя в 1-й класс, включиться в общую
деятельность, принять систему требований,
предъявляемых школой и учителем».
4. Возникновение произвольного поведения.
Произвольное поведение — это поведение,
опосредованное определенным представлением.
Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном
возрасте ориентирующий поведение образ сначала
существует в конкретной наглядной форме, но
затем становится все более и более обобщенным,
выступает в форме правила или нормы.
5. Возникновение личного сознания. Стремление
к осуществлению общественно значимой и
общественно оцениваемой деятельности. У
дошкольника возникает осознание возможностей
своих действий, он начинает понимать, что не все
может. В данном случае речь идет об осознании
своего места в системе общественных отношений.
МАЛЫЙ КРИЗИС
На основе возникновения личного сознания
возникает так называемый кризис 7 лет. У
ребенка появляется новая внутренняя жизнь, жизнь
переживаний, которая прямо и непосредственно
накладывается на внешнюю. Благодаря
возникновению внутренней жизни становится
возможной ориентация внешнего поведения,
обобщения переживаний.
Согласно классификации, предложенной
Д.Б. Элькониным, кризис 7 лет относится к «малым
кризисам», в которых негативные проявления
выражены значительно слабее, чем в «больших» — 3
и 11–12 лет. Его острое протекание — не общая
закономерность, а отклонение, вызванное
неблагоприятными условиями воспитания. Таким
образом, выраженные негативные проявления
кризиса 6–7 лет могут быть выявлены не в массовых
исследованиях, а лишь при изучении отдельных
«трудных» детей.
Термин «кризис» используется Д.Б. Элькониным
для характеристики качественного скачка в
психическом развитии, а не только при описании
негативных проявлений.
Д.Б. Эльконин считает, что ребенок переходит в
новый возраст тогда, когда появляется ориентация
на смысл поступка. В этой связи очень актуальной
становится проблема диагностики наступления
этого переходного момента. Именно с этой
проблемой напрямую связана проблема
готовности к школе. Л.С. Выготский говорил,
что готовность к школьному обучению формируется
в ходе самого обучения.
Таким образом, в период дошкольного детства
происходит интенсивное освоение
мотивационно-потребностной сферы учебной
деятельности. В игровой деятельности ребенок
сначала эмоционально, затем интеллектуально
овладевает всей системой человеческих
отношений. Освоив основные смыслы деятельности
взрослых, ребенок хочет включиться в общественно
значимую и общественно оцениваемую
деятельность, занять новую социальную позицию.
ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА
В качестве основных задач начального этапа
обучения Д.Б. Эльконин выделяет следующие:
1. Подведение детей к предметному обучению в
логике научных знаний, раскрытие перед ними
тех основных и фундаментальных свойств
изучаемой области действительности, которые и
составляют содержание данной науки.
2. Формирование у детей учебной деятельности, имеющей
свои задачи и способы.
3. Формирование мотивов учения и
интеллектуальное развитие детей.
Быть готовым к школьному обучению — значит,
прежде всего, обладать умением обобщать и
дифференцировать предметы и явления окружающего
мира. Обобщение — мыслительная операция,
являющаяся основой формирования научных знаний.
Л.С. Выготский рассматривал обобщение как
особое свойство отражения действительности в
сознании человека.
Учебная деятельность, по мнению Д.Б. Эльконина,
состоит из нескольких взаимосвязанных
компонентов, в том числе действий контроля и
оценки.
Эти действия зависят от умения младшего
школьника учитывать позицию другого и тем самым
взглянуть на то, что он делает, и на самого себя со
стороны. Дошкольники в полной мере этим не
владеют, и поэтому, по мнению Л.С. Выготского,
обобщенная самооценка им не свойственна.
Дети, готовые к овладению учебной деятельностью,
должны, по мнению Е.Е. Кравцовой, такой
способностью обладать. Они должны в своей
индивидуальной деятельности учитывать разные
позиции.
Иными словами, готовность к школьному обучению
формируется в процессе осуществления учебной
деятельности.
Возрастные особенности развиваются в самом
процессе взаимодействия ребенка с окружающим
миром. Среди внутренних условий, присущих
возрасту, есть и такие, которые представляют
собой результат развития природных свойств.
Возрастные периоды представляют собой
необходимые стадии развития, и нельзя
«перепрыгнуть» через какую-нибудь из них.
Таким образом, для диагностики психического
развития в переходные периоды (каковым является
переход от дошкольного к школьному возрасту) в
схему диагностики готовности к обучению в школе
нужно включить данные как по новообразованиям
дошкольного возраста, так и по начальным формам
деятельности следующего периода, а также об
уровне развития симптомов, характеризующих
наступление переходного периода.
НЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНО
В познавательном плане ребенок ко времени
поступления в школу уже достигает весьма
высокого уровня развития, обеспечивающего
свободное усвоение учебной программы. Однако
психологическая готовность к школе только этим
не ограничивается. Кроме развитых
познавательных процессов: восприятия, внимания,
воображения, памяти, мышления и речи, — она
определяется и сформированными личностными
качествами, включающими интересы, мотивы,
способности, черты характера, а также
особенности, связанные с выполнением различных
видов деятельности.
К поступлению в школу у ребенка должен быть
достаточно развит самоконтроль, трудовые умения
и навыки, умение общаться с людьми, ролевое
поведение. Для того чтобы ребенок был
практически готов к обучению и усвоению знаний,
необходимо, чтобы каждая из названных
характеристик была достаточно развита.
Обсуждая проблему готовности к школе,
Д.Б. Эльконин на первое место ставил
сформированность необходимых предпосылок
учебной деятельности.
Анализируя эти предпосылки, ученые выделили
следующие параметры:
- умение детей сознательно
подчинить свои действия правилу, обобщенно
определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на
заданную систему требований;
- умение внимательно слушать
говорящего и точно выполнять задания,
предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно
выполнить требуемое задание по зрительно
воспринимаемому образцу.
Это фактически параметры развития
произвольности, являющиеся частью
психологической готовности к школе, на которые
опирается обучение первого года в школе.
Р.В. Овчарова выделяет линии, по которым
должна, по ее мнению, вестись подготовка к школе:
во-первых, это общее развитие;
во-вторых, это воспитание умения произвольно
управлять собой;
в-третьих, формирование мотивов, побуждающих к
учению.
ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ
Говоря о мотивационной готовности детей к
учению, следует иметь в виду потребность в
достижении успехов, самооценку и уровень
притязаний. Важно, чтобы самооценка была
адекватной, а уровень притязаний соответствовал
реальным возможностям ребенка.
Были выделены две группы мотивов учения:
широкие социальные мотивы учения, или мотивы,
связанные «с потребностями ребенка в общении с
другими людьми, в их оценке и одобрении, с
желаниями ученика занять определенное место в
системе доступных ему общественных отношений»;
мотивы, связанные непосредственно с учебной
деятельностью, или «познавательные интересы
детей, потребность в интеллектуальной
активности и в овладении новыми умениями,
навыками и знаниями».
Изучение центрального психологического
новообразования данного возрастного периода —
кризиса 7 лет — требует учета того
обстоятельства, что в данном возрасте происходит
смена ведущей деятельности — сюжетно-ролевая
игра уступает место учебной деятельности, и
диагностику психического развития ребенка на
этапе перехода от дошкольного к младшему
школьному возрасту необходимо осуществлять по
генеральным линиям развития отдельных
психических процессов в различные периоды
детства.
Д.Б. Эльконин предложил в переходный период
вести диагностику по генеральным линиям
развития психических процессов:
— линии формирования произвольного поведения;
— линии овладения средствами и эталонами
познавательной деятельности;
— линии перехода от эгоцентризма к децентрации.
К этим трем линиям следует добавить мотивационную
готовность ребенка к школьному обучению. При
таком понимании процесса психического развития
Д.Б. Эльконин предлагает строить его
диагностику на следующих принципах:
«Прежде всего, содержание диагностируемых
сторон психического развития в каждом отдельном
возрастном периоде должно отражать уровень
сформированности и прогноз дальнейшего развития
ведущего типа деятельности, ее основных
структурных компонентов, а также уровень
сформированности и прогноз развития основных
новообразований в умственном и мотивационном
развитии. Точкой отсчета для определения
развития в каждый данный момент выступает
уровень, достигаемый к концу периода в
оптимальных условиях обучения и воспитания.
Таким образом, для каждого возрастного периода
должна существовать своя, особая по содержанию
система диагностических сторон психического
развития: одна — для дошкольного периода
развития, другая — для младшего школьного
возраста и, наконец, третья — для подросткового
периода развития».
ЗАДАЧИ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Психолого-социальное обследование готовности
к школьному обучению ставит перед собой
следующие задачи:
1) понимание особенностей психического развития
детей с целью определения индивидуального
подхода к обучению;
2) выявление детей, не готовых к школьному
обучению, с целью проведения с ними развивающей
работы, направленной на профилактику школьной
неуспеваемости и дезадаптации;
3) распределение будущих первоклассников по
классам в соответствии с «зоной ближайшего
развития», что позволит каждому ребенку
развиваться в оптимальном для него режиме;
4) отсрочка на один год начала обучения детей, не
готовых к школьному обучению.
Для выявления детей, не готовых к школьному
обучению, с целью проведения с ними
развивающей работы незаменима методика
определения стадии интеллектуального развития,
описанная Н.Ф. Талызиной и Ю.В. Карповым.
Результаты диагностики по этой методике
позволяют сформулировать грамотные, четкие
рекомендации для родителей по развитию
интеллекта ребенка.
Распределение будущих учеников по классам в
соответствии с их «зоной ближайшего развития» также
возможно организовать, основываясь на данных,
полученных при помощи методики Н.Ф. Талызиной.
Обучение можно организовать гораздо
эффективнее, когда дети в классе находятся на
одной или на близких стадиях интеллектуального
развития.
Отсрочка на один год для детей, не готовых к
школьному обучению, необходима в том случае,
если у ребенка выявлены психологические
проявления минимальных мозговых дисфункций.
Зная, что работоспособность мозга наращивается и
нормализуется по мере взросления ребенка и при
отсутствии переутомления, необходимо обеспечить
«мягкое», замедленное включение в учебу таких
детей. Лучше, если ребенок пойдет в школу позже,
например с восьми лет, но ни в коем случае не в
шесть.
НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ
Исследование проводилось в средней школе № 26
г. Бобруйска. Из обследованных детей были
сформированы экспериментальная и контрольная
группы, близкие по возрастной и социальной
характеристикам.
Гипотеза проводимого нами психолого-социального
исследования предполагала оптимизацию
готовности ребенка к школьному обучению при
условии своевременной психодиагностики,
коррекционных и развивающих психических
воздействий.
По результатам диагностики была разработана
программа и составлен цикл
коррекционно-развивающих занятий для
экспериментальной группы.
Диагностика велась с помощью следующих методик:
- диагностика стадий
интеллектуального развития ребенка, описанных
Н.Ф. Талызиной и Ю.В. Карповым;
- тесты на развитие аудиальной,
визуальной и оперативной памяти;
- графический диктант,
разработанный Д.Б. Элькониным;
- тест на развитость
самоконтроля поведения старшего дошкольника;
- методика исследования
мотивации учения у старших дошкольников и
первоклассников, предложенная М.Р. Гинзбург.
Используемые методики позволили
проанализировать все выделенные нами
направления обследования.
Результаты психолого-социального исследования
готовности к школе детей 6- и 7-летнего возраста
позволяют сделать следующие выводы:
1. Готовность к школьному обучению формируется в
процессе самого школьного обучения.
2. Все три генеральные линии в развитии (по Д.Б.
Эльконину) одинаково важны, и ни одну из них
нельзя упустить из виду, оценивая степень
готовности ребенка к школьному обучению.
Отставание в развитии хотя бы в одном
направлении приводит к нарушению адаптации
ребенка к учебной деятельности, а иногда и к ее
дезорганизации.
3. Целенаправленно организованная
психокоррекционная программа развивающих
занятий в экспериментальной группе позволила
активизировать подготовку детей к школе.
4. При повторном обследовании наблюдалось
улучшение показателей развития психических
процессов в экспериментальной группе по
сравнению с контрольной:
— при повторной диагностике число детей, готовых
к обучению в школе, увеличилось в
экспериментальной группе на 74%, в то время как в
контрольной группе лишь на 26%;
— учебная мотивация у детей в экспериментальной
группе увеличилась на 13%, а в контрольной
снизилась на 60%;
— уровень самоконтроля у детей в
экспериментальной группе увеличился на 50% против
27% в контрольной.
5. Улучшение показателей свидетельствует об
эффективности предложенных психокоррекционных
воздействий.
6. Наблюдения за изменением некоторых
психометрических показателей интеллектуальной
и мотивационной готовности детей к обучению в
школе (при сравнительном анализе показателей
первого и повторного психолого-социального
обследования) позволяют сделать вывод о
невысоком их росте в силу недостаточно
разработанных элементов
коррекционно-развивающей программы. Изменения в
программу мы предполагаем внести в процессе
практической работы.
Татьяна МАКАРЕНКО,
педагог-психолог,
г. Бобруйск, Белоруссия
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдурасулова Т.Д. Нормативная
психодиагностика психологических предпосылок
готовности к обучению в школе у детей 4—5 лет // М.:
Вопросы психологии, 1997, № 2 (март—апрель).
2. Божович Л.И. Проблема развития
мотивационной сферы ребенка / Хрестоматия по
психологии: Учебное пособие для студентов
пединститутов (сост. В.В. Мироненко; под ред.
А.В. Петровского).
М.: Просвещение, 1977.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.
2. Проблемы общей психологии / Под ред.
В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология /
Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное
пособие. М.: Просвещение, 1997.
5. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки
умственных способностей // Хрестоматия по
психологии: Учебное пособие для студентов
пединститутов (сост. В.В. Мироненко; под ред.
А.А. Петровского). М.: Просвещение, 1977.
6. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.:
Просвещение, 1990.
7. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие
для студентов высш. пед. учебн. завед. Кн. 2.
Психология образования. 2-е изд. М.: Просвещение:
ВЛАДОС, 1995.
8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории,
факты, проблемы. М., 1995.
9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного
психолога. М: Просвещение, Учебная литература, 1996.
10. Особенности психического развития детей
6—7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина,
А.Л. Венгера. М.: Просвещение, 1988.
11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации
психического развития в детском возрасте //
Вопросы психологии, 1971, № 1.
12. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы
диагностики психического развития детей //
Диагностика учебной деятельности и
интеллектуального развития детей. М.:
Просвещение, 1981. |